Воспитание ребёнка с рождения до года по месяцам

С появлением в семье малыша родители берут на себя ответственность за его правильное развитие. Развитие маленького человечка во многом будет зависеть от наследственности – генетически заложенных психофизических и анатомофизиологических особенностей, среды, которая его окружает, и воспитания. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию растущего организма, является физическое воспитание.

Как обойтись без рукоприкладства?

Обычно первое наказание ребенка происходить примерно в 3 года, потому что этот возраст является кризисным. Часто молодые родители теряются и не знают что делать. Вот некоторые принципы, которые помогут родителям не применять физическое наказание:1. Не нужно запугивать ребенка. Откажитесь от таких фраз, которые не удастся выполнить, например: «Никогда не будешь смотреть телевизор!», «Никогда больше не куплю мороженое!».2. Можно рассказать ребенку, почему нельзя делать определенные действия и показать наглядно, какие могут быть от этого последствия.3. Если же ребенок увлекся опасным предметом, нужно переключить его на другой интересный объект. Этот способ быстро отвлечет его внимание и все обойдется без истерик и негатива.4. Важно сохранять спокойствие. Если ребенок пытается делать что-то опасное, нужно среагировать быстро, но и не напугать ребенка.5. Нужно разрешать ребенку познавать этот мир и стараться не запрещать делать то, что не несет угрозу. Пусть помогает готовить, если это интересно, пусть достает из шкафа вещи, если его это увлекает.6. Важно проявлять любовь и уважение к ребенку, не нужно оскорблять и унижать его. Ребенок — это уже маленькая личность, которая пытается познать этот мир.

Последствия рукоприкладства

Психологи говорят, что чаще всего родители наказывают детей, не обдумав свои действия. Иногда наказания совершаются из-за плохого настроения, плохого самочувствия, усталости, злобы. И то, что сегодня было для родителей плохим поступком и требовало наказания, завтра уже не требует столь сильного внимания. А когда у родителей нет единых требований, это нарушает последовательность в страшное, что дети не перестают любить своих родителей, которые наказывают их, срывают злобу, поднимают руку. И для ребенка в будущем не ставится вопросов, как воспитывать уже своих детей, потому что он будет оправдывать это родительской любовью. Уже будучи взрослым, ребенок, которого наказывали физически станет депрессивным, склонным к депрессиям, будем проявлять свою агрессию во внешнем мире. Поэтому физическое наказание по отношению к детям не должно допускаться. Что бы ни сделал ребенок, он не заслуживает физического наказания.

И важно понимать, что плохих детей не бывает. Есть те, на которых обрушилась родительская озлобленность или не знание родителей о последствиях физического наказания. И если рукоприкладство произошло по отношению к ребенку, не нужно задабривать его подарками или мультиками, нужно поговорить с ним о произошедшем и извиниться перед ним.

О методиках раннего развития

В течение первого года жизни можно начинать заниматься с малышом по одной из методик раннего развития. Вот некоторые из них:

  1. Методика Гленна Домана;
  2. Методика Монтессори;
  3. Спортивно-игровая методика Лены Даниловой.

Принцип методики Домана — демонстрировать малышу карточки с самыми разными изображениями, проговаривать, что на них изображено. Методика направлена на ускоренное развитие мозга грудничков.

Методика Монтессори — это создание специальной среды для ребёнка, где он сам сможет выбрать интересующий его в данный момент объект исследования. Хорошо развивает творческое и логическое мышление, мелкую моторику, приучает к дисциплине.

Лена Данилова призывает с самого рождения уделять внимание физическому развитию детей. Разработанные ею спортивные комплексы «Ранний старт» предназначены для занятий как с грудничками, так и с детьми постарше.

При выборе методики родители должны помнить, что не стоит форсировать событий и стремиться воспитать маленького вундеркинда. Если малыш явно не заинтересован в занятиях — не нужно настаивать, возможно, ещё не пришло время. Задача отца и матери заключается, прежде всего, в том, чтобы подарить ребёнку счастливое детство, окружить его любовью, лаской и заботой.

Читайте также:  10 вещей которые надо сделать до Нового года

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Рождение ребенка – момент волнующий и, пожалуй, самый долгожданный для родителей. С появлением детей их жизнь кардинально меняется и приобретает иной смысл, а все силы направлены на воспитание и обеспечение лучшей жизни потомства. Именно поэтому на родителях лежит большая ответственность, ведь именно они формируют характер маленького человека. И очень важно к вопросу воспитания подходить серьезно, ведь от этого зависит то, насколько счастливым вырастет ребенок. Как же воспитать своих детей, чтобы оградить их от ненужных комплексов и неуверенности в себе? Что необходимо давать ребенку с самого рождения, чтобы он шел по жизни с ощущением счастья и гармонии, и какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании детей? Чтобы получить ответы на эти непростые вопросы, мы обратились к психологу Софье Чарышевой.

СОФЬЯ ЧАРЫШЕВА, психолог, старший научный сотрудник кафедры психологической помощи факультета психологии МГУ им. Ломоносова, к. п. н.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Воспитание детей – это целая наука и довольно ответственное дело. Дети, как правило, копируют модель поведения своих родителей, поэтому воспитывать их можно только своим собственным примером.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Категорически важная ошибка в воспитании детей заключается в том, что родители не воспринимают ребенка как личность, которая уникальна в своих талантах и потребностях, зачастую сравнивают с кем-то и путают такие понятия, как «забота» и «воспитание».

