Враг внутри нас: психологические кризисы взрослой жизни

Возрастные кризисы у детей – определённые периоды развития, связанные с теми или иными изменениями в жизни и выражающиеся негативными эмоциями. Как они проявляются? Что делать родителям, если наступил кризисный возраст?

​Причины появления кризиса трёх лет

Специалисты отмечают, что кризис трёх лет — это закономерный этап в развитии любого малыша. У него нет чётких возрастных рамок и точного периода продолжительности. Первые его признаки можно заметить у малышей уже в 1,5—2 года. Но пик развития кризисных проявлений достигается к возрасту 2,5—3 лет. От поведения родителей зависит сколько длиться кризис 3 лет у их сына или дочки.

Основной причиной возникновения кризисной ситуации психологи считают естественное развитие детской психики. В это время младенец, опираясь на имеющийся опыт, переходит на более высокий уровень развития личности, осваивает новые умения, учится новым способам взаимодействия с окружающим миром.

Второстепенной причиной, влияющей на развитие кризиса у трёхлеток, является несоответствие между уровнем желаний и потребностей маленькой личности с её знаниями и умениями.

Степень интенсивности кризисных проявлений зависит от реакции родителей на изменяющееся поведение своего малыша и их готовности принимать их.

Почему возникает психологический кризис

На протяжении многих лет возрастная психология делала акцент на трудности детского возраста и периодов, предшествующих взрослению. Но мы меняемся на протяжении всей жизни. Поэтому в последнее время специалисты стали уделять внимание изучению переломных промежутков взрослости.

От того, как трансформируется психика, зависит наше место и роль в обществе.

Сущность понятия «кризис» подразумевает невозможность реализации внутренних личностных потребностей в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Изучение этого вопроса привело психологов к неожиданному выводу: возраст сам по себе не провоцирует начало кризисного периода. Гораздо важнее уровень личностного развития, обусловленный пережитым опытом, достижениями, неудачами, родом занятий, сформированными стереотипами поведения и жизненными установками.

Значение приобретает именно степень реализации первоначального жизненного замысла.

Почему возникает психологический кризис

Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский считал, что во время критического периода происходят качественные положительные изменения, позволяющие личности перейти на более высокую ступень развития.

По мнению ведущих психологов проблемы взрослости определяются:

  • физиологическими особенностями и показателями индивида;
  • окружающими социально-бытовыми условиями;
  • субъективным пониманием человеком собственной реализованности;
  • гендерной принадлежностью и ожиданиями, предъявляемыми обществом к представителю того или иного пола.

Сложный период сопровождается острым эмоциональным состоянием, возникшим в связи с невозможностью разрешения внутриличностного конфликта знакомыми и доступными индивиду способами.

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка — еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция — ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой. [1]

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями — интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.

  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.

  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.

  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.

  • Нарушение родительских табу — первый опыт употребления алкоголя и курения.

  • Показное равнодушие ко всему окружающему.

  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.

  • Депрессивные состояния.

  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов — влюбленность, новые друзья и интересы. [2]

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания. [3]

  1. Кризис независимости

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем — строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

  1. Кризис зависимости

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

Читайте также:  Дзен в большом городе — линия Hydra Zen от Lancôme

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости. Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют. [3]

Кризисы у детей, связанные с возрастом: особенности периода

Взросление ребёнка проходит в несколько этапов. Когда наступает переход из одной стадии в другую, говорят о кризисном периоде. Он возникает вследствие завершения определённых процессов развития детей, физиологических и психологических перестроек в их организме.

Психологи различают несколько детских кризисов по годам. Каждый период имеет свои особенности. Родителям стоит знать об этих проявлениях больше, чтобы своевременно выявить и принять меры по их преодолению. Итак, выделяют следующие типы кризисных периодов:

  1. Новорождённости

Детские кризисы начинаются уже с момента рождения. Новорождённый младенец переходит к самостоятельному существованию после нахождения в утробе матери. Это становится для него стрессом, поэтому и возникает первый кризисный период.

Малышу приходится учиться жить вне материнского организма, привыкать дышать и питаться самому. Также требуется адаптироваться к новым условиям, звукам, свету и прочим окружающим факторам, с которыми необходимо уживаться человеку.

На привыкание уходит примерно около двух месяцев. В это время родителям важно максимально заботиться о младенце, ухаживать за ним, окружать вниманием и любовью. Мама и папа должны помочь новорождённому привыкнуть к новой среде.

Первые месяцы жизни малыша трудные для родителей и самого ребёнка. Но по истечении двух месяцев всё налаживается, малыш начинает активно контактировать с людьми, становится более приспособленным к условиям окружающей среды. Поэтому наступает некоторое облегчение.

