Тесты на готовность ребенка к школе

Подготовка будущего ученика для успешного прохождения отбора в 1 класс – процесс трудоемкий и небыстрый. Одна часть родителей предпочитает заниматься с ребенком в домашних условиях самостоятельно, другая – нанимать репетитора или водить малыша в развивающий клуб или подготовительные курсы при выбранной школе. Наибольший эффект будет достигнут при разумном сочетании всех методик.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс

Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:

  • своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
  • свой день рождения и дни рождения своих родителей;
  • дни недели, месяцы, сезоны;
  • названия распространенных животных и растений;
  • основные цвета;
  • основы ПДД;
  • профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
  • основные праздники;
  • «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
  • чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
  • чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
  • чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
  • решать простые задачки;
  • отгадывать логические загадки;
  • восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
  • описывать изображение, пересказывать истории;
  • знать небольшие стихотворения;
  • считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры;
  • рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.
Читайте также:  Антуриум посадка семян и уход в домашних условиях

Что должен уметь ребенок к школе

Непонимание того, какие знания и умения необходимы будущему первокласснику, является одной из главных проблем родителей. Школы не предъявляют список требований к первоклассникам, поэтому родители не всегда понимают, к чему им готовиться. Однако есть очевидные базовые навыки, без которых детям младшего школьного возраста не обойтись.

При посещении детского сада дети старшей группы осваивают дошкольную программу. Ребенку необходимо знать алфавит и цифры до десяти, ориентироваться во времени и в пространстве, обладать навыками письма и связанной речью, у него должно быть развито логическое мышление. Ребенок перед школой должен четко понимать разницу между овощами и фруктами, домашними и дикими животными, птицами и насекомыми, знать последовательность дней недели и времен года, уметь называть цвета и отгадывать загадки.

На собеседовании будущих первоклассников в школе могут спросить об элементарных правилах дорожного движения, о странах, праздниках и известных профессиях, а также проверить его навыки чтения по словам и слогам, знание некоторых геометрических фигур и умение решать простые арифметические задачи. Собеседование помогает понять, насколько физически, эмоционально и интеллектуально ребенок готов к обучению в школе, свободно ли он ведет коммуникацию с людьми, умеет ли выражать свою точку зрения.

Как в домашних условиях подготовить ребенка к школе

О том, когда начинать подготовку детей к школе и как подготовить его к такому ответственному моменту, существует много разных мнений. Многие родители считают, что самым благоприятным временем для занятий является год перед началом обучения. Специалисты данное мнение не разделяют и дают советы родителям не приступать к занятиям слишком рано. Лучше всего начинать обучение, как только ребенку исполнится чуть больше 3 лет.

Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада

Проводить с трехлетним малышом полноценные занятия еще рано, поэтому нужно начинать с проведения эффективных игровых упражнений и постепенно переходить к более серьезному и основательному обучению.

Обратите внимание! Добиться результатов и правильно подготовить ребенка к школе можно только организовав систематические занятия. Только так он сможет привыкнуть к необходимости регулярно заниматься и станет дисциплинированным и усидчивым.

Специалисты рекомендуют проводить занятия ежедневно, при этом два дня в неделю должны быть выходными. В день рекомендуется проводить по 2-3 урока, продолжительность которых не должна превышать 15 минут. Перерыв между ними должен длиться в пределах получаса. Самым оптимальным временем для обучения считаются утренние часы. Для занятий будущему первокласснику нужно организовать рабочее место.

Что можно делать

К сожалению не все родители имеют представление о том, что включает в себя подготовка к начальной школе. В программу подготовки к школе в домашних условиях обязательно должны входить занятия по математике, письму, чтению и изобразительному искусству.

Обратите внимание! Самым непростым для детей считается урок чтения, поэтому его лучше всего проводить в начале занятия.

В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке. После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него.

Читайте также:  Бисероплетение цветов для начинающих. Фото, схемы и полезные советы

К обучению письму нужно приступать ближе к шести годам. Сначала надо учить дошкольника писать печатные буквы. Занятия математикой можно начинать с раннего детства. В этот период происходит знакомство с внешним видом цифр, их названиями и арифметическими действиями. Ближе к 5 годам уже можно учить дошкольника с составом чисел и понятиями больше, меньше и равно.

Важно! Во время обучения не следует пренебрегать уроками творчества, так как развитие малыша обязательно должно быть всесторонним и гармоничным.

Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ

Для достижения поставленных целей и задач педагогу необходимо не только грамотно выбрать содержание занятия, но и логично выстроить его структуру.

Временной план НОД по подготовке к школе

Как и другие занятия со старшими дошкольниками, урок по подготовке к школе длится 25–30 минут. В эти временные рамки вписываются 4 этапа работы:

  1. Актуализация опорных знаний (вводный этап) — 2–3 минуты. Педагог мотивирует ребят на работу, дети повторяют материал, усвоенный раннее, проверяют домашнее задание, если этот вид работы предполагается.
  2. Основной этап — до 15 минут. За это время дети знакомятся с новым материалом, объединяя полученную информацию с уже освоенной. Кроме того, основной этап включает проведение физкультминутки (дыхательных упражнений, пальчиковых игр).
  3. Закрепление изученного — до 8 минут. Изученный материал систематизируется с помощью практических приёмов (выполнения аппликаций, рисунков и пр.).
  4. Заключительный этап — до 4 минут. Педагог комментирует работу группы в целом и каждого ребёнка по отдельности. Дети оценивают себя на занятии, то есть осуществляется рефлексия.

На интегрированном занятии обычно даются задания по обучению грамоте, математике и ознакомлению с окружающей средой

Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ

Таблица: конспект интегрированной НОД «Скоро в школу!» в подготовительной группе (фрагмент)

, воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Колокольчик», г. Коломна, Московская обл. Вводный этап В.: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые. Сегодня утром к нам пришла посылка, сейчас посмотрим от кого она (эти дети ушли в школу из нашей группы год назад). Открывает посылку, читает письмо:«Здравствуйте, дорогие друзья! У меня всё хорошо, мне очень нравится учиться в школе, появилось много хороших друзей. Я стараюсь учиться на «4» и «5», а ещё в школе очень важно быть добрым, чтобы было много друзей. Знаю, что вы тоже скоро пойдёте в школу, и поэтому передала для вас интересные задания. Когда вы их выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи».В.: Я знаю, что вы хотите пойти в школу, а для чего?Ответы детей…> Основная часть <… В.: Посмотрим, что за задание… Нужно отвечать на вопросы полным ответом, готовы?

  • Какое сейчас время суток?
  • Время года за окном?
  • Назовите соседей весны. <…>

В.: Вспомним, из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса).

  • Что такое условие? (Это то, о чём говорится в задаче).
  • Что такое вопрос? (Это то, что надо найти в задаче) <…>
Читайте также:  Кожа около ногтей трескается и шелушится: что делать?

В.: Молодцы! Давайте составим задачу по свою задачу. (Ответы детей). <…>Выполните графический диктант:

  1. Поставьте карандаш на красную точку.
  2. Пять клеточек вниз.
  3. Вернули карандаш на исходную точку.
  4. Три клеточки вправо. <…>

В.: Давайте посмотрим, что в следующем конверте. Нужно ответить на вопросы:

  • Из чего состоит слово? (Из слогов).
  • Из чего состоят слоги? (Из букв).
  • А что такое буква? (То, что мы видим и пишем)…>
Закрепление изученного <… В.: Посмотрите: на конвертах написаны слоги. Попробуем составить из них составляют слово «ДОБРОТА», читают его.В.: Ребята, а как вы думаете, что такое «доброта»? <…>Дети читают стихотворения о доброте и вежливости. Заключительный этап <… В.: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу, говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку. При этом улыбаясь, ведь от улыбки хмурый день становится светлей. Красивое слово и жить задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Что же вы сегодня делали? (Ответы детей).Смотрите, у нас ещё одно письмо.«Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили сюрприз. До встречи в школе».Воспитатель раздаёт ребятам медальки — смайлики.В.: Спасибо нашим гостям, воспитателям, спасибо нашим ребятам! Цит. по:

Видео: открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

Подготовка к школе — длительный и систематический процесс, который осуществляется в детском саду, начиная с первой младшей группы. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети осваивают социально-коммуникативные навыки, имеющие ключевое значение для последующего образовательного этапа, то в старших группах эта работа приобретает характер непосредственной образовательной деятельности, то есть организуется на специальных занятиях. Как правило, педагог планирует эти уроки интегрированными, то есть включающими работу по всем образовательным направлениям согласно ФГОС.

В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад

Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.

Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.