Создание условий для самореализация ребенка развитие потенциала

Роди­тели испы­ты­вают радость, когда из отпрыски начи­нают про­яв­лять спо­соб­но­сти к твор­че­ству. При­ятно хва­статься кар­ти­нами или сти­хами юного даро­ва­ния. Но ребе­нок-поэт или ребе­нок-худож­ник может при­чи­нить немало хло­пот своим роди­те­лям. такие дети, как насто­я­щие твор­че­ские лич­но­сти, часто бывают несо­браны, могут “витать в обла­ках”, быстро теряют инте­рес к нача­тому делу. И что же это за фрукты такие — твор­че­ские личности?

Популярное

Всей семьей 1504 Как украсить детскую к Новому году

Не знаем как вы, а мы, смотря американские фильмы, всегда завистливо сопели, когда в них показывали предрождественский период. Герой кино,

Всей семьей 1442 Что почитать ребенку перед сном

Так не хочется заканчивать интересный день, если ты еще не устал! Чувствуешь, что еще можешь свернуть горы, но мама все

Всей семьей 1546 Адвент-календарь. Идеи по созданию

Слово «advent» в английском языке означает «наступление», «приход». И так как все берет начало в латинском языке, то, несложно догадаться,

Обучение 2227 Прописи для детей от 6 до 7 лет.

Ваш ребенок уже научился читать и знает азбуку, теперь ему нужно научиться красиво писать буквы! Красивый почерк во многом определяет

Всей семьей 1503 Как отмечают День Матери в разных странах.

У этого праздника в России нет четко устоявшейся даты, его всегда отмечают в последнее воскресенье ноября. В этом году приготовьте

Мода 1746 Poivre Blanc. Новая коллекция.

Среди нас точно есть те, кто предпочтут российскому производителю что-то эксклюзивное и с именем у всех на слуху. Французский бренд

Мода 1331 Новая коллекция Oldos осень-зима 2020-2021

Теперь уж точно пришла пора утепляться – температура семимильными шагами стремится к нолю, а скоро ударят и первые холода. А

Мода 1521 Uki Kids – новый бренд.

Мы стараемся для вас и становимся лучше, пополняя наш ассортимент и начиная сотрудничество с новыми марками. Фирма Юки кидс появилась

Мода 1535 Новая коллекция Choupette осень-зима 2020

Приятно, когда не нужно долго выбирать, копаться в разных брендах и сразу у одного производителя можно найти вещи на все

Мода 1340 Geox. Новая коллекция обуви

Удобство – один из главных критериев выбора обуви. Иногда ее носят, даже если в ней есть мелкие недостатки, зато ногам

Мода 1579 Smena. Новая коллекция осень-зима 2020. Новая Новогодняя коллекция.

Дети обожают Новый год. Да и как не любить время веселья, подарков, ярких огоньков и вкусных угощений? Несмотря на то,

Генераторы 72 Генератор заданий «Реши уравнение»

Данный генератор позволяет усовершенствовать навыки решения уравнений. Необходимо только выбрать желаемые условия примера.

Генераторы 75 Генератор заданий «Сравнение чисел»

Изменить описание: С помощью генератора «Сравнение чисел» можно создать задания, которые помогут ребенку усовершенствовать навыки сравнения чисел, а так же

Генераторы 123 Генератор заданий «Связь арифметических действий»

Изменить описание: Генератор заданий «Связь арифметических действий» учит использованию связи между простыми математическими действиями. В настройках вы можете выбрать действия

Генераторы 218 Генератор заданий «Единицы измерения»

Генератор заданий «Единицы измерения» позволяет сформировать задания для изучения ребенком денежных единиц, единиц массы, расстояния и времени. Основополагающим понятием в

Здоровье 616 Как отучить ребенка от пустышки

Хорошо, когда есть что-то, занимающее ребенка на какое-то время и успокаивающее его. Как гаджет, например: дал его малышу, он себе

Всей семьей 686 Выбираем подарок девочке

Каждому из нас знакомы муки выбора. Иногда идея приходит как озарение, но если ее все нет и нет, на смену

Мастер-классы 717 Мастер-класс письмо Деду Морозу

Мы взрослеем и вера в чудо в сердцах у многих из нас угасает. Но ни в коем случае нельзя позволить,

Всей семьей 737 Советы, как встретить Новый год в пандемию

Как тут не загрустить, когда только это и хочется делать? Ведь мы по сути рабы своих привычек и когда нас

Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное
Популярное

Что такое креативность и творческое мышление?

Под творческим мышлением мы понимаем способность подходить к решению любого вопроса новаторски и оригинально, не привязываясь к стандартным схемам. Это неординарность и поиск альтернативы, выход за рамки привычных границ, индивидуальное видение той или иной ситуации или проблемы.