  1. Одного года

После кризиса новорождённости наступает следующий непростой период, когда малышу исполняется один год. В этом возрасте дети начинают осваивать хождение, речь. Из-за этого у них возникает возможность делать то, что запрещается, к примеру, брать мамины вещи, рассыпать муку на кухне, таскать котят за хвосты и многое другое.

Ведь понимания, что можно, а что нельзя, у малышей ещё нет. Они только начинают сталкиваться с запретами, поэтому реагируют на них очень бурно, относятся с непониманием. Всё это выливается в громкие крики, агрессию, топот ногами и прочие жесты, демонстрирующие неприятие требований взрослых.

  1. Трёх лет

После детского кризиса годовалого возраста наступает нелёгкий период, когда ребёнку исполняется 3 года. Данное время чувствуется для родителей особо остро, так как малыш уже начинает проявлять характер, и противостоять ему становится крайне сложно.

В этот период активно проявляются капризы, истерики по каждому случаю, непослушание. Ребёнок старается показать себя взрослым и самостоятельным человеком, его раздражают критика и запреты со стороны родителей. Дети могут даже отвечать мамам и папам не только криками, но и укусами, рукоприкладством.

  1. Семи лет

В 7-летнем возрасте ребёнок активно стремится освоиться в обществе, заводить новые знакомства. Также он становится более восприимчивым к мнению других людей, особенно сверстников. Тем более у детей в этот период появляется новый статус – школьники.

Ребёнок уже перестаёт быть малышом с примитивным пониманием мира, он утрачивает свою наивность, детскую непосредственность. Теперь родителям становится сложнее понять его, особенно вследствие того, что идти на контакт с матерью и отцом такие детки готовы не всегда.

  1. Подросткового возраста

Наиболее тяжёлый период для родителей наступает, когда дети становятся подростками. В этот кризисный период происходит перестройка гормонального фона в организме, наступает половое созревание, характер и поведение детей кардинально изменяются.

Подростки всё больше хотят казаться взрослыми, отрицают свою несамостоятельность, не желают реагировать на запреты, конфликтуют с родителями. Они активно меняют свой имидж, пытаются занять определённое место в обществе, часто меняют увлечения и интересы. Подростки отличаются раздражительностью, агрессивностью, протестами против всего мира, но в то же время являются очень ранимыми личностями.

  1. Юности

Кризис, возникающий в 17-18 лет, связан с необходимостью переходить к взрослой жизни, учиться нести за себя ответственность. Детям требуется выбирать будущую профессию, кому-то даже приходится уже устраиваться на работу. Парням и вовсе нужно готовиться к службе в армии.

В связи с этим возникают разные страхи, сопровождающиеся повышенной тревожностью, раздражительностью, нервозностью.

Когда начинается кризис среднего возраста?

Точных сроков, когда наступает кризис среднего возраста, не существует, но есть определённый временной промежуток с повышенной вероятностью его появления. Психологи относят его к промежутку 30-50 лет. Сам термин появился ещё в 1965 году. Его озвучил психоаналитик из Канады, Эллиот Джекс. Кстати, не все психологи убеждены в существовании этого явления. Кризис среднего возраста у мужчин после 40 гораздо чаще описывается в литературе, чем в науке.

Исследователи считают, что подобный кризис настигает далеко не у всех. И вовсе не обязательно это должно случиться в 40. Он может случиться в 20, 30 и 60 лет. Поэтому учёные от науки полагают, что явление связано с депрессией – самым распространённым психическим недугом нашего времени. Многие люди живут в ожидании переломного момента, но он может так и не наступить.

Когда начинается кризис среднего возраста?

Всего лишь 25% зрелых людей после 40 летнего юбилея отмечают у себя признаки эмоционального дискомфорта, а кризис 40 лет у женщин встречается и того реже. Профессор Д. Альмейда отмечает, что на этом явлении стали спекулировать, используя его как оправдание жизненных неудач. Иногда вместо резкой смены настроения происходит вялотекущий процесс так называемый «синдром существования» (утрата смысла жизни), который перемежается с экзистенциональным кризисом в стадии обострения.

Читайте также:  Детские страхи: виды, причины, преодоление

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое «горячо»: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Причины

Возрастная психология детей первых лет жизни определяет такие причины кризиса 1 года:

  1. Увеличение двигательной и познавательной деятельности ребенка;
  2. Лишние запреты на исследовательскую активность малыша со стороны родителей;
  3. Невозможность ребенка вести диалог с взрослыми (отсутствие речи);
  4. Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка.

Таким образом, подросший ребенок активизируется и начинает действовать самостоятельно. Родители же не готовы к тому, чтобы их малыш, которого они привыкли опекать и оберегать от всего опасного, учился на своих ошибках. Они начинают ему все запрещать. Это вызывает негативные эмоции у крохи. Он пытается донести взрослым свое виденье ситуации, но не может это сделать. У него пока отсутствует речь, а родители не понимают его позывы.

