Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Ошибочно полагать, что в младенчестве ребенку требуется внимание лишь в физиологических потребностях и родительской любви. Развитие начинается с первых минут жизни новорожденного, поэтому важно постоянно заниматься с малышом, начиная с первого месяца его появления на свет.

месяц

На самом раннем этапе грудничку свойственны безусловные (врожденные) рефлексы, которые они должны воспроизводить.

К ним относится «сосательный»: если легонько провести пальцем по губам ребёнка, он скрутит их в трубочку, пытаясь его пососать.

Если прикоснуться к стопе, то малыш её отдёрнет. Так проявляется «подошвенный» рефлекс. В самом названии «хватательного» понятно, что если положить палец или какой-то небольшой предмет в ручку, то она сожмёт объект.

Даже если дитя спит большую часть в сутки, и всего около 3 часов бодрствует, то он всё равно изучает окружающую среду и готов получать сигналы из мира, активно развиваться.

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц:

  1. внимательно рассматривать лицо родителя или малознакомого человека, который наклонился к его кроватке;
  2. водить глазами за красочным предметом возле лица;
  3. если в глаза попал яркий свет, прищуривать их;
  4. поворачивать голову на звуки;
  5. узнавать родителей по голосу;
  6. если чувствует плохо, то плакать – звать на помощь маму или папу;
  7. хвататься за предмет, но не мочь его крепко сжать;
  8. когда лежит на животе, пытаться приподнять голову.

 Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки (в любом порядке);
  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, Read)

  • Стучим предметами друг об друга;
  • Составляем кубики друг на друга;
  • Играем с сенсорными коробками;

Пример стучалки (KoroBoom, Ozon, My-shop)

  • Играем с магнитами (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

речи

  • Много разговариваем с малышом;
  • Рассказываем малышу стишки, потешки;
  • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;

книг

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

сюжетные игры

классической музыки

активность

  • Делаем массаж и гимнастику;
  • Учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Катаем/бросаем мяч.

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки
  • потихоньку начинаем привыкать к ложке.

О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.

Развитие ребенка на месяце: что умеет, как выглядит

Если последние месяц-полтора перед выходом ребёнка из грудничкового возраста характеризуются как относительно спокойные, то к началу второго года жизни мамы замечают тревожащие их изменения в поведении своих чад.

В чём они проявляются, что такое «кризис одного года», на каких фактах основано это понятие, какие изменения происходят в жизни и развитии двенадцатимесячного карапуза в этот период – всем этим аспектам посвящена наша статья.

По мнению многих родителей, после того как их малыш переступил годовой рубеж, с ним стали происходить непонятные для них вещи:

  • он становится излишне самостоятельным и свободолюбивым;
  • часто злится, не выполняет требования;
  • стремится всеми командовать.

Психологи объясняют происходящие перемены так называемым кризисом одного года, который переживают практически все годовалые малыши. Это вызвано их стремительным переходом к изменению мироощущения и мышления. Потребности в познании окружающего растут, но небольшой словарный запас не даёт им возможности высказать свои желания.

Основная причина этого самого кризиса заключается в том, что у младенца организм регулируется его биоритмами. В годовалом же возрасте, поскольку малыш начал говорить, во главу угла ставится речь. То есть он должен делать не то, что хочет, а что велят.

Если родители занимаются со своим чадом, общаются с ним, умело направляют в нужное русло его эмоции и поведение, этот период пройдёт без лишних стрессов как для них, так и для него.

Сколько должен весить ребёнок в 12 месяцев

Сказать точно, сколько должен весить двенадцатимесячный карапуз, нельзя. Ведь каждый ребёнок индивидуален во всех отношениях, в том числе и в физическом развитии. Но всё же иметь представление о среднем ориентировочном весе должен каждый родитель.

