Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Даже если малыш еще не умеет ни сидеть, ни ползать, ни ходить, физическая активность ему необходима: упражнения насытят органы и мышцы кислородом и простимулируют умственную деятельность.

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы роста ребенка по возрасту

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Подбор физических упражнений и организация занятий с детьми раннего возраста

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Однако следует помнить, что-то или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

Занятия по физической культуре в группе раннего возраста (1 — 3 года) предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

Дети этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Читайте также:  Детская комната для девочки 7 лет – основы дизайна фото

В начале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [8].

Виды движений для детей от двух до трех лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении раннего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

Количество общеразвивающих упражнений также может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

С до месяцев

В 4 месяца малыш активно реагирует на разные звуки, тянется к игрушкам и пробует переворачиваться со спины на живот. В полгода он овладевает этими умениями в совершенстве. Сейчас самое время поощрять его настойчивые попытки хватать и удерживать в руках окружающие объекты. Для этого рядом с кроваткой в зоне его досягаемости достаточно всего лишь развесить игрушки. В качестве упражнения можно раскладывать перед крохой погремушки и мячики и просить его брать каждый предмет по очереди. Запастись стоит и модулями с игрушками, нанизанными на кольца или цепочки. Перебирая их, малыш будет развивать мелкую моторику.

Особенности детей раннего возраста

Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.
Особенности детей раннего возраста

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Познавательный процесс Его особенности в раннем возрасте
Восприятие
  • Пока еще несовершенно, малыши не могут сами исследовать предметы.
  • Узнают привычные предметы, если они изменили характеристики (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
Внимание
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают небольшие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
Память
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается долговременная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые видели давно.
Воображение
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять события из рассказа взрослого и эмоционально на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета используют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные действия спустя время.
Мышление
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.
Читайте также:  5 способов избавиться ото льда на ступенях

Основные формы физического воспитания дошкольников

В ДОУ в обязательном порядке присутствуют следующие виды физических занятий с детьми:

  • физкультурные занятия, минимум 3 раза в неделю (в том числе на открытом воздухе);
  • ежедневная утренняя гимнастика, периодические физкультминутки по 2-3 минуты;
  • подвижные игры на открытом воздухе до обеда и после тихого часа;
  • физкультурный досуг, например, «Веселые старты», не реже 1 раза в месяц;
  • физкультурные праздники не реже 2 раз в год.

Родителям, чьи дети не посещают детский сад, рекомендуется также по возможности придерживаться этого плана.

Занимаемся физическим развитием ребенка дома. Советы родителям

Задачи физического воспитания дошкольника можно решать и дома, выполняя простые упражнения в игровой форме. При этом нужно соблюдать ряд правил:

  1. Проконсультируйтесь с врачом перед началом занятий. В большинстве детских поликлиник есть массажный кабинет, кабинет лечебной физкультуры. Обратитесь к врачу ЛФК – пусть они осмотрят ребенка и подберут подходящие упражнения.
  2. Увеличивайте продолжительность и сложность занятий постепенно. Начните с небольшой разминки на 5-10 минут, а затем каждый день немного продлевайте и усложняйте тренировки.
  3. Следите за тем, как ребенок чувствует себя во время занятий, чтобы не допустить переутомления. Лучше устроить три короткие физкультминутки в течение дня, чем заставлять малыша выполнять упражнения на протяжении целого часа. Отменяйте занятия, если ребенок плохо себя чувствует или заболел.
  4. Проводите занятия минимум за полчаса до или через час после еды.
  5. Не заставляйте ребенка заниматься, если он не настроен на физическую активность, но и не потакайте его лени. Старайтесь по возможности придерживаться определенного расписания тренировок.
  6. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
  7. Занимайтесь на свежем воздухе (в теплую погоду) или в хорошо проветренном помещении.
  8. Подбирайте упражнения таким образом, чтобы они гармонично развивали все мышцы ребенка. Активные упражнения следует чередовать с упражнениями на расслабление.
  9. Одобряйте и подбадривайте малыша, даже если у него что-то не получается с первого раза.

Советы родителям

  1. Рекомендуется заниматься с детьми с раннего детства.
  2. Следует уделять от 10 минут на упражнения ежедневно.
  3. Немаловажным фактором является свежий воздух. Дети должны выходить на улицу каждый день независимо от погоды.
  4. Составляя занятия, необходимо принимать во внимание возраст и особенности организма ребенка. Малыш может опережать или отставать в двигательном развитии.
  5. Специалисты рекомендуют подбирать упражнения с правильным эмоциональным зарядом. Это положительно влияет на этическое, эстетическое и эмоциональное воспитание.

