Развитие в период младенчества с 3 месяцев до 1 года

К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.

Развитие ребёнка на 3-м месяце жизни: список для самопроверки

В норме ребёнок в 3 месяца демонстрирует развитие новых навыков. Что он должен уметь? Самое главное — он уверенно держит голову. Кроме того, малыш учится переворачиваться и уже может опираться на свои ноги, если его придерживать. Он интересуется окружающим миром, демонстрирует эмоциональную реакцию.

Что умеет ребёнок в 3 месяца: развитие основных навыков

  • Хорошо держит голову вертикально — не менее нескольких минут, находясь на руках у взрослых и может опираться на ноги, если его держать подмышками.
  • Лёжа на животе, приподнимается на предплечьях, чтобы видеть окружающую обстановку, а лёжа на спине, самостоятельно поворачивается на бок.
  • Пытается захватить игрушки, висящие перед ним, может брать предметы в руки и удерживать их.
  • Рассматривает окружающий мир: рисунки, игрушки, фиксирует взгляд на них, рассматривает лица людей — среди прочих отдаёт предпочтение маме; следит за движущимися объектами.
  • Проявляет оживление, когда мама подходит к кроватке: улыбается, гулит; поворачивает голову в сторону источника звука.
  • Издаёт разные звуки, «отвечает» на обращение к нему, пытается подражать интонациям, может смеяться в голос.

Что умеют дети в 3 месяца лучше всего объяснит врач-педиатр. В этом возрасте младенец уже способен совершать простые движения головой и конечностями. И хотя они уже предпринимают попытки подняться, их мышечная и опорная система слишком слабые.

В этом возрасте спина и ноги только начинают крепнуть. Младенец может перемещаться в горизонтальной плоскости – переворачиваться на бок или живот. Однако вертикальные положения корпуса, такое как сидение и стояние, им еще недоступны.

Важно не помогать ребенку сесть – несвоевременные попытки могут привести к травме или дефектам осанки. Когда наступит подходящее время, он начнет приподниматься из положения на боку, либо присаживаться назад из положения на четвереньках. В норме это происходит в возрасте 6 месяцев.

Навыки сидения и стояния

Стоять ребенок также начинает в более позднем возрасте – в 7-8 месяцев. Ноги трехмесячных детей слишком слабые для того, чтобы на них опираться. При попытке поставить младенца на пол или кроватку, родители могут заметить, что его ноги находятся в полусогнутом положении.

Понять, что ребенок учится стоять, просто: он будет хвататься за опору, и, держась за нее, станет пытаться переместиться выше.

Психологические изменения

Маленький человек в 3 месяца уже способен узнать свою маму и людей, которых он часто видит. Малыш активно выражает свои эмоции криком, гулением, улыбкой. Родители могут услышать, как ребенок певуче растягивает гласные, когда находится в хорошем настроении. Более активной становится и мимика крохи. Появляется «комплекс оживления»: радостная реакция на взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек и ножек.

Некоторые дети этого возраста предпочитают большую часть времени находиться на руках у мамы или папы. Не отказывайте ребенку в этом желании и вы увидите, что умеет малыш. Сосредоточенно глядя на ваше лицо, прислушиваясь к голосу, ребенок будет улыбаться, хмуриться, показывать язычок и пытаться повторять произнесенные вами звуки.

Психологические изменения

Свои желания малыш по-прежнему выражает плачем. Требуется ли ему питание, смена пеленок, родительское внимание — ребенок будет плакать по-разному. Обычно к 3 месяцам мама уже может различить, что необходимо карапузу. В этот период малыш начинает капризничать просто из-за того, что ему скучно. Врачи не рекомендуют в таких случаях сразу бежать к ребенку. Дайте ему время успокоиться самостоятельно.

Читайте также:  Алиссум: выращивание из семян, когда сажать

Не оставляйте меня без присмотра

В связи с динамическим развитием способностей перед ребеночком открываются новые возможности, но он еще не может управлять своим телом, поэтому может подвергнуться опасности.

Не оставляйте меня без присмотра

Если до этого времени можно было ненадолго оставить малыша на пеленальном столике, отойдя за чистым подгузником, то теперь позаботьтесь обо всем необходимом заранее: отходить от ребенка ни в коем случае нельзя. Кроха может неожиданно перевернуться, даже если еще этого никогда не делал, и упасть.

