Психическое развитие ребенка 5 лет что должен уметь

Родившийся младенец совсем не приспособлен к жизни вне маминого живота. Только забота, внимание и ласка помогают ему жить, расти и развиваться в этом сложном, неизвестном и таком интересном мире. Со временем кроха приобретает все новые и новые умения, оттачивает свое мастерство день за днем и становится настоящей радостью своих родителей. В этом разделе сайта мы расскажем, как происходит психическое развитие у детей разных возрастов.

Медицинская библиотека

  • Акушерство и гинекология
  • Анатомия и физиология
  • Анестезиология и реаниматология
  • Болезни органов дыхания
  • Болезни пищеварительной системы
  • Болезни сердечно-сосудистой системы
  • Гематология
  • Дерматология и венерология
  • Инфекционные болезни
  • Информация
  • Контрацепция
  • Красота, здоровье, долголетие
  • Неврология и невропатология
  • Онкология
  • Оториноларингология
  • Офтальмология
  • Педиатрия
  • Анатомия, физиология, развитие и уход за детьми
  • Развитие и воспитание ребенка
  • Психология и психиатрия
  • Сексология и сексопатология
  • Стоматология
  • Судебная медицина
  • Терапия
  • Урология и нефрология
  • Фармакология
  • Хирургия
  • Эндокринология
  • Энциклопедия

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

Особенности 5-го года жизни

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

Особенности 5-го года жизни

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Читайте также:  АЛФАВИТ Обучающее видео для малышей Учим БУКВЫ

Развивающие игры и занятия для ребенка лет

Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно. Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня. Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.

Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.

Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность. Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п. Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.

Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением. Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр. Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.

Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления. Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли. Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Читайте также:  Уход за розой в первый год посадки

Особенности внимания детей 6–лет

Без достаточной сформированности этой функции, процесс обучения будет сильно затруднен. Ведь учитель привлекает внимание учеников к изучаемому материалу, удерживает внимание длительное время.

Внимание учащихся 1-х классов еще

  • слабо организовано,
  • имеет небольшой объем,
  • плохо распределяемо,
  • неустойчиво.

Труднее всего ребенку удержать внимание при монологе учителя (родителя). Так что имейте в виду, когда вы отчитываете малыша за какие-то промахи, он может сосредоточено слушать ваш монолог только 4–5 минут, а затем вам лучше перейти на диалог (а еще лучше, начать с него).

Ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут (однако все зависит и от индивидуальных особенностей первоклассника), следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Как пережить этот период родителям?

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

Как пережить этот период родителям?

10 НЕ для родителей:

  1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
  2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.
  3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
  4. НЕ критиковать его друзей.
  5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.
  8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. НЕ унижать и не наказывать физически.
  10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

Как пережить этот период родителям?

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Развитие детей на четвертом году жизни

После трех лет малыши начинают активно развивать свои социальные навыки. Это прекрасно видно, если понаблюдать за их детскими играми. Игры теперь носят ролевой характер. Так, девочка может играть с куклой в дочки-матери, а мальчик — в полицейского. Также в возрасте 3 лет мальчики начинают осознавать свою социальную роль защитника, активно стараясь защищать свою маму или сестру.

Основные показатели психического развития детей 3-4 лет:

Развитие детей на четвертом году жизни
  1. Ребенок воспринимает не только слова, которые он слышит, но и улавливает, с каким настроением они произнесены. Чувствует и различает интонации.
  2. Постоянно подражает взрослым. Переносит ситуации из жизни взрослых в свои игры, принимающие ролевой характер.
  3. Различает основные цвета и формы предметов.
  4. Активно помогает старшим, участвует в жизни семьи.
  5. Появляется критика к поведению окружающих и самокритика. Знает и понимает, что хорошо, а что плохо.
Читайте также:  Виды ортопедических лечебных и профилактических стелек

Как правильно воспитывать ребенка в года советы

Основными задачами воспитания ребенка на 4 году жизни являются:

  • поощрение его желания как можно больше узнать;
  • развитие навыков правильного общения с окружающими;
  • приобщение к культурной жизни;
  • формирование навыков управления собственными эмоциями;
  • физическое развитие.

