Портфолио ученика начальных классов: как правильно составить

Ребёнок отправился в первый класс, и учитель сообщил, что каждому школьнику начальных классов нужно составить портфолио. Нередко документ просят сделать ещё в детском садике. Поводов для беспокойства нет — процесс изготовления станет интересным творческим проектом, который ребёнок с удовольствием выполнит вместе с родителями.

Нюансы составления портфолио

Если вспомнить недалекое прошлое, окажется, что все мы хорошо знакомы с прототипом портфолио — папкой с надписью «личное дело». Правда, туда заносятся не только достижения, но и все детские «грехи», что совершенно недопустимо, ведь фиксация неудач развивает у малыша целый набор комплексов. У портфолио задача обратная — развить чувство уверенности в себе, адекватную самооценку (не завышенную и не заниженную).

Совместное с родителями создание портфолио по готовым шаблонам или разработка собственных картинок способствует укреплению психологической близости внутри семьи. Общее занятие, а также время, проведенное вместе, придадут ребенку уверенность в вашей заинтересованности его делами, а значит, их важности. Так поддерживается детская мотивация к творчеству, спорту, учебе.

Нюансы составления портфолио

Есть несколько общих правил, рекомендуемых для всех шаблонов портфолио:

  • Создание портфолио для детского сада должно быть интересно самому малышу. В 3-4 года дети уже прекрасно понимают назначение досье достижений, способны сами отобрать нужные материалы. Если по какой-то причине ребенок отказывается поместить в портфолио одну из работ, оставьте за ним это право;
  • Нужно четко сформировать цель портфолио: сбор достижений только в одном виде деятельности (спорт, рисование), общий обзор за определенный возрастной период (по группам детского сада), тематическая подборка. Последний вариант обычно подготавливается по заданию воспитателя и содержит материалы на узкую тему — домашний любимец, моя семья и т.д;
  • Структуру портфолио для детского сада, то есть количество разделов, определяют родители или педагог, ведь дошкольник еще не может сам собирать систематизировать информацию в таких объемах. Сам сбор происходит через определенные промежутки времени — ежемесячно, например. Так удобнее отследить динамику развития способностей ребенка.

Что такое портфолио и его функциональное назначение

Портфолио (англ. portfolio — папка для документов) – папка, которая дает понимание о деятельности организации или конкретного специалиста.

Портфолио для детского сада – оригинальный метод регистрации индивидуальных достижений, который помогает передать и упорядочить важные моменты в жизни воспитанника ДОУ, его положительные эмоции, цели, достигнутые в различных видах жизнедеятельности, и впечатления от этого. То есть все то, что может дать индивидуальную и личностную характеристику воспитанника и его успехов. Сегодня оформление портфолио дошкольника – это требование новых стандартов и одна из составляющих системы оценивания подготовки ребенка к школе.

Читайте также:  Массажеры для лица: какие бывают и зачем нужны

Ознакомившись с методической литературой, можно выделить ряд функций для портфолио воспитанника детского сада:

  1. Диагностическая – показывает умственный и физический рост ребенка в динамике.
  2. Целеполагающая – способствующая осознанному процессу, разворачивающемуся во времени (чему обучается ребенок).
  3. Содержательная – обнаруживает и оценивает все виды выполняемых работ.
  4. Мотивационная – вознаграждает достигнутые результаты и стимулирует в достижении новых целей.
  5. Развивающая – обеспечивает постоянство процесса обучения и воспитания на данном этапе жизни.
  6. Социообразующая – укрепляет и развивает социально-психологический климат между детьми и взрослыми.

Цели и материалы

Для начала нужно разобраться, что из себя представляет портфолио первоклассника. Документ содержит информацию об ученике, его семье, интересах, способностях и успехах в определённых сферах. Обычно для этой цели используется обыкновенная файловая папка, а как её оформить, решать уже первокласснику вместе с родителями. Портфолио должно выглядеть красиво и быть отражением ребёнка, поэтому к процессу нужно подойти серьёзно и творчески.

Многие родители не понимают, зачем нужно сделать портфолио для школьника в 1 классе. На деле эта папка максимально полезна не только для учителя, но и для самого ученика. Она выполняет несколько функций:

  1. Знакомит учителя с ребёнком. Имея на руках портфолио ученика, зная его интересы и достижения, преподаватель развивает его в правильном направлении. Кроме того, он учитывает сведения при выборе методов обучения и сможет найти к ученику подход.
  2. Поднимает самооценку и учит реально оценивать свои возможности. Портфолио не откладывают в дальний ящик. Ребёнок дополняет его все время, отмечая успехи, видя прогресс и замечая, что у него получается не очень хорошо.
  3. Поможет определиться школьнику с будущей профессией.

