Упражнения для развития логического мышления у детей

Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям?! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются школы, гимназии, спортивные секции, творческие студии и так далее.

Упражнение Поиск наиболее значимых слов

Назовите ребёнку шесть слов. Одно из них – наиболее общего порядка, например, слово «город» . А другие пять слов будут так или иначе связаны с ним. Нужно, чтобы два слова были наиболее значимыми для слова «город» , чем остальные. К примеру, «улицы, машины, дома, деревья, кафе» .

Задача ребёнка – отыскать два наиболее значимых слова из пяти, а затем объяснить свой выбор. А ваша задача – рассуждать вместе с ребёнком и приходить к логически верному решению. Есть два варианта усложнения упражнения. Можно ограничить поиск слов до определенного времени (например, 20 секунд). Или использовать для упражнения более сложные слова.

Категории заданий и упражнений

Существуют следующие задачи для развития логики:

  • Классификации. Нужно распределить материал по группам, определяя классифицирующие признаки.
  • Закономерности. Разглядывая картинки или фигурки, ребенок должен определить закономерность. Оформление может быть разным. Главное, чтобы значения были понятны ребенку.
  • Найти лишнее. Помогает научиться находить исключения, не подходящие по признаку.
  • Лабиринты. Развивают образно-логическое мышление, тренируют концентрацию, память и аналитические способности.
  • Съедобное-несъедобное. Такая игра помогает ребенку развивать образное мышление.
  • Умозаключения. Развиваются аналитические способности, которые помогают работать с имеющейся информацией.

Начинать занятия с ребенком нужно как можно раньше. И делать это не только во время занятий, но и во время прогулки или занимаясь домашними делами. Ведь процесс развития у детей длится весь период взросления. Но если начиная с дошкольного возраста активно тренировать способности, то это значительно расширит его кругозор. Главное, не упустить время. Формируйте и развивайте логику с раннего возраста, чтобы в будущем у него был большой выбор направлений образования и профессионального развития.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

Правильная речь

Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят. Правильная речь включает в себя несколько компонентов:

  1. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли.
  2. Отсутствие дефектов дикции.
  3. Правильное звукоизвлечение.
  4. Диафрагмальное дыхание.
  5. Умение контролировать громкость и темп речи.
  6. Координация слуха и голоса.

Разберем по порядку. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли – это, прежде всего, умение логически мыслить. Мыслительные и речевые способности напрямую связаны с развитием мелкой моторики пальцев. Развивать ее следует с раннего возраста: конструктор «Лего», лепка из пластилина, рисование, в более старшем возрасте – вышивание и, возможно, вязание.

Читайте также:  Желатиновая маска для лица от морщин в домашних условиях

Школьников следует всячески стимулировать к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книгочеем и вообще разносторонне развитой личностью.

Развитие хорошей дикции имеет два основных аспекта. Во-первых, ребенок должен быть здоров физически, иметь правильный прикус, нормальную длину уздечки под языком, не иметь болезней ЛОР-органов и защемлений в районе шейного отдела позвоночника. Во-вторых, у ребенка должны быть правильные речевые привычки: умение четко проговаривать буквы, не «зажевывать» окончания слов, не коверкать слова и тембр речи.

Последнее напрямую связано с техникой дыхания и звукоизвлечения. Бывает, что дети нарочно «гнусавят», постоянно что-то выпрашивая, а бывает, что гнусавость развивается вследствие ЛОР-заболеваний. Случается и так, что невнятная речь обусловлена отсутствием понимания важности культуры речи как таковой, а может быть, ребенок просто не натренирован делать вдох нужной глубины, чтобы воздуха хватило на всю фразу.

Чтобы исключить болезни, ребенка при любых дефектах речи следует показать врачам: ЛОРу, неврологу и логопеду. ЛОР-заболевания и незначительные неврологические нарушения вполне поддаются излечению, а логопед выявит дефекты строения речевого аппарата и, если нужно, откорректирует их. Наиболее частое нарушение – недостаточная длина уздечки под языком, что затрудняет нормальное произношение многих букв, освоение правильной речи и, в будущем, ораторских навыков. Удлинить уздечку можно в амбулаторных условиях с использованием местной анестезии.

И, наконец, умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей слишком много. Здорово, если ребенок хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.

Математические игры для развития умственных способностей

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста может происходить с помощью математических игр, таких как:

  1. Работа с счетными палочками, их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: предлагаем детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата и даже из 1 палочки можно сложить треугольник.
  2. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Нужно использовать их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
  3. С целью развития мышления детей используются различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».

Избегайте управления

Дети обладают удивительной врожденной способностью к творчеству, когда они играют самостоятельно. И, к сожалению, чрезмерное воспитание ослабляет или даже уничтожает эту врожденную способность». Превратите свое соседство в место для игр. Поэтому важно выяснить, как способствовать творчеству вашего ребенка, не управляя им.

Читать далее: Как разрешать конфликты с детьми?

Дети многому учатся, играя самостоятельно. Ведь младенцы рождаются экспериментальными учеными, которые берут свитки информации, пробуя что-то самостоятельно и изменяя их на ходу. Будучи более сдержанным, дети могут понять, как решать проблемы и создавать свои собственные уникальные креативные способы решения различных задач.

