С какого возраста начинать учить ребенка читать и писать

Пролетело время, и вот ваш ребенок уже первоклассник. Родителям предстоит потратить немало сил и набраться терпения, чтобы вместе с учителями помочь детям освоить школьные знания. Случаются ситуации, что с первых дней начала занятий у школьников обнаруживаются затруднения с письмом.

Как научить ребёнка писать – начинаем с печатных букв

Ошибка многих родителей – обучение навыкам письма сразу с прописных букв. Это очень сложно для неокрепшей руки ребенка. Начинайте с печатных букв. Приобретите специальные прописи для начинающих осваивать письмо. В продаже огромное разнообразие интересных и занимательных обучающих навыкам письма прописей для любого возраста. В таких альбомах буквы прорисовываются черточками, точками или пунктирными линиями, которые значительно облегчает малышу задачу. Начиная с самых простых палочек, кружочков и завитушек малыш постепенно освоит письмо и перейдет к самостоятельному написанию букв и первых слов. Слова для написания букв используйте простые, состоящие из 3-4 букв, должны быть понятны и знакомы ребенку. Помните, что обучение должно нести в себе игровой характер, чтобы ребенок понимал, что письмо – это увлекательно и интересно.

Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

Многие родители заинтересованы в том, чтобы научить ребенка читать и писать ещё до начала обучения в школе. Ведь тогда ребенок будет быстрее усваивать новый материал, станет приносить домой хорошие отметки и будет активно участвовать в общественной жизни школы.

Нынешние стандарты образования позволяют отложить обучение грамоте до момента поступления ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы. Сейчас, согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу. Обучение детей грамоте — это и есть содержание учебного плана первого класса.

Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

Дети в школе на уроке

Есть дети, которые умеют читать уже за 6-12 месяцев до начала обучения в школе. Как же родителям удается пробудить такой интерес к чтению? Как правило, дети начинают читать осознанно в возрасте после 5-6 лет. У наших мам и бабушек не возникало таких вопросов — «Когда учить ребенка читать?», потому что за всё отвечала школа. Но сегодня у современных родителей совсем другие возможности.

В крупных городах нашей страны работают многочисленные студии раннего развития. Некоторые из них предлагают научить ребенка читать с годовалого возраста. Учебный год здесь начинается так же, как и в обычной школе — в сентябре. Поступив в такой учебный центр ребенок научается уже к концу календарного года ориентироваться в словах.

Дети учатся читать слова целиком

Обучение начинается с самых простых и любимых слов — мама, папа, баба, деда. Это методика Глена Домана, который разработал эту программу. Детям показываются все слова целиком. И к концу года, как бы это не казалось невероятным, дети во всех изученных словах ориентируются, воспринимают слово целиком. Педагог показывает ребенку табличку с написанным на ней словом и ребенок уже знает это слово и, соответственно, может его прочитать. До возраста трех лет мозг развивается очень интенсивно. Крайне важно не упустить этот момент. Чаще всего детей обучают по методике Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан.

Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

Однако, не все специалисты готовы согласиться с подобными методиками. Например врачи — они смотрят на обучение к чтению с традиционной позиции знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа: «Не навреди!».

Учим ребенка писать слова 

После того, как ребенок научится писать буквы, можно переходить к написанию слов. Хорошо, если он к этому времени уже умеет читать. Так ему будет гораздо легче понять, какие буквы и для чего ему нужно написать. Если он читать не научился, то все можно осваивать в процессе.

Освоить написание слов под силу детям 5 – 6 лет. Для начала научите ребенка писать легкие слова, которые хорошо ему знакомы. Это может быть: мама, папа, дом, киса и т.д. Заведите специальную тетрадь, в которой можно тренироваться писать. Напишите в ней 5 слов большими печатными буквами. После этого произнесите их по слогам и расскажите ребенку, из каких именно букв состоит каждое из слов. Теперь попросите, чтобы ребенок показал, где какое слово находится. Сначала пусть он запомнит, как они выглядят. Когда он не будет путаться, можно попросить, чтобы он написал каждое слово по отдельности. Если он освоил, как пишутся буквы, то и со словами проблем не должно возникнуть. После того, как все слова будут написаны, и ребенок справится со своей задачей, можно написать еще 5 слов. Постепенно увеличивайте их количество.

Как научить ребенка быстро писать буквы и цифры в прописи? Причины медленного письма

Как научить ребенка быстро писать

  1. У детей, имеющих трудности с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, скорость письма очень низкая. Медленность письма в этом случае является вторичной, проблема разрешается при устранении перечисленных причин
  2. Недостаточная автоматизация навыка письма. На первых этапах обучения письму для ребенка очень важно осознать движение, видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, определять точку начала движения. И в этом периоде темп письма нельзя форсировать, иначе ребенок не успеет зафиксировать правильный способ написания буквы или ее элемента, а «переделать» впоследствии неверный графический навык намного сложнее
  3. Индивидуальная особенность ребенка. Чаще всего такие дети не только медленно пишут, но и медленно двигаются, говорят, одеваются. С такой особенностью скорее нужно смириться, нежели бороться. Медлительный ребенок, которого торопят писать побыстрее, скорее всего, пожертвует качеством написания элементов, что приведет к постепенному закреплению неправильного начертания и плохому почерку
  4. Усталость или снижение работоспособности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно соблюдать режим дня, чередовать занятия за партой и перерывы с разминкой или подвижными играми, непрерывная продолжительность работы не должна составлять более 10-15 минут
Как научить ребенка быстро писать буквы и цифры в прописи? Причины медленного письма

Оптимальная скорость письма для шестилеток 4-6 знаков в минуту, для семилеток — 4-9 знаков в минуту.

