В чем заключается воспитание? Советы по воспитанию!

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Секреты воспитания детей

Рассмотрим очень важную в нашей жизни тему — «воспитание детей». Как показывает практика воспитания детей, самое важное — это помогать детям развиваться, а не мешать им в своём развитии. Каждый ребенок рождается с определенной судьбой, с определенными задатками, характером, и самое главное — это помогать развить самое лучшее из того, чем Природа его одарила… Это значит, что у него есть определенный набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других. В целом же изменить характер невозможно, практически невозможно. Нам кажется, что у маленького ребенка характер непонятно какой или пока его нет, но у него уже есть характер. Он уже сформирован с самого рождения. Проблема только в том, проявлению каких качеств характера вы будите способствовать, каким нет. Поэтому считается: чтобы дать ребенку правильное развитие и воспитание, самое главное, что нужно определить, — с каким типом характера родился ребенок.

Рассмотрим 4 способа воспитания детей:

  • Воспитание в благости. Это возможно, когда есть сотрудничество с детьми. Сотрудничество — это уже само по себе благость. Оно возможно, когда родители понимают, что перед ними стоит личность, а не предмет или не кусок, вывалившийся из их  тела. Это просто другая личность, которая может существовать независимо от нас. Сотрудничество возможно, если есть понимание этих вещей. Когда есть правильное понимание взаимоотношений с ребенком, появляется возможность более чуткого и ненавязчивого общения. Ребенок сам при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.
  • Воспитание в страсти — это воспитание по типу, если будешь хорошим, то будет тебе все, что захочешь. А если будешь плохим, то ничего не получишь. Это воспитание с позиции материальной заинтересованности. Родителей по большому счету не интересует личность ребенка, им нужен от него только результат. Подобное воспитание приводит к тому, что ребенок учится постоянно искать выгоду. У него развивается жадность, эгоизм, ради достижения цели он склонен к обману.
  • Воспитание в невежестве — когда над ребенком совершается насилие. А так же оно проявляется в баловании детей. В первом случае в психике ребенка происходит надлом, падает самооценка, вырабатываются комплексы, растет агрессия. Во втором, у ребенка развивается эгоцентризм.
  • Безличностное воспитание —  когда родители просто не обращают внимания на своего ребенка. Ребенок растет как сорная трава. Такой ребенок  во взрослой жизни не умеет устанавливать близкие отношения — он общается очень сухо и поверхностно, без всякой личностной заинтересованности.

Как вы понимаете нам необходимо следовать ПЕРВОМУ СПОСОБУ воспитания детей. Если же придерживаться трем оставшимся методам, то родители формируют ребенка в соответствии со своими собственными неудовлетворенными желаниями и представлениями о жизни и счастье.  Порою они делают это в очень грубой форме. Фактически это даже не воспитание, а примитивная дрессировка — методом кнута и пряника родители формируют успешного члена общества потребителей.

Воспитание делиться на два типа:

  • Деспотичное – когда взрослого не интересует мнение чада, за него уже всё решили.
  • Автономное (авторитетное) – в этой семье, малыш уже с 2-3 лет имеет свою точку зрения и какой бы путь не избрал будущий гражданин, родитель всегда поддержит будущую опору, он будет следить за успехами «карапуза», направлять его, но не вмешиваться, не пытаться подстроить под себя. В таких семьях, взрослые пользуются неимоверным авторитетом, потому что есть доверие, есть диалог. И никаких тайн и секретов друг от друга нет!

Послушание

Как ни парадоксально, но существуют методики, которые помогут вашему малышу не натворить глупостей.

Почему нельзя совать пальцы в розетку? Договорённость в этом случае не сработает, объясните, что может произойти, если засунуть пальцы в эти маленькие дырочки. Опять же, не нужно пугать и сочинять байки.

Поддержка

Ребёнок пришёл радостный со школы, похвалите! Да, любое положительное явление нужно подмечать, но не скатитесь к повседневности, Когда каждый день новый подарок, поощрение должно быть грамотным и желательно не в регулярной денежной форме.

Читайте также:  Пневмония у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Физический и психологический феномен

Если вы давите на ребёнка, не важно, используете для этого подзатыльники или кричите на него, манипулируете им, то знайте, со временем, вы потеряете с ним связь. Оно вам надо?

