«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Многие психологи утверждают, что это ёмкое выражение отражает всю суть данного явления. Драки, девиантное поведение, мстительность, живодёрство, истерики — всё это есть не что иное как протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.

Сказкотерапия

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

Как именно идет работа со сказками?

Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и  многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее. И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент. Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента. Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок.  С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз — «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет. Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым.  Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо. И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками. На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали. В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Ценность сказки в том, что она раскрывает те чувства и эмоции, которые мы сами можем прятать от себя. Сказка может помочь мягко и бережно связаться с нашим бессознательным и убрать те блоки, которые мешают счастью. Ваша жизнь давно идет по какому-то неправильному сценарию? Хорошая новость в том, что в любом возрасте его можно переписать. Сказкотерапия актуальна и эффективна и для детей, и для взрослых.

Читайте также:  REVOLU C WHITE Крем дневной выравнивающий тон кожи SPF30

Функции метода

Что дает сказкотерапия как средство воздействия на человека и решения психологических конфликтов? Справедливо ли вымыслу, фантазии отводится такая значимая роль? На что может повлиять рассказанная история? Мы привыкли рассматривать сказку как средство формирования развития речи дошкольников, как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль на уровне «кто не работает – тот не ест». Однако психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Методика сказкотерапии показывает себя как мягкий, эффективный и эстетичный способ психологических и педагогических воздействий в терапевтической работе с детьми всех возрастов, а также взрослыми людьми, применимый в самых разнообразных ситуациях.

Что такое сказкотерапия для детей: научная трактовка

Чтобы вы не думали, что сказкотерапия – выдумка заграничных психотерапевтов, которая не подходит для наших детей, я расскажу вам немного о научных исследованиях данного вопроса.

Если говорить о научной трактовке термина, то наиболее распространенное определение звучит так: «Сказкотерапия для детей – метод психотерапии, цель которого – воздействие на человека с целью лечения его фобий, коррекции его поведения, развития его творческого потенциала, расширения его сознания».

Исследованием сказкотерапии для детей занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследования, то много этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и прочие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти малень­кого чело­века нужны и важны вся­кие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь зна­ко­мим его с пред­ме­тами, поня­ти­ями, тра­ди­ци­ями. Это отстра­нён­ная – не жиз­нен­ная ситу­а­ция, участ­во­вать в кото­рой для ребенка попро­сту нет смысла.

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной — сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния — воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? — рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

Как сказка помогает ребенку?

Детские произведения раскрывают истину жизни. Дошкольник узнает, что такое добро и зло. Рассказ всегда показывает человеческие ценности, ненавязчиво намекает малышу, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Дошкольник в ходе чтения тоже делает выбор, как правило, в сторону положительных героев и добра. Произведение позволяет малышу задуматься над поведением и выбором героев, проанализировать правильность их действий.

Психологи советуют родителям обсуждать сюжет с ребенком. Взрослые должны объяснить малышу, где ошибся герой, а где сделал правильно, что плохо, а что нет. Это очень помогает детям в принятии решения по жизни, учит ценностям и размышлению.

Сказочные сюжеты обучают малышей смелости, доброте, искренности, порядочности, целеустремленности. Эти положительные качества в жизни помогают ребенку достойно преодолевать трудности, достигать высот, общаться с окружающими людьми. Дошкольники и школьники с преобладанием положительных качеств более счастливые, успешные, самодостаточные личности.

Сказкотерапию можно использовать в обучающих целях. Она может быть актуальна для изучения математики, геометрии, русского языка и других дисциплин. Методика позволяет в более интересной и простой форме подать материал.

Сказочные произведения дают возможность скорректировать поведенческие отклонения. Их пишут психологи или педагоги. Такие рассказы помогают ребенку исправиться.

Сказкотерапия часто используется для терапии психологических проблем. Рассказ пишут также психологи, социальные работники, педагоги. Сюжет показывает проблему пациента, но в более мягкой форме. Такие сказки позволяют значительно успокоить ребенка, понять смысл, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Если имеется нарушение психики, лучше обратиться к специалисту для консультирования по поводу выбора сказок. Детям с психическими отклонениями можно читать не все произведения. Некоторые из них могут травмировать психику или сильно возбудить ребенка.