Читайте также:  Может ли липома пройти самостоятельно и что этому способствует

Для этого существует помесячная таблица приблизительных норм веса детей. Вес годовалого ребёнка приблизительно составляет 10,3 кг (мальчик) и 9,5 кг (девочка). Отклонение от указанной нормы в сторону увеличения или уменьшения до 3% не является существенным. Если этот показатель превысит 10% – есть повод проконсультироваться с педиатром.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев

Ответ на вопрос, что должен уметь делать 12-месячный кроха, можно найти в следующем списке умений и навыков, составленном на основании многолетних наблюдений и исследований:

  • подниматься с лежачего и сидячего положения, немного ходить без посторонней помощи;
  • бегать на небольшие расстояния, держась за руку кого-то из взрослых;
  • произносить несколько простых слов;
  • самостоятельно есть и пить;
  • проситься на горшок;
  • листать книгу;
  • понимать и выполнять простые команды;
  • имитировать звуки некоторых животных;
  • принимать посильное участие в одевании и раздевании (может поднять ручку или ножку);
  • играть в простые игры (например, с мячом);
  • реагировать на своё имя;
  • указывать пальчиком на названный объект.

Развивающие игры для детей 12 месяцев

Большинство молодых пар с появлением первенца быстро овладевают навыками мам и пап, если дело касается вопросов кормления, купания малыша, прогулок с ним. А вот если речь заходит о развивающих играх, многие впадают в ступор. А ведь именно развивающие игры приобретают актуальность для 12-месячных малышей.

С их помощью можно:

  • формировать навыки речи,
  • знакомить с окружающим миром,
  • развивать координацию.

Для того чтобы показывать, как происходят основные процессы, называть их, подойдут такие всем известные игры, как «ладушки», «помаши до свидания», «ой, какой большой».

Изучать окружающие предметы можно следующим образом: положить известный предмет в определённое место (например, игрушечную кошечку на полочку, где она всегда находится) и повторять несколько раз: «Где Егорушкина кошечка?», пока карапуз не посмотрит на нёё.

Поднести его к ней, дать немного поиграть, после чего переложить её на другое место и снова повторять тот же вопрос до тех пор, пока кроха не обнаружит её. С помощью такого приёма формируется связь между словами кошечка – игрушка, а не кошечка – полочка. Есть специальные сайты, на которых можно подобрать массу простеньких развивающих игр. Главное – желание.

Сколько должен спать ребёнок в 12 месяцев

У двенадцатимесячного карапуза режим сна и бодрствования сильно меняется по сравнению с грудничком. Время, когда он не спит, может составлять до пяти часов. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма, темперамента малыша.

Кроме ночного сна, у него может быть два сравнительно коротких дневных сна или один длительный. Точно сказать, сколько двенадцатимесячный кроха должен спать, нельзя (так и хочется сказать, что он никому ничего не должен). Но в общей сложности ему необходимо проводить во сне не менее двенадцати часов.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Ключевые моменты развития ребенка до года

Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально и зависит от протекания беременности, срока рождения, черт характера, комплекции и даже наследственности. Однако формирование основных навыков у детей осуществляется по общей закономерности.

Ключевые моменты развития ребенка представлены в таблице:

Месяц Навыки
1 1.   Удерживает голову в положении лежа на животе несколько секунд.

2.   Следит взглядом за движением предмета.

2 1.   Удерживает взгляд на интересном неподвижном предмете.

2.   Начинает гулить.

3 1.   Осваивает поворота на бок.

2.   Первый смех.

3.   Держит голову.

4.   Пробует перенести опору на предплечья в положении лежа на животе, отрывает плечи от поверхности.

4 1.   Следит за своими руками.

2.   Пробует освоить переворот со спины на живот.

5 1.   Переворачивается со спины на живот.

2.   Осваивает ползание по-пластунски.

6 1.   Становится на четвереньки и раскачивается.

2.   Проявляет пищевой интерес.

7-8 1.   Осваивает ползание на четвереньках.

2.   Садится из положения на четвереньках.

3.   Сидит без опоры.

4.   Пробует пищу кусочками.

9-10 1.   Встает у опоры.

2.   Ходит приставным шагом у опоры.

3.   Начинает ходить прямо с поддержкой за 2 руки.

11 1.   Может самостоятельно стоять.

