Возрастные особенности подростков: мышление, память, внимание.

Запоминание — это один из основных психических процессов, который позволяет людям обобщать их предыдущий жизненный опыт, обучаться навыкам, находить взаимосвязи между новыми объектами и уже знакомыми. Есть много способов, как развить память у ребенка, это поможет им в обучении и познании жизни.

Другие статьи на эту тему

31 марта 2020 20 христианских фильмов для просмотра всей семьёй 18 марта 2019 Как воспитать благочестивых детей в эти последние дни 24 января 2019 Наш невидимый Родитель 21 ноября 2018 Что происходит с подрастающим поколением и как с этим жить? 28 февраля 2020 Пристрастие к играм 23 января 2020 Как сражаться в молитве за детей 09 января 2020 10 качеств, которые мужья тайно любят в своих жёнах 04 марта 2019 Как одержать верх над искушением 06 мая 2018 Как ладить с трудными людьми 03 октября 2017 Как установить мир в отношениях?

Разновидности памяти

В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.

Образная память одной из первых развивается у детей. Они начинают запоминать образы, воспринятые через органы чувств, с возраста 1-1,5 лет. В первые годы жизни это основной тип запоминания. Лучше всего работает тактильная память — младенец познает мир через прикосновения.

Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.

Разновидности памяти

Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.

Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.

В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.

Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.

Процесс запоминания может быть непосредственным, когда впечатления естественным образом сохраняются из-за воздействия на органы чувств, или опосредованным — с применением ассоциаций или специальных мнемонических техник.

Читайте также:  Кошка и когтерез: как приучить животное стричь когти?

А недавно я даже словила себя на чувстве вины

Позже я осознала, что у этого решения есть еще один плюс: таким образом я давала своему ребенку образ человека, который готов нести ответственность за свои недоделки.

А спустя какое-то время у нас само собой сформировалось негласное правило: если один готовит, то другой убирает со стола. Аня просто в один день после того, как я позвала всех к столу, собрала и помыла всю посуду, а я в ответ поблагодарила ее, как будто так и надо. Так мы в очередной раз распределили между собой нагрузку, и каждый посчитал это разделение справедливым. Таким же образом у нас распределены обязанности по уходу за собакой, уборке квартиры.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Особенности мышления детей 6–лет

Мышление ребенка по-прежнему преимущественно наглядно-образное, как и в дошкольном возрасте. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.

Однако постепенно начинают появляться зачатки словесно-логического мышления. У ребенка формируется способность

  • обобщать,
  • сравнивать,
  • классифицировать объекты,
  • выделять существенные признаки,
  • устанавливать несложные причинно-следственные связи
  • и даже делать выводы.

Между тем, действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Очень важно учитывать особенности мышление при обучении. Иногда информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Советы психолога

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

  • спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
  • хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

  • обсуждайте с ребёнком школьную жизнь, а не только оценки. Какие традиционные вопросы у родителей, когда сын или дочь приходит из школы? Правильно: что получил сегодня и не нахватал ли двоек. А ведь можно спросить, что нового и интересного узнал ребёнок за день, какой урок и какой учитель понравились ему больше всего и много других более важных вещей, чем оценки;
  • ребёнок хочет самостоятельности? Предоставьте её. Пусть самостоятельно собирает портфель, готовит домашние задания и без напоминания заводит будильник. Это – его зона ответственности;
  • как и в любой другой период возрастного кризиса будьте последовательны. Если что-то запрещаете, значит, запрещаете всегда, при любых условиях;
  • не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за уроками, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
  • чёткий режим дня облегчит и вашу жизнь, и жизнь ребёнка. Время использования гаджетов тоже должно быть ограничено;
  • 7-летний ребёнок и так сталкивается с большим количеством требований в школе. В ответ на ваши «надо», «быстро», «сделал» он может проявить резкую негативную реакцию. Поэтому старайтесь доносить информацию в виде просьб и спокойным тоном;
  • не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает;
  • если симптомы кризиса 7 лет ярко выражены, ребёнок не хочет идти в школу, ведёт себя агрессивно и грубит, обратитесь за помощью к школьному психологу.
Советы психолога

Кризис 7 лет – вполне закономерное событие в жизни ребёнка. Исследования психологов давно показали, что те дети, которые имели явные кризисные симптомы, впоследствии лучше адаптировались к школе, нежели те, у кого наблюдались «стёртые» проявления. Поэтому не нужно бояться возрастных кризисов. Это ещё одна ступенька в развитии вашего ребёнка, которая поможет ему стать взрослее!

Читайте также:  Асфиксия новорожденных: помощь и лечение

Читайте также о воспитании младшего школьника:

  • Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям
  • Ребёнок закатывает истерики – что делать родителям
  • «Моего ребёнка побил другой»: как реагировать на детские драки?
  • Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?
  • «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

3

Травяные сборы

Для того чтобы улучшить свою память не обязательно сразу прибегать к медикаментозному лечению. Довольно много средств есть в народной медицине, которые оказывают, как профилактическое, так и лечебное воздействие.

