Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.
Кризис одного года – «младенческий»
Возрастной кризис в дошкольный период – это естественный процесс, который необходим ребенку для дальнейшего развития и становления личности. Его можно назвать переходом на новую ступень возможностей и самостоятельности.
Первый пиковый момент наблюдается в период с 9 месяцев до полутора лет. У ребенка в этот период не только увеличивается круг потребностей, но и происходит первое осознание себя как отдельной личности. Малыш может самостоятельно, без помощи мамы передвигаться, удовлетворять ряд потребностей.
Проявления кризиса 1 года:
- кризис 7лет
- Возрастные кризисы у детей
- 4 детских кризиса, о которых важно …
- Кризис 5 лет у ребенка: что делать …
- 4 детских кризиса, о которых важно …
- Самостоятельность и многозадачность – малыш осваивает множество движений, сам ходит, берет и переносит предметы, пьет и ест, следовательно, у него появляется масса целей по изучению внешнего мира.
- Реакция на запреты – появляются аффективные действия (крик, плач, топанье, касания), всеми доступными средствами ребенок пытается манипулировать взрослыми с целью удовлетворения своих желаний.
- Противоречивые стремления усиливают привязанность к матери, с одной стороны он многое может самостоятельно, с другой – нуждается в помощи взрослых.
- Формирование ситуативной детской речи.
Чем могут помочь родители?
Прежде всего не создавать множество запретов. Необходимо позволять ребенку проявлять самостоятельность, но в то же время следить, контролируя безопасность. Стараться объяснять и показывать малышу устройство окружающей среды. Для родителей важно проявлять спокойствие и терпение. Криками и запретами вы только усугубите аффективное поведение маленького человека.
Детский возраст – проблемы и ориентиры
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
- кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет).
Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].
Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Как проявляет себя кризис семи лет
Некоторые черты кризиса семи лет у ребёнка сходны с проявлениями других возрастных кризисов: он становится капризным, непослушным, не выполняет просьбы, не переносит критику. Однако появляются и специфические проявления, характеризующие именно переход к школьному возрасту.
Например, в этот период:
-
Ребёнок начинает копировать поведение взрослых, хочет быть во всём на них похожим. Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр.
-
Семилетний ребёнок утрачивает детскую непосредственность и наивность, его рассуждения становятся более взвешенными и обдуманными.
-
Поступки и слова перестают быть спонтанными.
Лев Выготский отмечал, что в период кризиса семи лет у ребёнка переживания приобретают определённый смысл: так, если ребёнок сердится, то он это понимает и может объяснить, почему он сердит. Ещё он отметил, что у ребёнка в это время переживания обретают определённую логику, он учится их обобщать: если ситуация повторяется много раз, ребёнок её обобщает.
- Какие бывают возрастные кризисы у детей …
- Возрастные кризисы
- Возрастные кризисы: причины, «симптомы …
- 5 возрастных кризисов в жизни ребенка …
- кризис 7 лет
Кроме того, Лев Выготский указывал, что в этот период происходит окончательное разделение внешней и внутренней жизни ребёнка. У него полноценно формируется воображение, внимание, образное мышление, произвольная память. Ребёнок начинает самостоятельно разбираться в таких абстрактных категориях, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». На основе этих категорий он выстраивает определённую картину мира, при этом он руководствуется собственными наблюдениями, внутренними переживаниями и социальными отношениями. В это время у ребёнка формируется и самооценка: он начинает осознавать своё место не только в семье, но и в обществе. Дифференциация внешней и внутренней жизни у ребёнка – это, согласно Выготскому, наиболее существенный признак кризиса семи лет.
Это состояние является уникальным в том смысле, что это единственный возрастной кризис, который специально планируется обществом. Остальные кризисы являются следствием противоречий между увеличивающимися возможностями ребёнка и его местом в обществе, это «естественные» кризисы, связанные с биологией и изменениями в организме. А вот кризис семи лет у ребёнка – событие исключительно «социальное», поскольку ребёнок из существа «биологического» целиком превращается в существо «социальное».
Смыслом кризиса является адаптация детей к школьной и шире – к взрослой жизни. Исследования показывают, что больше половины детей к семилетнему возрасту имеют очень низкую адаптацию, так что им требуется помощь психологов. Характерны трудности в обучении. В то же время принуждение ребёнка к новой социальной роли и к новым обязанностям приводит к негативным последствиям: протесту – активному и пассивному, соматическим и невротическим расстройствам.
КАКИЕ ВИДЫ КРИЗИСОВ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ
Психологи, составляя календарь развития ребенка, выделили основные, с которыми сталкиваются родители крох, детей-школьников и подростков. В нем выделено несколько основных кризисов, которые могут существенно испортить жизнь. Это:
— кризис новорожденного: начинается, когда кроха делает первых вдох;
— кризис 1 года: в этот период малыш начинает получать рамки;
— кризис 3 лет: этот период часто характеризуется, как «я — созидатель»;
— кризис 7 лет: ребенок начинает ассоциировать себя как полноценного члена общества;
— подростковый: основной причиной такого кризиса является половое созревание.
Возраст и его особенности
Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.


Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.


Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).


Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).


Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).


Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).


Можно выделить 4 аспекта возраста:


- Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента;
- Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемое состоянием нервной системы (узнается у врача);
- Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека);
- Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).


В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях.


Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом. Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста.


Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени.


Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.

