Возрастной кризис? Что это такое? Давайте разбираться!

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Причины

Кризис у годовалых детей – это не единственный сложный период в детском возрасте. Всего их 5, и каждый из них может быть выражен по-разному: один – более, другой – менее интенсивно. Продолжительность варьируется от нескольких недель до года. Современные ребятишки развиваются очень стремительно, рано взрослеют. Часто так бывает, что, не успев выбраться из одного кризисного периода, ребенок тут же попадает в другой. Трудно приходится и ему, и родителям. Понимание же причин происходящего с ребенком существенно повышает шансы на достойное преодоление всех трудностей.

Суть кризиса 1 года в том, что в это время малыш учится 2 основополагающим умениям: самостоятельной ходьбе и речи. Неудивительно, что это сопровождается огромным рывком в развитии воли ребенка.

Годовалые дети стараются использовать приобретенные навыки в любой ситуации, они постоянно их оттачивают. При этом малыши сталкиваются с противодействием со стороны родителей, которые вводят бесчисленные ограничения. Ребятишки протестуют и борются с этим, как умеют, но отсутствие неограниченной свободы действий, к которой они так стремятся, заставляет их чувствовать возмущение и гнев. Только в этом возрасте кроха не может выразить подобные эмоции ничем, кроме слез, криков и истерик.

Ребенок в возрасте 12 месяцев уже осознает себя как отдельную личность, а не продолжение мамы и папы. Он хочет изучать окружающий мир сам, без чьей-либо помощи и надзора, приобретать собственный опыт. В данном контексте значимые взрослые нужны ему, только чтобы просто быть рядом и оказывать безусловную поддержку. У него нет чувства страха, он не видит потенциальных опасностей. Родители же прекрасно все осознают и оценивают ситуацию трезво, поэтому не могут так просто взять – и разрешить крохе делать все, что он захочет. И они начинают устанавливать различные ограничения. В этом и состоит конфликт, который приводит к гневу маленького исследователя и отчаянию его родителей.

Что такое кризис года у ребенка?

Кризис 1 года — это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги — обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной речью для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

Бояться кризиса не стоит — это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

  • музыкальный красочный ночник для спокойного отхода ко сну;
  • игрушку для сна;
  • слингобусы, которые так любят малыши;
  • новые игрушки для ванной
  • ростомер.

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам.

В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы.

Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.
Читайте также:  Как и с чем носить женский брючный костюм — полное руководство

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

  • огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
  • необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
  • непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
  • открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
  • отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
  • отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
  • освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
  • выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Вывод второй. Кризис 1 года жизни — закономерный процесс, которого нельзя избежать. Его причины заложены на эволюционном уровне развития каждого человека. Гораздо страшнее его отсутствие, которое свидетельствует о наличии психофизических проблем. Вот с ними потом придётся идти уже даже не к психологу, а психотерапевту.

Советы детских психологов и педиатров

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

ИНТЕРЕСНО: консультация для родителей по поводу кризиса в 7 лет

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.

Как понять ребенка в кризисный период?

Каждый родитель должен понять, что данный этап развития ребенка является неизбежным. Любой малыш вынужден в обязательном порядке научиться взаимодействовать с окружающим миром, отождествлять себя в нем, и потихоньку усваивать то, что ему дозволено.

Читайте также:  Как и чем лечить чирей на глазу у ребенка и взрослого?

В данный период родителям советуют психологи дать возможность ребенку проявлять самостоятельность. Несмотря на то, что малыш испачкается, когда будет кушать, все равно ему следует делать это самостоятельно.

Также необходимо в этот период установить границы разрешенных действий, и сформировать запреты. Причем запреты должны касаться только безопасности малыша. Несмотря на взросление то, что было запрещено ранее, обязано таким же оставаться и, наоборот.

Психологи советуют использовать игры как один из элементов воспитания. Так игровая деятельность облегчает протекание любого кризиса. В игры могут входить следующие манипуляции: разыгрывание спектаклей на тему безопасности (как это может отразиться на игрушках), размышления на подобные темы, поиск аналогий в реальных ситуациях.

Также в этот период одним из важных аспектов является разговор, развитие речи через название предметов, эмоций и чувств с использованием мимики и жестов. Именно тогда дети лучше всего стараются копировать взрослых, поэтому их рекомендуют психологи обучать на собственном опыте.

Юношеский кризис (кризис лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

При правильном подходе к воспитанию кризисный период закончится достаточно быстро – в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что проявляющиеся «капризы» в поведении годовалого ребёнка вполне оправданы, поскольку родители своими замечаниями препятствуют естественному развитию его личности. В кризисный период не столько ребёнок должен слушаться родителей, сколько родители – ребёнка.