В целом существует три этапа развития ребенка: с рождения до пяти лет, где мир малыша – сплошной «Диснейленд», он в нем царь, если это мальчик, и принцесса, если это девочка. Затем с пяти до 11 лет, где ребенок становится учеником и его «Диснейленд» сталкивается с иной социальной средой, родителям нужно помочь ему со всем этим разобраться и максимально заинтересовать учебой. Примерно с 11 лет наступает самый сложный, как для ребенка, так и для родителя, период, где правят гормоны. Здесь главное – остаться для ребенка другом, помочь ему осознать свои новые границы, набраться терпения и переждать, пока все наладится.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Родителям важно вовремя уловить момент перехода из одного возраста в другой и своевременно менять свою роль в общении, быть в курсе всего, что интересует ребенка на каждом этапе. Крайне важно на всех этапах развития ребенка много разговаривать и интересоваться, чего он хочет, что ему нравится и что не нравится, что он думает и что чувствует, и, конечно, всегда предоставлять ему выбор или хотя бы создавать иллюзию выбора.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Чтобы ребенок на всех этапах развития рос полноценной личностью, крайне важно всегда стараться находить время, чтобы выслушать его, и считаться с его мнением. Также жизненно необходимо дать ребенку нужную ему дозу любви и внимания, ведь полноценный человек, в первую очередь, наполнен ценностью самого себя, а недолюбленный ребенок посвящает всю свою последующую жизнь поискам любви и признания от других людей.

В большинстве случаев у взрослых комплексы появляются именно в результате психологических травм в детстве. Ребенок рождается вообще без какой-либо самооценки. Родители – это первые люди, кого он видит и от кого получает реакцию на себя. Зачастую родители сами неуверенные в себе люди и передают свои комплексы ребенку, пытаются решить за ребенка, как ему надо прожить жизнь, навязать ему то, чего сами очень хотели, но не смогли достичь.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога

Чтобы правильно выстроить коммуникацию с ребенком, нужно почаще вспоминать, что нравилось и что категорически не нравилось тебе в своем собственном детстве, и не повторять этого со своими детьми.

Читайте также:  Алгоритм действий при ОРВИ и гриппе от доктора Комаровского

Шлепать или не шлепать ребенка?

Шлепки как метод воспитания детей переходят из поко­ления в поколение во многих семьях. Но родителям необходимо знать, что большин­ство специалистов в области воспитания детей раннего возраста, сходятся на том, что бить детей бес­полезно. Отшлепанный ребенок вряд ли решится повто­рить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако подчинится он только из страха. Таким обра­зом, дети познают разницу не между “хорошо” и «пло­хо», а между тем, за что их отшлепают, и тем, за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы само дисциплины.

Шлепки имеют и другие негативные последствия. Во-первых, это пример насилия. Дети, которых бьют в воспитательных целях, как правило, потом применяют физическую силу против сверстни­ков, а позднее против собственных детей. Во-вторых, ре­бенок усваивает, что удары — лучший способ победы в споре. Это лишает его возможности узнать другие, менее болезненные способы справляться с раздражением и гневом. Шлепки также демонстрируют торжество большой грубой силы над маленьким и слабым. Этот метод воспитания унижает достоинство и ребенка, и родителей.

Кроме того, шлепками можно нанести серьезные те­лесные повреждения, особенно в порыве гнева.

Няню и других людей, которым вы поручаете уход за своим ребенком, следует предупредить, что его ни в коем случае нельзя бить или применять иную физическую форму наказания.

Некоторые специалисты (и родители) полагают, что, если ребенок еще очень мал и не понимает слова, в опас­ных ситуациях его можно шлепнуть по попке, например, когда малыш выскакивает на мостовую или после стро­гого предупреждения подходит к горячей плите на кух­не

Смысл состоит не в том, чтобы причинить боль, а в том, чтобы срочно привлечь внимание ребенка к серьез­ности ситуации. Такой шлепок следует объяснить: «Если ты выскочишь на мостовую, тебя задавит машина»

Но тогда, когда станет ясно, что малыш все понимает, физи­ческое воздействие перестает быть оправданным даже в тех случаях, где речь идет о его безопасности.

  • Честно предупредите. Если вы настигли ребенка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее, или уже делает это, предупредите: «Если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трех, то я…» Затем, разумеется, вам следует сдержать обещание, иначе ваши слова лишатся всякого смысла. В ситуациях, которые могут окончиться печально, например малыш пытается что-то разбить, лезет в горящий камин или свешивается из окна, необходимо вмешаться немедленно, не тратя времени на предупреждения.
  • Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребенок может понять, что вы отобрали игрушку, потому что он швырнул ее в сестру. Или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья фикуса. Просто, доходчиво объясните ребенку, за что он получил наказание.
  • Не откладывайте наказание. У детей короткая память и еще короче концентрация внимания. Вполне может быть так, что, когда вы закончите гневную тираду, ребенок уже забудет, за что его наказывают. Если за обедом вы лишаете малыша десерта, потому что он в чем-то провинился утром, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребенка, в возрасте от 1 года до 3 лет, между проступком и вашим наказанием не возникнет.
  • Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, в воспитательных целях, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему. Например, малыша вполне можно спросить: «Ну, так за что тебя посадили на стульчик?», хотя в большинстве случаев, пока ребенок не станет чуть старше, отвечать на этот вопрос придется вам.
  • Простите и забудьте. После того как ребенок «расплатился» за свое поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаенная обида, ни нравоучительные воспитательные нотации со стороны родителей не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе ребенок подумает, что вы раскаиваетесь в том, что наказали его.
Читайте также:  «Они нам как дети»: как создают кукол в кемеровском театре

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.
Как изменяются пропорции тела

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

Как изменяются пропорции тела
  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям

  1. Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
  2. Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
  3. Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
  4. Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов. Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.

Создавайте ребёнку границы

Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.

«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».