Как люди используют образное мышление

Позитивное мышление — что это такое

Образное мышление помогает человеку. С помощью него он может:

  • Ориентироваться в экстремальных и непредвиденных ситуациях. Представляя проблему в виде визуального образа, человек видит решение.
  • Защитить себя от стресса с помощью релаксации. Чтобы справиться с плохим настроением, можно использовать самый простой способ: закрыть глаза, расслабиться, воскресить в памяти приятные события, помечтать.
Как люди используют образное мышление

Релаксация

  • Жизнь в обществе не может протекать без общения с неприятными людьми. Чтобы не впадать в депрессию после необоснованных обвинений, не расстраиваться из-за чрезмерно придирчивого начальства, существует такой способ: после общения с неприятным человеком надо представить его в нелепой позе или образе какого-то животного. Искусство мысленной трансформации грозного обидчика превращает его в забавного персонажа, так негативные эмоции замещаются снисходительной улыбкой.
  • Визуализированные мечты имеют свойство сбываться. Если индивид четко представил желаемый объект, он будет усердно стараться заполучить его. Визуализированная цель рождает конкретный план по ее достижению.
Читайте также:  Гузмания: размножение в домашних условиях

Важно! Образное мышление наполняет жизнь человека смыслом, яркими красками. Оно становится двигателем самореализации и саморазвития.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

Как тренировать логическое мышление у детей

У коровы сын, теленок, Очень вежливый ребенок. Мама учит малыша Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки Все похожи друг на дружку. И девочки, и мальчики, Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок! Он бодает всех с пеленок. Что же делать нам, когда Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.
Как тренировать логическое мышление у детей

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это? Наступило (лето).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Как тренировать логическое мышление у детей

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).
Как тренировать логическое мышление у детей

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Кто хочет стать миллионером

Отдельно хочется отметить необходимость развивать финансовую грамотность, ведь ее значение сложно переоценить. Можно зарабатывать сотни тысяч рублей и оставаться ни с чем при неумении грамотно распоряжаться бюджетом. Детям можно подарить то, что поможет им стать миллионерами как можно раньше, — знания о том, как управлять деньгами. Информационное пространство пестрит заголовками, обещающими помочь избавиться от долгов или накопить на автомобиль. Весомое преимущество в жизни есть у людей, которые уже сейчас живут без кредитов, точно знают, сколько зарабатывают и тратят, имеют планы достижения финансовых целей, а ведь всему этому можно научиться точно так же, как чистить зубы по утрам и собирать портфель в школу. Можно говорить о базовых стратегиях поведения родителей, которые помогут в становлении финансовой грамотности ребенка:

· Помогать ребенку адекватно воспринимать реальность. Родители часто ошибаются, следуя принципу «все лучшее детям»: детские комнаты могут быть завалены новыми игрушками, притом, что родителям может не хватать средств на более необходимые вещи. Стоит изначально показывать ребенку реальную картину жизни, ведь запрос на новые игрушки со временем сменится ожиданием обновленных версий гаджетов, личного авто и недвижимости. Даже если финансовая ситуация в семье позволяет обеспечить детей всем вышеперечисленным, необходимо серьезно подумать над тем, что именно и в каком возрасте действительно необходимо ребенку.

· Разумное потребление. Можно научить ребенка рационально подходить к вопросу приобретения новых вещей. Существует множество лайфхаков на эту тему, например, откладывать покупку на некоторое время. Возможно, те самые наушники, без которых жизнь была черно-белой еще вчера, сегодня потеряют свою актуальность. А также очень действенными способами контроля покупок являются списки для похода в магазин, списки подарков для родственников и друзей и другие виды фиксации предстоящих затрат, которые помогут заранее их спланировать и оценить актуальность.

· Карманные деньги — важнейший инструмент финансового обучения, который призван помогать детям получать опыт в управлении собственными средствами. В семье необходимо установить правила, на какой период и какую сумму родители будут выдавать ребёнку, и придерживаться их, не увеличивая выплату по запросу. Так ребенок быстрее научится планировать свои расходы. Не стоит деньгами мотивировать детей хорошо учиться или поддерживать порядок в комнате, ведь это имеет мало общего с реальной жизнью, в которой платят далеко не за мытье посуды на собственной кухне.

· Ведение бюджета. Каждый человек, в том числе ребенок, должен иметь реальное представление о своих доходах и расходах. Стоит выбрать вариант, который покажется ребенку самым удобным: ведение ежедневника, использование специальных приложений на смартфоне или программ на компьютере, неважно, как и в каком формате, главное, фиксировать все финансовые операции и анализировать их. Ребенок должен понимать, что на билет в кино, например, ему может не хватить, если он будет каждый день покупать в буфете сладости.

· Создание капитала. Вне зависимости от размера бюджета стоит откладывать часть средств из него. Объясняя ребенку, как накопить на новые джинсы или скейт, родители могут передать инструмент, который в будущем поможет купить квартиру и машину.

Максимально полезны и необходимы детям не новые телефоны, компьютеры и иные блага, а знания о том, как заработать деньги, сохранить их, приумножить и самому купить все необходимое. Самостоятельность и ответственность, которые нужны во всех сферах жизни, должны наиболее острым образом проявляться в финансовых вопросах. Безусловно, намного проще освоить азы управления деньгами в том случае, если близкие могут объяснить их на живом примере. Если родители чувствуют, что отличной оценки по финансовой грамотности они еще не заработали, то можно вместе с детьми расширять свои знания, используя множество доступных на сегодняшний день ресурсов.

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Ответы на головоломки

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Ответы на головоломки

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

Ответы на головоломки

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Ответы на головоломки

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Ответы на головоломки

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Ответы на головоломки