Воспитание чувств ребенка. развитие эмоциональной сферы у детей

Обладать умением разбираться в своих чувствах, а также распознавать эмоциональное настроение окружающих людей – это и есть эмоциональный интеллект ребенка, который является залогом счастливой жизни. Именно поэтому так важно уже с малых лет развивать эту способность.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект ребенка» и . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?». С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых».

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.
Читайте также:  11 идей для дизайна маленькой ванной комнаты с фото

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Практические советы родителям по развитию эмоционального интеллекта у детей

Для начала взрослым важно понять, что не существует плохих и хороших эмоций. Каждое проявление чувств способствует гармоничному и полноценному развитию дошкольника. Нужно дать возможность ребенку почувствовать весь спектр эмоций. Только так он сможет понимать внутреннее состояние других.

Чтобы научить дошкольника понимать собственные чувства, родителю рекомендуется:

  • рассказывать ребенку об эмоциях на конкретных примерах;
  • смотреть мультфильмы и читать сказки, в которых герои проявляют яркие эмоции;
  • говорить о собственных чувствах, даже негативных, но при этом объяснять причину их возникновения;
  • интересоваться настроением ребенка.

Интеллектуальные игры

Практические советы родителям по развитию эмоционального интеллекта у детей

Для того, чтобы ребенок учился понимать и адекватно реагировать на чужие эмоции, родителям рекомендуется:

  • показывать самого себя настоящего (не нужно делать вид, что вы счастливы 24 часа в сутки);
  • обсуждать поведение других людей, искать причину возникновения эмоций (но лучше делать это на примере героев сказок и мультфильмов);
  • в первую очередь воспитывать в ребенке чувство эмпатии, на нем уже будут строиться другие чувства.
Читайте также:  9 проблем выращивания монстеры, с которыми легко справиться

Также родителям важно учить дошкольника управлять своими эмоциями. Для этого нужно:

  • показать ребенку приемлемые способы избавления от негатива: громко покричать в лесу, порвать бумагу или побить подушку;
  • научить слушать свои физические ощущения;
  • выбрать с ребенком варианты поднятия настроения (это могут быть прогулки на свежем воздухе, поход в кафе или просмотр интересного кино).

Развитие эмоций и чувств у детей: как воспитать полноценную личность

Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают детям неправильные схемы реагирования.

А ведь именно отрицательные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными, способствуют самосовершенствованию.

Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватной личностью, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и поступать осознанно.

Эмоциональное воспитание – это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то и дети весьма вероятно унаследуют оптимистичное мировосприятие. Родители, часто наказывающие детей, строго следящие за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности.

Другие родители подавляют детскую непосредственность, учат детей прятать эмоции от посторонних. Такие малыши вырастают замкнутыми и скрытными. Часто они не могут построить близкие взаимоотношения. Со стороны они выглядят холодными и равнодушными. Окружающим бывает трудно понять их истинное настроение. Подобное эмоциональное воспитание мешает развитию самопринятия и самопонимания ребенка.

Надеюсь, вы уже убедились в том, что воспитание чувств ребенка – одна из важнейших задач родителей. Предлагаем более подробно проанализировать типичные ошибки, совершаемые взрослыми в этой сфере.

Эмоциональное воспитание, при котором у детей вызывается чувство вины, угрызения совести и другие отрицательные эмоции – это психологическое насилие. Взрослые испокон веков применяют такой способ управления к самим себе и практикуют его на детях. Мы запрещаем себе сладкое, заставляем себя вставать по утрам, плетемся на нелюбимую работу, ругаем себя за невыполненные обещания.

Эмоциональное воспитание, опирающееся на психологическое насилие, помогает родителям получить желаемый результат здесь и сейчас.

Но что будет с ребенком в недалеком будущем? Отрицательные эмоции делают человека зависимым. Зная определенные болевые точки, можно легко провоцировать его на любые поступки.

Сейчас это помогает вам, а потом этим начнут пользоваться друзья, товарищи и просто знакомые.

Насильственная стратегия управления подсмотрена человеком в природе. Именно так вожак стаи добивается уважения со стороны соплеменников. Невыносимые муки голода заставляют хищников охотиться. Страх помогает лучше прятаться и изобретать надежные способы самозащиты. Животные, пренебрегающие отрицательными эмоциями, рискуют быть съеденными.

Психологи считают, что подлинное эмоциональное воспитание берет за основу положительные эмоции. Это не значит, что детям нужно позволять стоять на ушах и делать все, что вздумается.

Родители должны уметь вызывать у детей интерес, искреннее желание поступать хорошо. А для этого взрослые должны сначала перестроить свое собственное поведение.

Нельзя научить детей правильной жизни одними лишь разговорами.

Заставляете малыша убирать игрушки? Стараетесь переупрямить подростка? Зачем превращать тихий семейный очаг в поле битвы? Военные действия изматывающие действуют на всех членов семьи.

Нужна ли вам победа ценой сломленной воли? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть счастье в глазах послушного, образцово-показательного малыша? Любящие родители воспитывают самостоятельную личность, а не свои амбиции.

Положительные эмоции способствуют укреплению иммунитета. Счастливые люди реже болеют. Когда человек испытывает удовольствие, в кровь попадают эндорфины – гормоны радости. Они останавливают старение, улучшаю регенерацию клеток, ускоряют заживление тканей, повышают сопротивляемость организма, противодействуют стрессовым факторам.

Правило 6. Юмор. Старайтесь подмечать комичное. Представьте, как вы выглядите со стоны во время мытья полов. Вообразите на своем месте мартышку или бегемота. Предположите, как это делает королева.

Или предложите капризному малышу попробовать лакать молоко, как кошка. Собираясь на улицу, играйте в тайных агентов. Разговаривайте как герой из мультика.

Учите детей смеяться над собой и не бояться внешней оценки.

Эмоциональный интеллект младших школьников

Находясь в окружении других людей, для детей важно ощущать свою социальную компетенцию, получать знания в процессе общения. Главный упор в процессе обучения младших школьников делается на развитие памяти, восприятия, а также умение выстраивать взаимоотношения.

Невысокий уровень эмоционального интеллекта учеников может быть причиной агрессии, пониженного интереса к учебе. И наоборот, хорошо развитым детям характерно проявление эмпатии, успешная адаптация в школе, позитивное настроение.

Для того, чтобы сформировать эмоциональный интеллект младших школьников, проводится коммуникативная деятельность, используются упражнения с игровыми приемами. Как правило, начальный этап игрового процесса охватывает идентификацию чувств, ознакомление ребят со всем их спектром. При этом происходит развитие наблюдательности, произвольности, воображения.

Чтобы эмоции положительно влияли на мышление предусмотрен второй этап игрового упражнения. Он позволит выработать способность понимать чувства, ссылаясь на схематические изображения, объединять их в один сюжет.

Третий этап направлен на понимание детьми эмоционального фона. Задание состоит в следующем – послушав набор слов, ребенок убирает одно лишнее из них, а затем объясняет свой выбор.

На завершающем этапе ребята учатся выразительности речи. Учителем называется фраза, к примеру «У меня большой дом», которую дети повторяют с определенной эмоцией (восторженно, радостно, удивленно).

Как показывает практика, такие занятия значительным образом влияют на развитие эмоционального интеллекта у детей. Самостоятельная оценка своих поступков и умеренный самоконтроль также будут полезны для идентификации чувств.