Возрастная психология кризиса 6-лет: упрямство и непослушание

Школьный кризис 6-7 лет полон неприятных сюрпризов.

Первым в списке идет упрямство. Откровенно говоря, причиной упрямства может быть не только кризис, но он сопровождается упрямством всегда. Во время очередного «перетягивания каната», например в споре чистить или не чистить зубы, ребенку важен не столько результат спора, сколько процесс, возможность проявить свою волю.

Хорошего лекарства от упрямства нет. Говорите о своих чувствах: как вам тяжело и как вы чувствуете глупость своего положения, что приходится спорить и проявлять родительский нажим в таких пустяках.

Также в возрастной психологии выделяют такой симптом кризиса 6-7 лет, как постоянное желание школьника спорить. Спор или высказывание неудовольствия ребенком возникают в ответ на просьбу или напоминание о домашних обязанностях. Интересно, что в дебатах ваш ребенок использует логические доводы и аргументы, вполне весомые для данной ситуации: «А ты тоже не всегда убираешь за собой», «Почему папа долго смотрит телевизор, а мне нельзя?». Маленький человек заявляет о равенстве своих прав с другими членами человеческого сообщества.

Ещё одна особенность кризиса 6-7 лет – непослушание. В отличие от упрямства и спора непослушанию может предшествовать согласие, но последующего выполнения не последует. Один из серьезных атрибутов взрослости — ответственность за свои поступки и принятие их последствий. Это не самая сладкая конфета зрелости, дары детства в виде беспечности намного приятнее. Для любого человека возможность получить больше прав, но при этом меньше обязанностей — большое искушение, что уж говорить о ребенке.

На пути преодоления кризиса 6-7 лет помогут разъяснительные беседы на тему ответственности. Надо ли говорить, что, ведя разговор, как великий совершенный мудрец, вы можете и не привлечь ребенка на свою сторону. Согласитесь с ним, что не выполнить — это заманчиво и очень легко, и вас также посещают подобные идеи. Но в этих ситуациях вам приходится включать ответственность.

Ключевые рекомендации

Дети этого возраста эмоционально уязвимые. У них формируется чувство собственного достоинства, которое внешне может проявляться в виде гнева на любое унижение или позитивного переживания похвалы.

Во избежание негативных реакций у ребенка во время кризиса, необходимо следовать базовым рекомендациям.

  1. Негативные симптомы у чада возникают вследствие появления новых требований, которых кажется очень много. Малыш не справляется и начинает протестовать. Не стоит давить на ребенка, заинтересуйте его, придумайте поучительную историю, чтобы он сам захотел выполнить задание.
  2. В 6-7 лет отпрыск способен принимать определенные решения, согласно своему опыту. Дайте возможность ему выбирать. Например, во время обеда спросите, какой хлеб он предпочитает белый или черный; собираясь на прогулку, поинтересуйтесь, какую кофту он хочет надеть.
  3. Если малыш не соглашается с Вами, спорит, не настаивайте на своем, дайте ему возможность обосновать свое мнение. Так, он научится не требовать чего-либо безосновательно. Вы сможете прислушиваться к мнению крохи, будете его слушать.
  4. Когда ребенок увлечен игрой, не стоит резко переключать его на письмо или чтение. Пусть он доиграет, а потом вместе напишите палочки или познакомьтесь с новой буквой. Не перегружайте заданиями, делайте перерывы.
  5. Относитесь к маленькому человеку, как ко взрослому. Советуйтесь с ним. Общайтесь на равных. Это даст чаду понять его значимость. Малыш научится принимать решения и нести за них ответственность.
  6. Не забывайте, что семилетка, хоть и взрослеет, остается все еще ребенком. Когда непослушание зашкаливает, почитайте сыну или дочке поучительную историю, или включите полезный мультфильм. Таким образом, Ваше поведение по отношению к отпрыску не будет авторитарным, а малыш последует положительному примеру любимого героя.
  7. Помните, что Ваш кроха – это не игрушка. Относитесь к нему, как к личности. Главная миссия родителей в период кризиса поддержать и направить ребенка.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку дальше познавать мир, пробовать что-то новое. Ведь именно в этом возрасте происходит переход малыша от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У чада появляется потребность создавать что-то новое.

Нельзя критиковать малыша. В возрасте 5-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Дитя может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если они не хвалят его, у ребенка понижается самооценка. А ведь именно в этом возрасте она формируется.

Нельзя злиться на малыша, когда он оттягивает выполнение какого-либо обязательства, которое не хочет делать. Родителям следует учесть, что он их слышит, это просто новый способ взаимоотношения со взрослыми, который ребенок только пробует в своей жизни. Особенности кризиса 7 лет заключаются в том, что малыш переосмысливает прежние правила и свою жизнь.