Признаки

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается,
  • пинается,
  • кусается,
  • бросается игрушками и другими предметами,
  • толкается,
  • плюётся,
  • царапается,
  • плачет, кричит, истерит,
  • щипается,
  • рвёт одежду,
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает,
  • обзывается,
  • угрожает,
  • матерится,
  • оскорбляет,
  • спорит,
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Читайте также:  Чем заняться с детьми дома: идеи для всех возрастов

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение. Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Сказкотерапия для дошкольников. Сказка как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни.

Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и  образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость.

Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра.

Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Читайте также:  Дренаж для септика: виды, особенности монтажа, расчет нагрузки

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?

Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но значимого результата они не принесли.

Сказкотерапия для дошкольников. Сказка как метод психологической коррекции

Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.

Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:

1) Медитативные (используютсядля освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.

Важно

2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.

3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.

5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

  • дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
  • сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
  • в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
  • в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
  • после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.

Терапевтическая сила сказок

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но особой реальностью.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных и духовных знаний.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Варианты применения сказок

Разнообразие способов работы со сказкой дает возможность повысить интерес детей. Чем больше специалист (психолог или педагог) применяет видов сказкотерапии, тем больше дети тянутся к занятиям.

Разновидности работ:

  • Рассказывание.
  • Сочинение.
  • Рисование.
  • Изготовление куклы.
  • Постановка.
Варианты применения сказок

Во время рассказывания сюжета от дошкольника или школьника требуется максимальная эмоциональность и чувственность. Во время воспроизведения допускается изменение сюжета по желанию рассказчика, можно перебивать и задавать вопросы психологу или педагогу. На этом и строится коррекционная работа при помощи сказкотерапии.

Во время сочинения пациент сам строит сюжет произведения, изменяет его, драматизирует, вкладывает все свои чувства. В сказке можно изменять героев, ставить себя на их место. Такой принцип работы помогает воспитаннику улучшить эмоциональное состояние. Сочинение рассказа может осуществляться пациентом совместно с психологом.

Рисование применяют на втором этапе работы с произведением. Пациента просят нарисовать, слепить из пластилина героев, сделать аппликацию. Рисовать можно любыми красками (акварельными, гуашью), а также фломастерами, карандашами. Если состояние пациента тяжелое, он будет изображать мрачные картины, плохих героев сказки (чудовищ), использовать темные оттенки. На фоне сказкотерапии у больного появляются более позитивные сюжеты, яркие краски. Во время рисования малыш раскрывается, успокаивается, уходят тревоги.

Изготовление кукол относится ко второму этапу работы. Пациента просят сделать куклу по сказке (прочитанной накануне или по любимому рассказу). Ребенок во время изготовления куклы успокаивается, расслабляется. На фоне терапии у пациента уходят страх, тревога, стресс. Такой вид терапии тоже относится к медитативным методикам. Часто дошкольник ассоциирует куклу со своим характером и личностными качествами. Работа с куклой позволяет найти решение проблемы через расслабление.

Постановка представления включает прочтение сказки, изготовление кукол или костюмов, придумывание сюжета, представление картины. Участники сценки выбирают себе персонажа, наделяют его качествами (отрицательными, положительными). Методика позволяет расслабить детей, раскрыть в них творческий потенциал. Малыши во время сценки должны ярко выражать чувства и ощущения, которые испытывают их герои. Сказкотерапия при помощи постановки сценок помогает сделать пациентов более общительными, открытыми, адаптированными в обществе, приспособленными.

Варианты применения сказок

Во время сценок не используют жесткий сценарий, утомительные репетиции. Больше приветствуется импровизация. Длительные репетиции сильно утомляют детей, притупляют желание участвовать в представлении. Импровизация позволяет раскрыть творческий потенциал, научить ребенка мыслить нестандартно.