Договор дороже денег

Если подросток приходит слишком поздно или долго сидит за компьютером, то постарайтесь выяснить причины, причём не нужно ставить свои условия. Просто, объясните, что вы переживаете и постарайтесь прийти к общему знаменателю, не получается? Уступите!

Цели физического воспитания в семье

Физическое воспитание детей в семье нацелено на становление здорового, гармонично развитого человека. Оно решает задачи оздоровления ребенка, обучения правильному отношению к собственному здоровью и создание привычки заниматься спортом. Физическое воспитание дома ставит целью:

Цели физического воспитания в семье
  • Улучшение самочувствия, повышение защитных сил.
  • Формирование и поддержание осанки.
  • Предупреждение плоскостопия.
  • Получение основных знаний о правильном образе жизни.
  • Приучение к дисциплине, распорядку дня, здоровому рациону, закаливанию.
  • Изучение разных спортивных дисциплин и обучение пользованию физкультурными принадлежностями.
  • Формирование физических навыков и умений.
Цели физического воспитания в семье

В результате систематических занятий ребенок научится самостоятельности, гигиеническим навыкам. У него появится внутренняя необходимость в ежедневной физической активности. Физическое развитие дошкольников в семье формирует личностные качества – способность прийти на помощь, чувство справедливости, товарищество, умение заниматься совместным делом, упорство в преодолении сложностей.

Цели физического воспитания в семье

Организация физического воспитания в семье полностью ложится на плечи взрослых. Если есть непонимание, как правильно составить программу развития и реализовать ее, лучше обратиться к педагогу в школе или в детском саду. Совместное физическое воспитание в семье и ДОУ – залог формирования верного отношения к физкультуре и спорту. Ребенок должен получать дома подтверждение того, что он узнал в стенах образовательного учреждения.

Цели физического воспитания в семье

Кажется, все так просто, правда?

Но почему тогда так много родителей жалуются на своих детей, обвиняя их в абсолютном отсутствии самостоятельности.

Со временем я для себя поняла, что самостоятельность — это не некая врожденная сверхспособность, которая или есть, или ее нет. Самостоятельность — это самый обычный, самый простой навык, который тренируется путем многочисленных повторений.

И примеров успешной реализации таких навыков в нашей жизни очень много. Мы никогда не научимся быстро набирать текст на компьютере, если не будем многократно «тыкать» пальцами по клавиатуре. Мы не научимся управлять автомобилем, если много раз не будем выходить из него испуганными, жутко растерянными и вспотевшими. Мы никогда не заговорим на английском языке, если не начнем изо дня в день зубрить новые слова и произносить вслух фразы и предложения.

И часто самым большим препятствием на пути ребенка к самостоятельности является… его «заботливый» взрослый. Почему в кавычках? Потому что в этой «заботе» не хватает самого главного — веры в своего ребенка.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Читайте также:  Жировик на ноге: как избавиться в домашних условиях

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Роль отца и матери в воспитании сына

В первые годы жизни ребёнок проводит большую часть времени с мамой. Она обеспечивает новорождённому питание и безопасность. Именно глубокая эмоциональная связь с матерью создаёт предпосылки для гармоничного развития малыша. Но учёные давно доказали, что эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие ребёнка напрямую связано с присутствием в его жизни отца. Поэтому папам ни в коем случае нельзя отстраняться от процесса воспитания, пока сын находится в младенческом возрасте. Молодые отцы могут играть со своими малышами, укладывать их спать, читать на ночь сказки, подменять маму, когда ей нужно отлучиться.

Ребёнок растёт, а вместе с ним растёт и его любознательность и жажда познания мира. И лучшим помощником ему в этом будет именно отец. Пока мама занята хозяйственно-бытовыми делами и вопросами учёбы, папа может научить сына кататься на велосипеде, ловить рыбу, забивать гвозди. Именно отец является для мальчика примером для подражания, именно с ним взрослеющий мальчик хочет проводить больше времени, чем с матерью. 

Воспитанием мальчика преимущественно занимается отец, мать не может ни ругать, ни наказывать сына. Когда отец наказывает мальчика, мать не вмешивается. Если сын сделал что-то не должное, мать рассказывает отцу и тот сам решает, как поступить в этой ситуации,

– Евгений Чигарев, психолог.

К подростковому возрасту мальчик всё сильнее начинает ощущать себя мужчиной. Подростки копируют поведение знакомых взрослых, примеряют на себя образцы мужественности. Именно в этом возрасте должен состояться психологический разрыв сына с матерью и переход во взрослую жизнь.