Настойка из клевера

Для того чтобы приготовить данный настой, вам потребуется половина литровой банки головок клевера. Добавьте к ним ½ литра водки, накройте крышкой и спрячьте в темное место. Настаивайте в течение двух недель, помешивая при этом его ежедневно. Спустя обозначенное время перелейте полученную жидкость в темную емкость. Принимайте по 1 столовой ложке во второй половине дня на протяжении трех недель. Затем делаете такой же перерыв и повторяете процедуру. Курс лечения должен составить 3 месяца.

Кора рябины красной

На одну столовую ложки коры добавьте стакан кипятка и подержите на медленном огне минут 10. Затем перелейте все термос и оставьте настаиваться на 6 часов. Принимать нужно 3 раза в день на протяжении одного месяца. Данный курс должен повторяться дважды в год, желательно не в летнее время. Отвар поможет не только улучшить память, но и насытит организм витаминами и укрепит иммунитет.

Елена Малышева в своей передаче расскажет про травы и специи для улучшения памяти.

Травяной сбор

Перед тем, как начать готовить настой, смешайте травы в сухом виде: листья малины – 6 чайных ложек, бруснику – 6 чайных ложек, душицу – 2 чайных ложки и бадан – 8 чайных ложек. Затем из полученной смеси, возьмите одну столовую ложку и залейте сбор ½ литрами закипевшей воды. Подержите на огне 10 минут, после чего накройте посуду и оставьте на 2 часа. Пить данный сбор необходимо по два раза в день, минимум 3 недели. Курс проводится 2 раза в год.

Читайте также:  Агрессия у детей: причины и методы преодоления

Шалфей и мята

Возьмите по 2 чайные ложки сухой мяты и шалфея. Поместите травы в термос и залейте их 500 мл закипевшей воды. Перед тем, как начать пить настой, его необходимо процедить. Принимайте четыре раза в день по 50 гр минут за 30 до еды.

«Бабушкин» рецепт

Для приготовления настоя вам потребуется около пяти столовых иголок сосны, которые необходимо будет измельчить. Добавьте к ним луковую шелуху и плоды шиповника (по две столовых ложки). Полученную смесь заливаем литром холодной воды и кипятим около 10 минут. Оставьте настой на ночь в теплом месте. Курс длится две недели. Каждый день принимайте по 1 столовой ложки 5 раз.

Как детдомовцы относятся к кровной семье?

— Давайте перейдем к вашему исследованию.

Александра Омельченко:

— Эту работу фонд «Дети наши» проводил при поддержке «Центра доказательного проектирования» при МГППУ и Фонда Тимченко.

В группу опроса попало сорок детей. Это были дети от двенадцати до семнадцати лет, они не были изъяты в раннем детстве, помнили о своей кровной семье и никогда не жили в замещающих. Мы специально искали такие чистые ситуации, чтобы воспоминания о семьях не путались, такое тоже бывает.

— То есть, вы работали с детьми, которых в кругах, близких к теме устройства, иногда называют «непристраиваемой категорией»?

Как детдомовцы относятся к кровной семье?

Ну, мы их так не называем, но подростки, действительно, входят в эту группу.

— Каковы были цели исследования?

Цель исследования — получение целостной картины восприятия кровной семьи воспитанниками интернатных учреждений.

Самый главный вывод, к которому мы пришли, — дети сохраняют массу позитивных воспоминаний о жизни в кровной семье.

Конечно, эти воспоминания не могут быть свидетельством действительно благополучной жизни детей до попадания в детский дом. Но они достаточны для того, чтобы сделать вывод: жизнь воспитанников в кровных семьях — это не тот период, о котором они хотели бы только забыть. Интересно, что в чувствах к собственным родителям, мамам и папам, у детей преобладала радость.

Также выяснилось, что в воспитании детей, помимо родителей, принимало участие много родственников, и дети хотят продолжать с ними общаться.

Дети в своих рассказах упоминали и дядь, и теть, и крестных, и бабушек, и прабабушек. И значит, работа с кровной семьей должна подразумевать семью расширенную.

Советы родителям по оптимизации памяти у детей.

текст, который запоминает ребёнок, выясните понятен текст малышу.

малыша тем материалом, который он запоминает. Мотивируйте процесс запоминания.

время для запоминания на временные отрезки, текст на абзацы.

заучивании текста проговаривать его в слух.

текст, попросите малыша, повторить на следующий день.

выявлении признаков утомления у ребёнка, сделайте перерыв.

Наукой доказано, способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий головного мозга.

Каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления.

Правое полушарие головного мозга человека в ответе за эмоции, интуицию, творчество, ориентацию в пространстве, воображение, музыкальность и мечтания.

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Советы родителям по оптимизации памяти у детей.

Левое полушарие головного мозга человека специализируется на анализе фактов, речи, способностях к изучению иностранных языков, письме и логике, запоминании фактов, имен, дат.

Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками.

Активна правая рука, начинает работать левое полушарие. И наоборот.

«Рука-это вышедший наружу головной мозг»  (философ, педагог Иммануил Кант)

Учеными было установлено, что чем теснее связь между левым и правым полушариями мозга, тем успешнее и быстрее проходит процесс обучения.

Главная задача ментальной арифметики- заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе.

Это возможно при выполнении математических операций на счётах обеими руками одновременно.

Благодаря этому происходит активизация работы правого и левого полушарий головного мозга.

Что способствует гармоничному развитию личности.