Маме нужно не спускать глаз со своего маленького исследователя. Что же надо сделать, чтоб обезопасить жизнь и здоровье грудничка?

  • проверить наличие ядовитых растений среди комнатных цветов;
  • вспомнить, не водится ли за вами привычка пить чай с ребенком на руках;
  • убрать все опасные предметы из поля зрения ребенка (иголки, бусины, винтики, заколки, шпильки и т.д.);
  • аккуратнее подкидывать малыша во время игры (желательно это делать над кроватью, нежели над полом);
  • пеленать и менять подгузники подальше от края столика.

Стоит обращать внимание на любые мелочи, которые могут стать потенциальными опасностями для человечка, еще не познавшего мир.

Не оставляйте меня без присмотра

Неплотно закрытые окна, двери балкона, розетки, провода, косметика, лекарства – все это, попав в руки малышу, становится очень опасным для его здоровья и жизни.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Когнитивное (познавательное) развитие

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

Читайте также:  Куры хайсекс браун и уайт — разведение и содержание

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Развитие малыша в месяца: узнай, что должен уметь ребенок

Развитие малыша в 3 месяца ( как впрочем и в первый и второй месяцы жизни) продолжает активно набирать обороты.

Вес ребенка в 3 месяца, активное развитие малыша в 3 месяца

«Развитие малыша в 4 месяца: что должен уметь ребенок в 4 месяца»

3 месяца ребенку сколько кормить? При налаженном режиме питания малыш к концу третьего месяца должен в среднем набрать 600-900 граммов.  Сколько молока съедает ребенок в 3 месяца? Это усредненные данные. Но в любом случае вы должны видеть качественный прирост в весе. Подкармливать ребенка в 3 месяца или нет, решать вам.

Развитие малыша в месяца: узнай, что должен уметь ребенок

Рост ребенка в 3 месяца

Тут тоже все стандартно. Малыш вырастет примерно на 2-3 см.

Чаще выкладывайте малыша на животик. Это поможет укрепить мышцы шеи, позвоночника, плеч и рук.

Занимайтесь с малышом на фитболе. Это незаменимая помощь в налаживании пищеварения и дыхания, помогает расслабить животик и вывести газики.

Как купать ребенка

Ребенка в возрасте трех месяцев рекомендуют купать 12-15 минут.

Температура воды 37 градусов. Температура воздуха в ванной комнате 24-26 градусов. Можно и даже желательно воспользоваться специальными средствами для купания. В зависимости от кожи новорожденного, от проблем и высыпаний есть огромный перечень этих средств.

Развитие малыша в месяца: узнай, что должен уметь ребенок

Если вы купаете малыша самостоятельно, то будьте внимательны и осторожны. Одной рукой придерживайте головку, другой поливайте его водичкой, мягко обтирайте салфеткой. Есть специальная ступенька для ванночки. Вы кладете в нее малыша, и тогда не нужно придерживать головку.

Будьте предельно внимательны во время купания ребенка. Не оставляйте его без присмотра. Даже на две секунды!

Если ребенок нервничает, плачет, ерзает, то поговорите с ним ласковым голосом, улыбайтесь, успокойте.

Промойте все складочки. У мальчиков свои складочки, у девочек свои. Не забудьте помыть за ушками малыша. При кормлении и срыгивании там часто скапливаются остатки молока и, если не следить, может развиться грибковая инфекция.

После купания тщательно высушите все складочки, промокните мягким полотенцем тело ребенка. Если нужно, обработайте пупочную ранку. Можете воспользоваться маслом, нужно внимательно ухаживать за кожей малыша, ей свойственно пересыхать.

Делайте массаж новорожденному. Это отлично помогает наладить сон и в целом благоприятно влияет на физическое развитие.

Видео «Третий месяц жизни» (всего 3 минуты)

Развитие малыша в месяца: узнай, что должен уметь ребенок

Что умеет ребенок в 3 месяца, развитие малыша в 3 месяца

Навыки ребенка в 3 месяца. Ребенку 3 месяца, что должен уметь?