Родители могут создать документ своими руками или распечатать образцы из интернета, но без похода в магазин канцелярских товаров не обойтись.

Ребёнку нужно идти вместе с родителями, чтобы он тоже почувствовал себя частью процесса. Для портфолио точно потребуются:

  • Файловая папка или папка-регистратор с файлами (80—100 файлов).
  • Весёлые наклейки и стикеры по вкусу ребёнка.
  • Цветные фломастеры и карандаши.
  • Фотографии (ребёнка, семейные, с друзьями).
  • Рисунки.
  • Грамоты.

Чтобы портфолио выглядело ещё красивее, можно использовать трафареты, фигурные ножницы и многое другое. Пусть ребёнок сам решит, как он хотел бы украсить свою папку. Для изготовления лучше использовать плотную бумагу.

Что включают в портфолио дошкольника

Портфолио отражает основные показатели ребенка:

  • физические (рост, вес и другие),
  • навыки (диапазон умений ребенка),
  • жизненные (путешествия, хобби и прочее).

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга. Как правило, в саду говорят, какие разделы обязательно должны присутствовать в папке. Часть страниц разрешается отдать под разделы по желанию.

В магазинах продаются уже готовые шаблоны, в которых приведены сопроводительные картинки, даны названия разделов.

Однако все больше родителей предпочитает подготовить портфолио самостоятельно. Мамы-умельцы ухитряются включать элементы скрап-букинга и навыки работы в фотошопе и превращают папку в настоящий шедевр.

Обязательные страницы в портфолио:

Дополнительные страницы могут быть сезонными: например, рассказывать о том, как ребенок провел зиму и прочее; или включать в себя грамоты, полученные на различных соревнованиях.

Портфолио может быть интересно оформлено в виде разноцветной книги, в которой на фоне страниц изображены любимые мультяшные герои ребенка, к примеру.

Структура

Оно имеет довольно простую структуру, четких установленных требований здесь нет. То есть, место для вашего личного творчества при подготовке документа имеется.

В очень упрощенной форме структура документа за период начальных классов выглядит так:

Раздел «Обо мне». На самых первых страницах рассказываем про ребенка, не цепляясь к школе.

Раздел второй — «Первый класс» посвящаем первому классу. Данный раздел делится на несколько подразделов:

  • школьная жизнь;
  • школьные проекты и конкурсы;
  • внешкольная жизнь;
  • мое творчество;
  • мои награды;
  • отзывы обо мне.

Третий раздел призван разъединить между собой 1 и 2 классы и посвящается летним каникулам.

Четвертый раздел — «Второй класс», он также имеет подразделы, такие же как и «Первый класс», только добавляется подраздел «Мои новости».

Читайте также:  Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Пятый раздел посвящен опять же летним каникулам.

Шестой раздел — «Третий класс» со своими подразделами.

Седьмой, опять каникулы.

И восьмой раздел это завершающий «Четвертый класс» начального школьного образования, естественно тоже с подразделами.

Структура

Уф, написала. Надеюсь, понятно. Если нет, то на картинках ниже вся структура школьного портфолио представлена в виде наглядных схем.

Продолжение схемы.

Откуда я взяла данную схему, если она нигде и никем не установлена? Все просто, я сама ее придумала. Схема прошла проверку временем. Первое портфолио школьника я сделала, когда моя дочь пошла в 1 класс, а это было в 2012 году.

Кроме того, наше портфолио прошло проверку конкурсом «Ученик года», успешно пройдя свой тур и принеся в результате победу, об этом подробно я рассказывала здесь.

Сейчас я делаю портфолио на заказ и представленная выше структура никогда еще не подводила, претензий со стороны школы не возникало.

Структура

Теперь давайте подробнее рассмотрим портфолио ученика начальных классов на реальном примере, познакомимся с образцом заполнения.

Далее будут изображения, которые нужно внимательно рассмотреть, а затем прочесть мои пояснения к изображениям.

Портфолио воспитателя (образец)

Татьяна Шевченко Портфолио воспитателя (образец)

Шевченко Татьяна Викторовна

Категория-1 квалификационная

Общий стаж работы — 27 лет

Педагогический стаж – 24 года

Педагогическое кредо

«Нравится нам это или нет, но ребенок, с

которым труднее всего управиться,

-именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся» (Миньон Маклофлин)

Личностные характеристики

Ответственность

Отзывчивость

Находчивость

Самокритичность

Работоспособность

Сострадание

Тактичность

Умение ладить с людьми

Энтузиазм

Целеустремленность

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) профессиональной деятельностикопии интернет — страниц, используемых сайтов: , , , ;Официальный сайт детского сада «Березка»

Глоссарий Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая компетентность- совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.