Социальные факторы влияния
Социальные факторы влияния


Детские психологи обозначают, что возрастные кризисы у детей дошкольного возраста недостаточно изучены до сих пор. Многие разноплановые факторы оказывают влияние на возникновение негативных и парадоксальных искажений в восприятии и поведении старшего дошколенка. Взросление, воспитание и созревание будущего школьника происходит в разноплановых социальных и нравственно – психологических условиях, что также может негативно влиять на весь процесс перехода из детского сада в интеграции в коллектив школьного класса. Уровень материального достатка и семейных возможностей первоклассника имеет существенное значение в подготовке и безболезненной адаптации ребенка к школьной жизни.


Кризис трех лет
Основная статья: Кризис трех лет В этом возрасте большинство детей становятся воспитанниками детских садов. Там они могут общаться с одногодками, обращают внимание на навыки других ребят. Каждый старается проявить свою независимость, показаться более взрослым и самостоятельным. Малыши стремятся делать все самостоятельно, даже если это у них не очень ловко выходит. Нельзя подавлять это желание. Ребенок может почувствовать себя неполноценным, подумать о том, что родители в него не верят.
- Кризис 7 лет у ребенка возрастная …
- Какие бывают возрастные кризисы у детей …
- Возрастные кризисы ребенка: как …
- Консультации для родителей …
- Возрастные кризисы в развитии ребенка и …
Результатом трехлетнего кризиса зачастую становится то, что ребенок замыкается в себе, становится неуверенным. Для завоевания авторитета дети могут применять использование вранья, рассказывая вымышленные истории о себе. Чтобы помочь ребенку, нужно объяснять ему о неправильности такого поведения. Родители должны находить способы убеждения, которые помогут достигнуть компромисса. Найдите ребенку то задание, с которым он отлично разберется в одиночку. Обязательно похвалите малыша за правильно выполненную работу. Это значительно повысит самооценку юного помощника.
Когда заканчивается
Ответить на данный вопрос достаточно сложно, так как каждый ребенок индивидуален, а значит, у каждого этот этап жизни занимает отдельное фиксированное количество времени.
По сути, этот кризис является адаптацией к внешней среде и взрослением нервной системы, поэтому он продолжается до тех пор, пока ребенок не привыкнет к обстановке, и не поймет, что и как нужно делать. В среднем, кризис длится около 1–1,5 года, после чего симптомы медленно исчезают. Школьник привыкает к учебе, распорядку дня, отношению родителей и друзей. Он осознает, что ему можно делать, а что — нельзя. Понимает, что за каждый поступок он сам несет ответственность.
Так как переход из одного класса в другой кардинально не меняет обстановку, нервная система ребенка не страдает, а значит, о резких сменах настроения, тотальном непослушании можно забыть, при условии, что во время кризиса вы наладили отношения с чадом.

Теперь вы знаете, что собой представляет кризис семи лет, как он проявляется, и что делать родителям. Не забывайте о том, что на некоторых жизненных этапах взросление происходит не постепенно, а скачкообразно, из-за влияния внешней среды. По этой причине вам нужно адекватно оценить поведение ребенка, его потребности и просьбы, чтобы не отстать от него на важном жизненном этапе.
Дети Развитие ребенка Воспитание ребенка
Признаки
Родителям помогут знания о проявлениях возрастного кризиса, чтобы они могли убедиться, что он настал, и не приняли за признаки кризиса другие, контекстные личные трудности.
Симптомы:
- не хочет слушаться и не реагирует на просьбы, допускает своеволие;
- проявляет упрямство и строптивость, демонстрирует капризы;
- обнаруживает болезненную реакцию при любой критике;
- демонстрирует негативное восприятие всего;
- резко меняет настроение;
- обнаруживает свои действия и слова (обзывает осознанно), открыто может выражать свой протест;
- позволяет себе обесценивание прежних идеалов: может сломать дорогую для себя игрушку, использует запрещенную лексику, проявляет жестокость и деспотичность.
желает, чтобы его считали взрослым (не играет с младшими, пытается подражать старшим);
Набор должен включать не меньше трех-четырех симптомов кризиса семилетнего возраста. Иначе они будут иллюстрировать не возрастной кризис, а лишь контекстный случай. К примеру, после тяжелого дня, переутомления и усталости ребенок может к вечеру стать капризным, отказываться ложиться спать в привычное время. Но это не признак того, что настал кризис семилетнего возраста.
Зачастую в 7 лет, когда родители неправильно относятся к этому жизненному этапу ребенка или ребенок не подготовлен к школьному этапу, у последнего может развиваться определенный симптомокомплекс. Если его своевременно не обнаружить, он впоследствии обернется многочисленными хлопотами.
В условиях наступившего кризиса поначалу появляется протест (против того, что изменились социальные роли, стало другим поведение родителей, пришли в жизнь новый режим, школа, учитель). Для страданий нужен выход, и они проявляются в протесте (ребенок не делает уроки, отказывается идти на занятия, не выполняет то, что требует учитель). Это выражается и в соматических проявлениях (подскакивает давление, появляется холодный пот, учащенно бьется сердце, снижается способность к работе, ослабляется внимание). Невротизация — конечный пункт в этой цепочке, с нею требуется посещение специалиста.
Свойства памяти
Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

Рекомендации по развитию:
- заучивание стихов;
- чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
- перечисление предметов, показанных на картинке;
- обучение танцам, прочим играм на движения.