Роль отца и матери в воспитании сына

Многие мамы, ощущая, что обожаемый сыночек вот-вот вырвется из гнезда, сознательно тормозят этот процесс. В результате подросток либо отстаивает свою независимость с помощью протеста и бунта (так же, как и в кризисе трёх лет), либо так и «застревает» на всю жизнь в этом возрасте, оставаясь вечным «маминым сыном».

Такой мужчина никогда не создаст собственную полноценную семью, «не разведясь» при этом с мамой. Поэтому очень важно на этом этапе отпустить сына и дать ему возможность стать настоящим мужчиной с собственными взглядами на жизнь.

В чем состоит главная миссия папы в переходном возрасте сына? В том, что подростку важно получить одобрение со стороны отца всем его действиям. Он ищет мужского внимания, ему важно чувствовать себя «своим» среди представителей мужского пола. Сын наблюдает за тем, как его отец принимает решение, как он относится к матери, как общается с другими мужчинами. Именно это поможет мальчику в дальнейшем выбрать правильную стратегию своего собственного мужского поведения.

Как научиться родительству

Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:

  1. Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?

  2. Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.

  3. Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.

  4. Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.

  5. Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.

Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.

Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.

Читайте также:  Весенняя и летняя мода: самые стильные образы весны и лета

— Заключение

______________

В мире всегда остро стояла проблема отцов и детей. И полагаю, в будущем в этом вопросе мало что изменится.

Прогресс не стоит на месте. И то, что считалось популярным вчера, сегодня, может быть уже не так актуально. А разница между родителем и его ребенком как минимум 15 лет. У них слишком разное мировоззрение. Именно поэтому очень часто родителям так трудно понять своих детей, как и им их.

В интернете вы можете найти множество статей на тему: «Как воспитать своего ребенка?». Однако, ребенок не игрушка и даже, зная в совершенстве все, что написано в книгах по воспитанию детей, очень трудно найти общий язык со своим чадом.

Но не стоит отчаиваться, ведь если вы любите своего ребенка ему этого будет более, чем достаточно. Всегда старайтесь быть на стороне своего ребенка и подавайте ему положительный пример. А со временем и понимание возникнет.

Материал подготовлен Дилярой специально для

Видео:

Адаптация к школе

Переломным моментом в жизни каждого малыша является поступление в школу. Школьный процесс кардинально меняет жизненный уклад: нужно напряженно и систематически трудиться, подчиняться всяким нормам, соблюдать режим дня, выполнять поручения учителя. Каждый первоклассник, наряду с чувством восторга по поводу своего взросления, испытывает еще и растерянность, тревогу и напряжение. В это время происходит адаптация. Рекомендации родителям, полученные от опытных педагогов и психологов, помогут малышу не потеряться во взрослом школьном мире и быстрее привыкнуть к обстановке. Адаптация – длительный процесс, и если для кого-то он длится месяц, некоторые привыкают к перемене образа жизни в течение всего первого класса. Трудности в этот период испытывают не только дети, но и родители, учителя. Действовать нужно сообща, чтобы облегчить этот процесс.

Взрослые должны поддерживать ребенка в желании общаться с одноклассниками, изучать что-то новое, создавать комфортные условия для занятий. Родители многое могут сделать, чтобы малыш любил ходить в школу. Прежде всего это относится к требованиям. Забудьте об авторитарных методах, постарайтесь в этот период быть для малыша другом. Не спрашивайте с порога, какую отметку он получил. Для начала поинтересуйтесь, что нового и интересного он сегодня узнал, с кем подружился, чем занимались на уроках. Если дети не могут сразу давать толковых ответов, не нужно расстраиваться и ругать их. Не показывайте своего раздражения. Малыш психологически перестраивается с детского сада на школу. Основные рекомендации родителям осенью: следите за здоровьем малыша, больше с ним гуляйте, ведь день резко начинает идти на убыль, и нехватка солнца также влияет на мозговую деятельность. Никогда не заставляйте садиться за уроки, пока ребенок полностью не отдохнет от школы. Минимум должно пройти 3-4 часа после занятий.

Метод доктора Сузуки

Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.

Как воспитывать детей по данной методике

Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.

Основные положения методики:

  • музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
  • отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
  • работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
  • репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.
Метод доктора Сузуки

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
  • может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
  • можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
  • у малыша развивается чувство прекрасного.

Недостатки:

  • многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
  • занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.