Говоря о креативности, можно с уверенностью утверждать, – это высший степень творческого мышления человека, которое реализуется в качественно новый продукт.

Что такое креативность и творческое мышление?

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил, что креативность свойственна нам врождённо, но тем не менее, мы можем потерять её в ходе социальной практики или сложившихся системах воспитания и образования.

Именно поэтому очень важно проследить творческий потенциал ребёнка и развивать в нём креативность уже с малых лет.

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

Кто и где выявит способности ребенка

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Кто и где выявит способности ребенка

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Кто и где выявит способности ребенка

Замечательный факт

Кто и где выявит способности ребенка

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Кто и где выявит способности ребенка

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Кто и где выявит способности ребенка

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании. Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Кто и где выявит способности ребенка

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Читайте также:  Применение масла чайного дерева от грибка ногтей

Как прививать творческий интерес?

Любой ребенок с раннего детства подвержен творческим позывам, причем, неважно, в чем это проявляется: в пение, рисовании, вышивании или резьбе по дереву. Наверное, многих интересует, почему дети больше чем взрослые тянутся к творчеству? Ответ очень прост! У детей очень много энергии, которую необходимо использовать, к тому же, каждый ребенок хочет создать свой собственный неповторимый «мирок», в котором ему хочется жить и созидать.

Главная задача родителей, направить ребенка в «нужное русло». Пусть лучше ребенок два раза в неделю ходит, например, в музыкальную школу, чем «лазает» по подворотням, не правда ли? В развитие детского творчества многое зависит от родителей.

Если вы заметили, что ваш ребенок безумно любит рисовать и заваливает квартиру своими рисунками, не относитесь с равнодушием к этому пристрастию. Окажите ребенку поддержку и дайте возможность продолжать это увлечение. Предложите нарисовать семейный портрет или любимую игрушку.

Естественно, у многих детей увлечение рисованием может быстро пройти. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка рисовать насильно. Ничего хорошего из этого не выйдет. Рисовать он все равно не будет. Просто предложите ему заняться другим творчеством, но не сильно настаивайте.

Если же интерес ребенка к искусству начался с самого детства и продлился до школьного возраста, смело можете отдавать его в школу искусств, и не исключено, что спустя некоторое время ваш ребенок прославится. Возможен и другой исход событий: ребенку может надоесть рисование! Да, такое тоже возможно.

В случае если интерес пропал, не настаивайте и не заставляйте ребенка ходить на занятия в школу искусств. Если рисование – это призвание ребенка, через некоторое время он все равно решит вернуться и продолжить занятия.

Просто возможно ребенку тяжело выполнять домашнее задание в обычной школе и совмещать уроки в школе искусств, особенно, если любящие родители направили его ещё в несколько секций. Не стоит слишком сильно загружать ребенка, иначе ему могут стать неинтересны абсолютно все виды творчества.

Как прививать творческий интерес?

Рисование – это только пример, все то же самое можно сказать и о других видах творчества: пении, вышивании, танцах, резьбе по дереву и так далее.

Творчество – важная составляющая жизни ребенка, поэтому желательно с детства развивать творческие поползновения. Желательно, чтобы у каждого ребенка было своё увлечение, которым ему хотелось бы заниматься. Естественно, задача родителей увидеть и распознать интерес ребенка. Если ребенок тяжело втягивается в творчество, покажите как это интересно на своем примере.

Например, начните вышивать и ваша дочка обязательно спросит: «Мама, а что это ты делаешь?». Также с дочкой можно самим сшить развивающие моторику игрушки, про которые я уже писала. Расскажите ей в подробностях и покажите уже готовый результат. Дети, как правило, любопытны, поэтому им обязательно захочется последовать примеру родителей.

Через творчество дети постигают красоту всего мира и выплескивают энергию, которой в организме ребенка предостаточно. Также, творчество развивает в детях внимание, доброжелательность, чуткость и, конечно же, доброту. Причем, множество великих открытий совершили именно творческие личности, поэтому, развивая творчество в вашем ребенке, не исключено, что именно он найдёт, например, лекарство от рака.

Считается, что творческие люди очень ранимы, но не стоит забывать об их силе духа. К тому же, в нашем непростом мире сложно решать проблемы без творческого подхода. Творчество – помогает сделать мир лучше и настроиться на нужный лад. Всячески способствуйте развитию творческого потенциала у детей, и ваш ребенок в один прекрасный день отблагодарит вас.