Самые распространенные и простые упражнения для роста

Одними из самых популярных и общедоступных упражнений для увеличения роста, являются следующие:

  • Подъем туловища от пола – одно из наиболее популярных и распространенных упражнений. Простой способ упражнений, который не требует специальной подготовки. Необходимо лечь на спину, удобно разместив на полу руки и плечи, согнувши колени и подтянув ступни к ягодицам. Потом необходимо выгнуться так, чтобы таз ребенка поднялся вверх. В этом положении оставаться 20-30 секунд, повторяя несколько раз;
  • Сухопутное плавание – упражнение, которое позволяет сосредоточиться на пояснице ребенка. При положении лежа на животе, необходимо вытянуться при поднятых руках и ногах. Руки вытянуть перед собой и развернуть ладонями вниз. Поднимая левую руку выше правой, одновременно отрывая от пола правую ногу вверх, насколько возможно, оставляя при этом левую на полу. Оставаться следует в этом положении примерно 4-5 секунд. Далее поднимая другую руку и ногу повторять упражнение;
  • Висение на перекладине (турнике) – упражнение, позволяющее весу тела растягивать позвоночник. Необходимо взяться за турник так, чтобы ребенок мог висеть на нем полностью и выпрямившись. Висеть в среднем нужно примерно 15-30 секунд. Повторять данное упражнение следует от 3 до 5 раз.

Важным моментом при выполнении любых комплексов упражнений для развития роста ребенка, является не чрезмерный уровень нагрузок, которые могут иметь эффект замедления, а правильность, последовательность и регулярность занятий. Занятия следует проводить не меньше 3-х раз в неделю по 30-40 минут.

Самые распространенные и простые упражнения для роста

Не нужно забывать, что одним из главных факторов естественного роста вашего ребенка, является физическая активность. Этого можно добиться не только выполнениями комплексов специальных физических упражнений, а и занятием спортом. Баскетбол, волейбол, теннис, футбол, плавание – все это активные виды спорта, которые улучшают общее физическое развитие, здоровье и участвуют в формировании роста ребенка.

Читайте также:  Как правильно размножить орхидею в домашних условиях и отсадить детку

Применение различных тепловых процедур, массажей, закаливания, также способно повлиять на зоны роста и стимулировать развитие организма ребенка.

Как индивидуализировать задания

Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:

  • призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
  • подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
  • стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.
Как индивидуализировать задания

Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка

Динамическая зарядка

Этот вид гимнастики для грудничков относится к категории развивающих. Упражнения используются более сложные, все они проводятся в движении с переменой положения тела ребенка в пространстве. Качание, вращение помогают не только развивать мышечную систему, но и эффективно тренируют вестибулярный аппарат ребенка.

Динамическая зарядка

Динамические упражнения имеют больше противопоказаний, чем классические, а потому родителям помимо консультации врача предварительно желательно получить пару уроков у специалиста ЛФК. Такой тип гимнастики не показан при кривошее, слабости и недоразвитости суставов. Для начала мама может посетить кабинет ЛФК в поликлинике, пройти несколько групповых занятий с малышом, только после этого возможно домашнее применение полученных навыков – естественно, с осторожностью и соблюдением техники выполнения упражнений.

Программы динамической гимнастики могут быть различными, вот лишь несколько упражнений для домашнего использования.

Динамическая зарядка
  • «Летчик». Положите малыша на живот. Одной рукой крепко обхватите запястье крохи, а второй — ногу в области голени с той же стороны. На несколько секунд приподнимите малыша и аккуратно опустите обратно. Повторите упражнение с ручкой и ножкой с другой стороны.
  • «Альпинист». Исходное положение — лежа на спине. Захватите руками ножки малыша чуть выше щиколоток, слегка приподнимите ребенка за ножки, чтобы ноги были в воздухе, а голова — на столике. Слегка потрясите его и плавно опустите обратно.
  • «Самолетик». Это упражнение знают все. Его выполнение лучше доверить папе, его руки крепче маминых. Одной рукой возьмите лежащего на животе малыша под грудь, второй — под животик с противоположной стороны. Малыш должен быть хорошо зафиксирован. Покатайте его по комнате, изображая звук самолета, меняйте высоту «полета», можно несколько раз покружить малыша. Не стоит подбрасывать ребенка в воздух и ловить его, как делают некоторые представители старшего поколения, это создает избыточную нагрузку на позвоночник и кости таза.
Динамическая зарядка

Динамическая гимнастика, по словам сторонников ее применения, позволяет не только развивать малыша, но и укреплять психологическое доверие между ребенком и взрослым. Многие специалисты рекомендуют начинать ее новорожденным уже с 1 месяца.

Такая гимнастика имеет и своих недоброжелателей, которые уверены, что нет никакого смысла подвергать ребенка травматической опасности. Практиковать или нет — решать вам. В обучении помогут специалисты ЛФК и обучающие видеоуроки, которых на просторах интернета существует великое множество.

Динамическая зарядка