В каком возрасте начинать учить ребенка читать

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.

Как научить читать

Чтение – это не складывание слогов в слова, а порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы — не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Решение: книги без картинок и «дырчатое чтение»

Первое условие – надо взять книгу без картинок. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу. Ребенок должен осознать, что для него означает слово “иногда”. Мы запускаем цепь внутренних ассоциаций. “Иногда мы с мамой ходим в кафе”. “Иногда мне бывает больно”. Чтение, таким образом, предполагает создание внутри себя героев и визуальных образов. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

Кроме того, во время этих пауз и запуска воображения ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много.

По мотивам интервью с Александром Лобком, доктором психологических наук, создателем комплекса технологий и программ развития творческих способностей ребенка.

Обучение по Жуковой

В рамках этой статьи мы опишем основные принципы известной и уже доказавшей свою эффективность методики как научить читать ребенка с дислексией., логопед и опытный педагог.

Ее книга, специальный букварь для дислексиков, помогла тысячам детей освоить чтение и письмо.

Суть программы – в сочетании новых приемов (в игровой форме) и традиционных методик. Благодаря ей дети не только учат азбуку, но и учатся понимать прочитанное, грамотно говорить, и дальше – читать бегло и вслух.

Букварь Жуковой содержит короткие упражнения с веселыми картинками. Они учат в игровой форме, не утомляют, а скорее развлекают. Усложняются уроки постепенно. Большое внимание здесь уделяется процессу слияния двух букв в один слог, а также слиянию слогов в слова.

То есть как раз тому фактору, который деткам дислексикам дается с большим трудом. Важно, что книга также содержит советы родителям, и важные дополнительные рекомендации.

Когда нужно начинать заниматься? Все очень индивидуально. Если диагноз «дислексия» уже поставлен, и с чтением, азбукой есть проблемы, то можно начинать обучение – в 5 лет или в 6 лет, не столь важно.

Обучать первоклассника надо обязательно.

Сигнал к началу обучения – это яркий интерес мальчика или девочки к книгам. Если он просит почитать ему, смотрит картинки, интересуется содержанием, задает вопросы, значит, пора начинать!

Читайте также:  Как заработать на вышивке крестом, бисером и другими способами

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного отрезка детей до 7-ми лет есть свои особенности познания и восприятия мира, что нужно учитывать при анализе готовности ребенка к обучению чтению. Но, так как каждый ребенок индивидуален, то эти особенности могут быть в разной степени выделены для конкретного ребенка.

Давайте посмотрим на то, каким образом характеризуют различные периоды психологи и педагоги.

2-3 года – это возраст, когда ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир. В его жизнь врываются новые цвета, формы, звуки. Именно в этом возрасте ребенок еще достаточно непосредственно будет реагировать на все свои ошибки, будет пытаться их исправить, следуя за своей природной любознательностью.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Ребенок в 2-3 года раскрывается для полноценного общения со взрослыми и готов впитывать все, что они предложат ему. Но буквы в этом возрасте чаще всего представляются чем-то непонятным и скучным. Донести суть этого навыка малышу достаточно сложно. Обучение в данном возрасте целесообразно начинать только в том случае, если ребенок сам интересуется книгами и буквами.

4-5 лет – возраст, когда ребенок уже не просто изучает мир, а начинает его анализировать. Интерес к свойствам предметов, попытки изменения окружающего мира воздействием. Именно в возрасте 4-5 лет ребенок может начинать осваивать чтение не только механически, но и понимая написанное. Если малыш проявляет интерес к книгам и буквам, то это самое время начинать небольшие занятия по 5-10 минут. Легкая, непринуждённая игровая обстановка позволит преподнести и открыть перед ребенком волшебный мир книг.

6-7 лет. Именно этот возраст считается оптимальным для изучения ребенком навыка чтения. По мнению психологов, именно в возрасте 6-7 лет происходит активное развитие восприятия, памяти и внимания. Именно в этом возрасте у ребенка появляется осознанное желание учиться. Появляется возможность воспринимать знания в организованной форме.

Эти возрастные рамки выделяют физиологи, психологи и педагоги, но они являются лишь усредненными показателями, которые могут подходить ребенку не в полной мере.

Каждый ребенок индивидуален и обладает своей скоростью развития и познания мира. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов, то вы можете попробовать. Но, если вы столкнётесь с полным отсутствием внимания и желания изучать буквы и чтение у ребенка до 5-ти лет, то не нужно его заставлять, лучше отложить этот процесс.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.

Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Что делать, если у ребёнка СДВГ ✅ Основная цель коррекции педагогом — помочь ребёнку организовать свое внимание и деятельность. Так как такой ребенок дольше «включается» в задание, чем сверстники, и не может быстро сконцентрироваться, привлеките его внимание в начале работы — можно назвать его по имени и конкретно сформулировать, что ему нужно делать. ✅ Попросите ребенка убрать все лишнее с парты, потому что не относящиеся к уроку предметы будут только отвлекать его. ✅ Такие дети не могут работать долго — им нужна дозированная нагрузка и частые перерывы. Например, в начальной школе их работоспособность высока в течение 15-20 минут, после чего им нужно сменить деятельность или подвигаться. Так как они долго входят в задание и быстро устают, самые сложные и длинные задания в проверочных работах нужно помещать в середину. ✅ Давайте таким детям развернутую обратную связь. Непрерывный поток мыслей в их голове нужно как-то структурировать. Давая обратную связь, можно указать ребенку на его успехи и ошибки, чтобы он их заметил и осознал. ✅ Разбивайте задание на части, давайте инструкцию или алгоритм для выполнения той или иной задачи поэтапно — в виде схем, планов действий, расписаний, чек-листов. Важно, чтобы правила по организации действий были не только в школе, но и дома. Например, чек-лист о том, как собрать рюкзак в школу, как решать текстовую задачу или выучить стихотворение.

Читайте также:  Льняное семя: польза и вред, как употреблять

Играйте

Да, если решение какой-то проблемы завело вас в тупик, смените напряженное усилие ума на отвлеченное занятие. Коллективная игра, собирание конструктора, паззлов и прочее прекрасно подойдут для этого.

Мозг все равно будет работать в фоновом режиме над решением задачи, которую он усиленно пытался решить до этого. Он обработает информацию, отдохнет от напряженной деятельности, и это поможет после взглянуть на трудность с другого ракурса, или же вообще решение может прийти как бы само собой!

Не стесняйтесь признаться ребенку, что вы не в силах сейчас справиться с проблемой. Пусть он увидит, что успех не всегда сопутствует в жизни.

Но никогда не махайте на проблему рукой при ребенке! Покажите ему, что неудача временная, что вы на ней учитесь и снова принимаетесь к её решению после небольшого отдыха. Покажите ему, что от ошибок зачастую никуда не деться, что на них можно и нужно учиться, извлекать из этого опыт, чтобы снова не проходить весь путь решения в аналогичной ситуации. В конечном итоге это научит ребенка легче переживать последствия возможных собственных неудач.

Проблемы – это часть жизни любого человека. Как штанги и гантели увеличивают наши мускулы, так и они растят нас и укрепляют. Трудности – они не для того, чтобы сделать вашего ребенка несчастным, они для того, чтобы приблизить его к мечте.

Минусы самостоятельного обучения детей чтению

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.

Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество. Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению. Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

Читайте также:  Обесточивание и обезвоживание. Как правильно подготовить дачу к зиме

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.