А теперь посмотрим, что дети нарисовали в итоге:

парадоксальных черт творческих людей

1. Силь­ные, но не тре­ни­ро­ван­ные. У твор­че­ского чело­века довольно много физи­че­ской энер­гии, но, к сожа­ле­нию, она мало рас­хо­ду­ется. Ведь работа творца – это, в первую оче­редь, работа его мозга. Кон­цен­тра­ция исклю­чи­тельно на интел­лек­ту­аль­ном труде при­во­дит к тому, что здо­ро­вое тело выгля­дит сла­бым. Именно поэтому важно соблю­дать баланс разума и тела.

2. Умные, но наив­ные. Михай Чик­сент­ми­хайи при­знает, что твор­че­ские люди умны, их отли­чает гиб­кость и ори­ги­наль­ность мыш­ле­ния, спо­соб­ность слы­шать раз­лич­ные точки зре­ния. Но почти все наивно пола­гают, что изме­рить кре­а­тив­ность можно твор­че­скими тестами, а раз­вить на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных семинарах.

3. Игривы, но само­от­вер­женны. Твор­че­ские люди любят отды­хать. Как гово­рится, ничто гедо­ни­сти­че­ское им не чуждо. Но когда речь захо­дит о «рож­де­нии» нового про­екта, они спо­собны рабо­тать, как одер­жи­мые. К при­меру, ита­льян­ский худож­ник Паоло Уччелло, когда раз­ра­ба­ты­вал свою зна­ме­ни­тую «тео­рию пер­спек­тивы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

Чик­сент­ми­хайи отме­чает, что боль­шин­ство твор­цов рабо­тают до позд­ней ночи и ничто не может их остановить.

Читайте также:  Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии

4. Фан­та­зеры, но реа­ли­сты. Это загадка твор­че­ских людей. Они вели­кие выдум­щики, могут при­ду­мать что угодно, но при этом боль­шин­ство из них смот­рят на жизнь вполне реа­ли­стично. Видимо, прав был Уильям Уорд, гово­рив­ший, что пес­си­мист жалу­ется на ветер, опти­мист наде­ется на пере­мену погоды, а реа­лист ста­вит паруса.

5. Экс­тра­верты, но замкнуты. Мы при­выкли делить людей на экс­тра­вер­тов и интро­вер­тов. Счи­та­ется, что пер­вые общи­тельны, легко схо­дятся с людьми, обла­дают хариз­мой и т.д. А вто­рые, напро­тив, живут в своем внут­рен­нем мире, куда пус­кают лишь «избран­ных».

Но, по наблю­де­ниям Чик­сент­ми­хайи, по-насто­я­щему твор­че­ские люди соче­тают в себе обе этих черты. На людях они – душа ком­па­нии, а в кругу близ­ких тихи и немногословны.

6. Скром­ные, но гор­дые. Твор­че­ские люди, как пра­вило, очень скром­ные. Они не ждут похвалы – им важен сам про­цесс созда­ния нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не поз­во­лят уни­жать соб­ствен­ное достоинство.

7. Муже­ствен­ные, но жен­ствен­ные. Михай Чик­сент­ми­хайи утвер­ждает, что твор­че­ские люди часто не соот­вет­ствуют своим ген­дер­ным ролям. Так, девушки-творцы нередко отли­ча­ются жест­ким нра­вом, а муж­чины, напро­тив, чув­ствен­но­стью и сентиментальностью.

8. Бун­тари, но кон­сер­ва­торы. Что есть твор­че­ство? Верно – созда­ние чего-то нового. В связи с этим твор­че­ские люди очень часто слы­вут бун­та­рями, так как их идеи выхо­дят за рамки при­выч­ного. Но в то же время мно­гим из них трудно рас­ста­ваться со сво­ими зако­сте­не­лыми при­выч­ками, менять амплуа и прочее.

9. Страстны, но объ­ек­тивны. Все твор­че­ские люди страстно влюб­лены в свою работу. Каза­лось бы, страсть должна ослеп­лять, но по-насто­я­щему кре­а­тив­ные люди все­гда объ­ек­тивно смот­рят на то, что они делают.

Чик­сент­ми­хайи под­чер­ки­вает, что твор­че­ский чело­век дол­жен адек­ватно вос­при­ни­мать кри­тику, а также отде­лять свое «Я» от своей работы.

10. Открыты, но счаст­ливы. Одним из твор­че­ских сек­ре­тов Лео­нардо да Винчи была «острота чувств». Творцы все­гда открыты к вос­при­я­тию новых собы­тий, даже если они при­чи­няют им боль. При этом внут­ренне это гар­мо­нич­ные счаст­ли­вые люди, так как они умеют полу­чать удо­воль­ствие от самого твор­че­ского процесса.