Тренировка и практика

Поскольку красиво писать – нужно учиться с детства, то и знакомиться с предметами для письма нужно в раннем возрасте. Карандаш можно давать ребенку уже в тот момент, когда он станет ими интересоваться. Главное, наблюдать в этот момент, чтобы малыш правильно его держал. Поскольку переучивание всегда проходит сложнее обучения.

Чтобы ребенку обучение доставляло удовольствие, нужно правильно построить процесс и выбрать необходимый «инвентарь». Для занятий вам следует соблюсти некоторые рекомендации:

Тренировка и практика
  • приобрести толстые карандаши с тремя гранями, которые малышу будет удобно держать;
  • проводить занятия по 5-7 минут, делая перерыв для проведения расслабляющей гимнастики;
  • письмо чередовать с рисованием кистью, расслабляющей пальцы.

Все дети очень любят раскрашивать картинки. Раскраски можно предлагать малышам уже в трехлетнем возрасте. Сначала ребенок может раскрашивать крупные элементы. Но с каждым месяцем стоит усложнять задачу, чтобы кроха учился красиво разукрашивать более мелкие раскрасок вы можете взять на вооружение прописи. Сначала можно просто обводить изображения и фигурки, а если малыш проявляет интерес к буквам, то можно предоставить ему свободу действий. К пятилетнему возрасту многие дети уже готовы начать дошкольное обучение. Поэтому самое время начать писать печатные буквы. Главное, чтобы малыш не только красиво их писал, но и понимал и соблюдал их последовательность и пропорции.

Как узнать, что у ребенка дисграфия

Если родители вовремя заметят у своих малышей проблемы с письмом или чтением и вовремя окажут помощь, то это благотворно повлияет на всю дальнейшую жизнь маленького человека. Увидеть отклонения, распознать дисграфию довольно просто, необходимо лишь внимательно наблюдать за ребенком и участвовать в его жизни.

Признаки дисграфии:

1. Когда заканчивается первый год обучения, многие дети уже знают все буквы, с легкостью пишут и читают. Ребята с существующей проблемой всегда путают буквы, похожие по написанию. Например, буквы «Э» и «З», «Р» и «Ь», «Ш» и «Щ». Для этих ребятишек пары букв одинаковые, они не видят, в чем их отличие. Написание текста превращается для них в пытку, пишут они медленно. Если требовать их писать быстрее, тогда может начать формироваться плохой почерк.

Как узнать, что у ребенка дисграфия

2. Возможно, у ребят имеется нарушение слуха. Поэтому он не может правильно писать и читать. Очень трудно написать по звуку правильную букву, когда звуки плохо различаются из-за нарушений слуха. Иногда бывает, что дети хорошо читают, а пишут с ошибками.

Читайте также:  Как не избаловать ребенка? Основные ошибки родителей

3. Ребята с дисграфией неправильно пишут слова, которые слышат. Например, «дом» и «том». Происходит замена слова, поэтому может теряться весь смысл предложения.

4. Можно заметить, что школьники, пишущие неправильно слова, очень хорошо рисуют. Это связано с тем, что у них хорошо развита область мозга называемая «древней». В древности вместо слов люди изъяснялись при помощи рисунков на скалах.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи.

    Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

  4. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
  5. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
  6. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
  7. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
  8. Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
  9. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
  10. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие

уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)

находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)

Читайте также:  Брюки на зиму: разновидности и особенности выбора

добавлять в группу недостающие предметы

говорить, чем похожи или отличаются предметы

группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)

восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам

находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)

точно копировать простой узор

описывать картинку по памяти

запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его

писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка , три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)

рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)

пересказать сказку, услышанный короткий рассказ

уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon

уметь считать от 1 до 10 и обратно

восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)

считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два

понимать понятия “больше, меньше, поровну”

знать простые геометрические фигуры

уметь составлять аппликации из геометрических фигур

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте

решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение

отличать буквы от звуков

отличать гласные от согласных

знать, сколько букв в алфавите

находить нужную букву в начале, середине и конце слова

подбирать слова на заданную букву

делить слово на слоги, проговаривая вслух

читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

Полезная информация

Перед родителями стоит множество задач, с которыми они должны помочь разобраться своему крохе. Например, —как научить ребенка считать—, особенно, если совсем скоро он станет школьником, или как научить говорить букву Р, что достаточно часто приносит множество неудобств многим ребятам. Стоит также позаботиться и о том, —как научить кататься на роликах—, ведь это не только интересное, но и полезное занятие, а также, как научить кататься на велосипеде.

Вы можете ознакомиться с предложенной информацией, перейдя по указанным ссылкам.

Как вам удалось научить своего ребенка писать прописные буквы? Какие методики и задания помогли справиться с поставленной задачей? Будем рады, если вы поделитесь собственным опытом и оставите несколько полезных советов в комментариях. А также не забывайте делиться вашими отзывами о прочитанной статье.

Формируем привычку читать книги с младенчества

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.