2.   Садится из положения стоя.

3.   Делает первые 2-3 шага.

12 1.   Ходит, держа взрослого за 1 руку.

2.   Начинает ходить самостоятельно.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Особенности третьего месяца жизни

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Что умеет ребенок к месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.

Что умеет ребенок к месяцам

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

Психоэмоциональное развитие:

Что умеет ребенок к месяцам
  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Что умеет ребенок к месяцам

Таблица ключевых моментов развития ребенка от до года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Как развивать речь и сенсорные способности ребенка

У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета. Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана. Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.

Давайте играть ребенку с домашними животными

Как развивать речь и сенсорные способности ребенка

Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов. Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками. Не забывайте петь ребенку песни на ночь, мелодичный голос мамы успокоит малыша после активных дневных игр.

Читайте ребенку книжки и стишки, возможно, самые простенькие он попробует повторить. Скорее всего у него получится произносить слова по-своему, но интонацию он может передать довольно точно. Вскоре он начнет «самостоятельно читать», потому страницы и обложки книга должна иметь твердые, картонные. Переворачивая странички, он попробует читать стихи с той же интонацией, что и вы, стараясь повторять и слова. С годовалым ребенком постоянно нужно разговаривать, как и с малышом после рождения. Комментируйте все, что делаете. Почаще хвалите его за успехи. Тогда крошка будет с большим удовольствием осваивать взрослую речь.

Игрушки для новорожденных в 1-месяца: погремушки и мобили

Самые первые и самые нужные игрушки для детей в 1-2 месяца – это погремушки. Они могут быть и традиционными, со звенящими шариками или колокольчиками, и электронными, с запрограммированными простыми мелодиями. Первые погремушки для детей выпускаются совсем небольшие, их диаметр составляет всего 6-8 см.

Также для малыша можно приобрести погремушку, выполненную в виде бус.

Целые гирлянды из разноцветных шариков крепятся к коляске или кроватке. Погремушки-подвески обычно крепятся на пластиковую дугу.

Чуть позже кронштейн с подвесками можно будет перевесить с кроватки на манеж.

Выбор родителей падает на такие гирлянды также благодаря их универсальности. С подвесок можно снять часть сегментов, чтобы в дальнейшем малыш пользовался ими как обычными погремушками.

Относительно новый вид игрушек для самых маленьких – мобили на кроватку. Они могут заводиться ключом или же работать от батареек.

Новорожденный пока не может оценить разнообразие цветов и форм сегментов гирлянды, но его будут успокаивать тихие мелодии, которые издает мобиль на кроватку. Некоторые модели таких погремушек могут воспроизводить звуки природы. Грудничкам это очень нравится: такие звуки можно сравнить с белым шумом для новорожденных. Музыкальные карусели хорошо влияют на нервную систему крохи, а также позволяют развиваться его умению фокусировать зрение: услышав звук, малыш начинает искать глазками его источник.

Интересно! Укропная вода против колик для новорожденных: рецепт, инструкция

Мама может и сама сшить гирлянду для кроватки и коляски. В качестве наполнителя для тканевых или вязаных погремушек мамы используют бусины, пуговицы, а иногда даже горох и рис – они дают более интересный глухой звук. Когда малыш станет чуть старше и сможет трогать карусель руками, тканевые погремушки помогут разнообразить его тактильные ощущения.

И музыкальные карусели, и гирлянды из погремушек подвешиваются на расстоянии 30 см над кроваткой.

Важно помнить, что новорожденным тоже необходимо разнообразие. Даже если ваш малыш прекрасно засыпает с музыкальной каруселью и каждый раз улыбается, видя ее, от такой погремушки крохе нужно давать отдых. Нужно не просто менять мелодию, а вешать на место музыкальной карусели более спокойную игрушку без мелодий.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.

Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.

Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Что может ребенок в конце седьмого месяца:

  • уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
  • вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
  • уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
  • показывать на предметы, запоминать их названия;
  • повторять некоторые действия взрослых;
  • смотреть на картинки в книжках, листать страницы.