Как видите, твор­че­ские люди дей­стви­тельно полны про­ти­во­ре­чий. Но как гово­рит Михай Чик­сент­ми­хайи, именно эти пара­доксы помо­гают им адап­ти­ро­ваться прак­ти­че­ски в любой ситу­а­ции, при­спо­саб­ли­вая все вокруг для дости­же­ния своих целей. так что “твор­че­ская лич­ность” это не диа­гноз, это комплимент.

Азбука вос­пи­та­ния

А недавно я даже словила себя на чувстве вины

Позже я осознала, что у этого решения есть еще один плюс: таким образом я давала своему ребенку образ человека, который готов нести ответственность за свои недоделки.

А спустя какое-то время у нас само собой сформировалось негласное правило: если один готовит, то другой убирает со стола. Аня просто в один день после того, как я позвала всех к столу, собрала и помыла всю посуду, а я в ответ поблагодарила ее, как будто так и надо. Так мы в очередной раз распределили между собой нагрузку, и каждый посчитал это разделение справедливым. Таким же образом у нас распределены обязанности по уходу за собакой, уборке квартиры.

Осознайте ограниченность воображения

Заведите творческий дневник. Перед каждым новым делом обращайтесь к нему. Очередность действий следующая:

  1. Представьте желаемую и намеченную творческую цель. Какие неприятные мысли и ощущения, тревоги, страхи возникают у вас вместе с этим? Влияет ли это на вашу уверенность и мешает ли действовать? Подробно распишите каждый пункт.
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • Это ваши мысли (страхи, опасения, переживания, мнения) или кого-то другого?
  • Не детские ли это переживания, которые давно пора оставить в прошлом? Например, часто неудачи в школе переносятся на взрослую жизнь. И хотя человек давно уже стал другим, успешным, уверенным, неудача из прошлого продолжает мешать.
  • Хотите ли вы избавиться от всего этого ради цели? Стоит ли оно того?

Ответы на эти вопросы и будут началом развития творческого мышления. Даже отвечая на них, сами того не замечая, вы уже мыслите самостоятельно и творчески, вы осознаете возможность выбора, вы сами находите разные альтернативы и сравниваете их между собой.

Самореализация детей дошкольного возраста

Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.

Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу. Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами. Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.

Негативное настроение родителей зачастую очень быстро переходит к ребенку, и вместо полезного времяпрепровождения близкие получают обиженное выражение детского лица и надутые губки.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как поддержать в ребенке творческое начало

Удивление и стремление к познанию – первооснова творчества. Не показывайте своим видом, что вам надоели бесконечные «зачем?» и «почему?»; терпеливо и доброжелательно отвечайте на вопросы ребенка, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы; часть вопросов может оставаться не отвеченной («на потом»), над другими ребенок должен подумать сам, а над чем стоит поискать ответ вместе.

Адекватная самооценка ребенка помогает ему верить в свои силы. Выражайте свои чувства к ребенку открыто, всем видом показывая, что вы его любите таким, какой он есть (любовь не зависит от плохого поведения, достижений и пр.); помогите ребенку правильно оценивать себя и свои поступки, выражайте недовольство отдельными действиями, а не личностью в целом; если вы сами верите в способности ребенка, в то, что он может стать лучше, сделать лучше, то и он поверит в себя.

Суть поведения родителей – поддержка и дисциплина. Относитесь к творческим начинаниям малыша с симпатией и теплотой; проявляйте терпимость к «странным» идеям ребенка, просто дайте понять, что вы ПОКА не знаете, как их применить; поддерживайте стремление к творчеству ненавязчиво, развивайте самостоятельность в выборе цели и стремление достичь ее.

Для творчества нужен простор и яркие впечатления. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел; выделите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения; снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий, берите его в поездки по интересным местам.

Творческий пример взрослого всегда заразителен для ребенка. Не бойтесь быть «не как все», проявляйте свою собственную индивидуальность; не важно, разведете ли вы цветы, будете готовить изысканные блюда или вышивать – делайте это с увлечением; творите вместе с ребенком (важно даже не ЧТО, а КАК! – с удовольствием), это не менее важно, чем специальные занятия.

Как поддержать в ребенке творческое начало

Категорически нельзя

  • неодобрительно или насмешливо высказываться о творческих попытках ребенка;
  • унижать, сравнивать с другими детьми и давать понять, что малыш хуже других;
  • излишне строго и требовательно относиться к ребенку, или наоборот допускать вседозволенность и распущенность.

И помните – главные враги любого таланта: безделье, скука, телевизор и компьютер! Для дошкольника безделье и скука – явления нехарактерные. Время просмотра мультфильмов и игры в компьютере должны быть строго ограничены, использование телевизора в фоновом режиме недопустимо!

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.