  • Из всех возможных вариантов бабушек, дедушек, дядей и теть, малыш будет выбирать маму. Он четко знает кто она, как пахнет и, собственно, что он от нее хочет.
  • Реагирует на музыкальные игрушки. Может агукать и улыбаться.
  • Умеет переворачиваться со спины на животик (это может произойти и немного позже, примерно к концу четвертого месяца)
  • В положении на животике держит голову и опирается на предплечья.
  • Соединяет свои ручки, находит одной рукой другую. Ребенок в 3 месяца кулачки уже должен разжимать.

Кстати для этого есть специальные мягкие красочные браслеты. На одну руку одеваете малышу такой браслет, другой он пытается его схватить.

  • Любит сосать свои пальчики рук, а если дотянется, то и ног.

Сейчас вас не заменит малышу никто! Только вы для него вся вселенная! Не это ли счастье?!

Развитие малыша в месяца: узнай, что должен уметь ребенок

Поделитесь, пожалуйста, этой страницей

Календарь развития ребёнка в месяца — видео

Каждый этап в жизни ребёнка — это важный период для его развития. И каким малыш станет в будущем, во многом зависит от тех условий, которые создадут ему мама и папа. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

Календарь развития ребёнка в месяца — видео
Календарь развития ребёнка в месяца — видео

Похожие записи: Развитие и уход за ребёнком в 5 месяцев — что уже умеет малыш? Малыш в 2 месяца: что нужно знать родителям Косоглазие новорождённых: что нужно знать родителям

Календарь развития ребёнка в месяца — видео

Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, них и других рефлексах новорожденного>>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.
Читайте также:  Рейтинг лучших фирм-производителей фотообоев на 2021 год

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок — это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышать>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

Десятый месяц

В 10 месяцев дети поражают взрослых не только своими двигательными возможностями, но и задатками индивидуальных черт характера. На первом месте для них стоит исследование реальной жизни.

Анатомо-физиологическое развитие

Главное событие – активное прорезывание зубов, но помимо этого, дети продолжают набирать вес, заметно увеличивается их грудь и объём черепа. Они всё больше ходят, а не ползают, правда, опора для этого пока ещё требуется. Поскольку молоко матери уже не может удовлетворять их потребности, иммунитет находится не в лучшем состоянии, и следует оберегать малышей от разных инфекций.

Проявление характера и интеллекта

Дети, крайне, эмоциональны, особенно девочки, которые способны выразить свою привязанность к матери и другим членам семьи, как своей мимикой, так и радостным выражением лица. Вообще, в этом возрасте малыши обожают объятия матери, ласку, длительное общение. Мальчики более самостоятельные и независимые, и любят показать свой характер.

Подробнее о развитии ребенка в 10 месяцев

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Успехи десятимесячных детей

Значительными детскими достижениями этого периода является:

умение сидеть и стоять продолжительное время;

делать шаги, приседать и подпрыгивать;

брать в одну ручку сразу два предмета;

подражать взрослым и даже их передразнивать.

Развитие ребенка в 10 месяцев выражается и в проявлении творческих дарований детишек, так как они могут удерживать в ручках карандаши, маркеры и делать более чёткие движения пальцами.

Игровые навыки малыша

К девятимесячному возрасту активность ребенка усиливается, он обретает новые способности.

Он уже умеет:

  • рвать салфетку и мять ее в руке;
  • в обе руки брать по одной игрушке и стучать ими;
  • хлопать в ладоши;
  • разглядывать маленькие предметы, обхватывая их указательным и большим пальцами;
  • бросать вещи на пол, особенно погремушки;
  • собирать кольца пирамидки в любом порядке;
  • искать маму или папу, накрывшихся пледом;
  • брать ту игрушку, которая ему по душе;
  • переворачивать страницы небольшой картонной книги;
  • узнавать предметы, изображенные на рисунках.
Игровые навыки малыша

Ребенок в 9 месяцев должен уметь брать в руки понравившуюся игрушку

Все дети любят играть в «ладушки», «козу-дерезу» и «ку-ку», ломать башни из кубиков. Кроха с восторгом будет искать игрушку, если спрятать ее за спиной или под пеленкой. Энергичное времяпровождение способствует раннему развитию малышей.