Грамотное развитие четырехлетнего малыша формирует базис для воспитания ребенка 5-6 лет.

Особенности воспитания

Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет, прежде всего, заключаются в умении родителей работать на опережение. Коррекция же неправильного поведения малыша занимает намного больше времени.

Современная детская психология предлагает обратить внимание на такие воспитательные аспекты:

  • Капризы. Основной индикатор того, что маленький человечек заметил слабину в воспитательном процессе. Корректировка подобного поведения состоит в полном игнорировании или переключении детского внимания на другой объект.
  • Игры. Полноценное развитие в данном периоде без них просто невозможно. Но именно взрослые должны контролировать качество подобных продуктов, отдавая предпочтение развивающему сегменту.
  • Информация. Компьютер, телевизор и другие средства получения информации непременно должны проходить цензуру у родителей.
  • Примеры для подражания. И, наконец, о главном. Чаще всего, коррекцию детского поведения родителям необходимо начинать с себя. И лишь исправив собственные недочеты, можно требовать их исправление от собственного чада.

Нравственное воспитание ребенка

Психологии данной возрастной группы отмечает, что для нравственного развития детей, 4 и 5 лет – наиболее благодатное время. Именно сейчас легче всего укрепить в маленьком человечке понятия добра и зла, честности и щедрости, правды, лжи и др.

Но, убеждая его в правильности подобных норм поведения, ни в коем случае нельзя быть назойливым или занудным. Используйте примеры из жизни и не забывайте о главном мотиваторе – поощрении положительных качеств.

Правильное воспитание советы психолога

Возрастные потребности напрямую определяют психологию правильного воспитания дошкольников.

Советы родителям от профессионалов в данной области:

  • Помните, что полноценное развитие крохи возможно лишь в атмосфере абсолютной любви и защищенности.
  • Максимальный воспитательный эффект от деятельности малыша достигается лишь в случае ощутимого им успеха.
  • Частыми отказами отвечать на вопросы маленького почемучки в детстве формируется нежелание ребенка делиться с родителями сокровенным в более взрослом возрасте.
  • Чтобы уберечься от активного сопротивления со стороны дошкольника, воспитательный процесс обязан быть открытым.

Собственная позиция

Так как же достучаться подростка, который замыкается в себе, огрызается, но при этом часто страдает и очень мечтает о любви и признании? Помогите сформировать свое мнение о мире и людях, не навязывайте свой опыт.

Чтобы найти ключ к понимаю с ребенком переходного возраста, важно помнить: он уже не ребенок в прямом смысле слова. Сложность ситуации именно в переходности данного периода. Не мешайте дочери или сыну ломать сложившиеся устои в семье или общении. Пусть он сам обретет необходимый ему или ей опыт, ведь только так произойдет накопительный эффект и человек становится взрослым.

Однако важно дать понять подростку, что вы всегда рядом, поддержите, подбодрите и поможете. Говорите с ним, но не навязывайтесь, просто будьте рядом, уделяйте внимание. Чувство защищенности, надежности это верный рецепт снижения тревоги и решение проблемы возможного суицида, срывов или любых переживаний. Если в семье обстановка гармоничная и стабильная, стрессы позднего школьного периода не будут большим испытанием для детей и их окружения.

Источники:

  • -rebenka/
  • -stati/94-psikhologiya-podrostka-14-let-sovety-roditelyam
  • -razvitiya-rebenka-starshiy-podrostkovyy-vozrast-14-16-let/
  • -letnie-podrostki-kak-im-pomoch/
  • -15-letnih-podrostkov-chto-nuzhno-znat-roditelyam/