Вредные советы для родителей: как воспитать тревожного ребенка

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Как избавить ребёнка от страхов?

Собственно, любой страх – это защитная реакция организма на внешний раздражитель. Если бы мы не боялись ничего, то лихо прыгали бы с девятиэтажек, брали горячие кастрюли голыми руками и входили бы в клетку ко льву, чтобы дернуть его за кисточку на хвосте. В общем, человечество уже вряд ли существовало бы. Когда чего-то боится ребёнок (даже загадочного Буку), в сущности, он боится своей беззащитности от внешних проявлений. Из этого следует, что малышу надо эту защиту обеспечить, внушить это самое чувство защищенности. Объяснить, что он – сильный и замечательный, со всем справится.

Почему ребёнок боится?

Бояться ребёнок может по целому ряду причин.

Как избавить ребёнка от страхов?
  • Это может быть как объективный негативный опыт (например, укус собаки или ожог), психическое заболевание, так и просто символ взросления.
  • Большую роль играют и отношения с родителями. Например, если родители чрезмерно опекают ребенка, то малыш просто не учится сам решать проблемы окружающего мира, а когда сталкивается с ними – пугается.
  • Причиной детских страхов может быть и непонимание в семье – ребёнок может начать бояться развода родителей или их ссор (причём, у малыша при размолвках папы и мамы может подскакивать температура, случаться обмороки). Также если родители не уверены в правильности воспитания ребенка, малыш это чувствует и начинает бояться, что у него нет опоры – уверенных в нём родителей.

Что же делать, если у ребёнка возник страх?

Как избавить ребёнка от страхов?
  • Не уверяйте ребёнка, что бояться – это плохо.
  • Игнорируйте такие высказывания: «Не надо бояться», «Не будь как маленький», «Большие мальчишки (девчонки) не боятся». Такие реплики не удаляют страхи.
  • Не избегайте детских страхов, но и придавать им, чересчур большую роль не стоит, чтобы ребёнок не делал вид испуганного, для привлечения вашего внимания.
  • Отзываясь на страхи, говорите ребёнку следующее: первое, что испытывать страх – это нормально, а второе, лучше поговорить с кем-то о том, чего боишься и попросить поддержки. Убедите ребёнка: «Мама, папа (любой взрослый, кому ребёнок доверяет) убережёт тебя».
  • Самое главное – доверяйте малышу, будьте с ним рядом. Постарайтесь не лгать ему, если он спросит, например, больно ли ставить укол (иначе он потом перестанет верить родителям).
Читайте также:  Как разводить индюков в домашних условиях?

✔ Родительский висхолдинг: что это такое?

Родительский висхолдинг (с англ. withholding – «избегание», «увиливание») – комплекс психологических мер со стороны родителей, суть которых заключается в том, что под их воздействием ребенок не может открыто выражать свои эмоции и чувства.

Взрослые, используя те или иные манипулятивно-токсичные фразы и наказания, просто отказывают малышу в обсуждении той или иной волнующей его темы. Родительский висхолдинг можно сравнить с «отменой» слез, разочарования, огорчения, печали, боли и других испытываемых ребенком эмоций и чувств.

Малыш, находясь в эмоциональной зависимости от мамы и папы, ждет от них поддержки, понимания, заботы и любви. Родители же отказывают своему ребенку в праве выражать определенные эмоции и чувства. Особенно это касается тех негативных эмоций и чувств, которые тем или иным образом очерняют родителей, демонстрируют их негативные черты характера, заставляют брать на себя ответственность и т.д.

Как только ребенок начинает поднимать волнующую его тему, родители сразу же, лишь бы не отвечать по существу и не реагировать на эмоции малыша, начинают шутить, переводят разговор в совершенно другое русло, забалтывают или наказывают ребенка, переключают его внимание на совершенно другую тему и т.д.

Висхолдинг – очень хитрый манипулятивный прием, ведь родители практически никогда не отказываются от разговора с малышом. Они внимательно слушают его, улыбаются и отвечают на его вопросы, но свои ответы строят так, чтобы постоянно уводить ребенка от истинной сути вещей.

Очень часто взрослые, практикующие висхолдинг, переключают внимание ребенка со значимой и важной для него темы на ту тему, которая имеет особую важность и значимость конкретно для них. Делают они это при помощи определенных токсичных фраз и наказаний.

Причины детской истерики в возрасте 3-х лет

В этом возрасте происходят самые яркие приступы истерики у детей, которые возникают как на пустом месте. Детские психологи называют такое поведение кризисом трехлетнего возраста. Его проходят все малыши, но у каждого из них такой период протекает с разной интенсивностью эмоций и негативизма.

Читайте также:  Венерина мухоловка: описание, виды, выращивание и уход

Даже спокойные и послушные дети вдруг начинают упрямиться и своевольничать, делать все наперекор взрослым. Малыш вдруг начинает раздеваться на улице, если его пытаются потеплее укутать или на просьбу подойти, он наоборот убегает подальше. Так ребенок пытается исполнить свои желания, у него нет цели сделать что-то плохое. Просто он еще не умеет уступать другим, идти на компромисс.

Причины детской истерики в возрасте 3-х лет

Очень важно, чтобы такое поведение ребенка не стало способом манипулирования родителями для достижения своих целей. Ведь, если они однажды поддадутся на детские капризы, малыш поймет, что можно таким способом получить от взрослых все что угодно.

Приступы истерии у детей постепенно пройдут к четырехлетнему возрасту. Они станут чуть взрослее и научаться выражать свои эмоции, чувства и пожелания словами и диалогом.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

         Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Разговор с ребенком дошкольного возраста о смерти

Формирование правильного представления о жизни и смерти ложится на плечи родителей. Как же разговаривать с ребенком о смерти и отвечать на возникший поток детских вопросов? В дошкольном возрасте дети склонны все одушевлять и приписывать любому предмету человеческие черты, наделяя их особым смыслом, поэтому разговор лучше построить в доступной для ребенка форме – сказки.

Образ потерянного близкого человека для ребенка можно сравнить с бабочкой, цветком или пчелкой. Начало может быть стандартное: «Жил-был…», а дальше ребенок сам примет активное участие в создании сказочной истории и поможет взрослому своими наводящими вопросами.

Даже неверующий человек может сочинить и рассказать историю о том, что человек умер, совершив только добрые дела, но память о нем в сердцах его близких продолжает жить. Если сочинить сказку трудно, то можно просто рассказать историю из собственного детства.

Разговор также можно построить и серьезно, как если бы вы разговаривали со своим другом. Даже если ребенок не знает каких-то взрослых слов, он обязательно интуитивно поймет их значение.

Не стоит употреблять в серьезном разговоре с ребенком таких фраз, как «вечный сон» и негативных описаний, которые, наоборот могут усугубить у ребенка проблемы со сном, и не помогут преодолеть возникший страх смерти.

не давайте ребенку внятных советов и объяснений

Позвольте ему самому гадать, как правильно решать проблемы, и, чтобы еще больше его напугать, злитесь на него за каждую ошибку. Дети ощущают себя особенно уязвимыми, когда им приходится самим о себе заботиться.

Не показывайте ему на своем примере, как ведет себя взрослый человек, не учите справляться с жизненными трудностями. Постоянно находясь в смятении, ребенок начнет ощущать себя неполноценным. Вдобавок, поскольку вы ничего ему не объясняете, он почувствует себя еще и ненужным. Ведь если бы вы его ценили, то наверняка готовы были бы тратить время и силы, чтобы дать ему важные жизненные уроки.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система и «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

Выявление проблем

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах