О чём говорить с ребёнком?

Отвечает логопед-дефектолог высшей квалификационной категории Центра репродукции и планирования семьи Ольга Комарова.

Привычка говорить

Как вы относитесь к привычкам? Очень часто их воспринимают негативно, как противоположность душевному и спонтанному. А уместны ли привычки в общении? Я считаю, что вполне. Ребёнок очень легко может замкнуться в себе и жить по инерции. И если в семье не сформирована привычка говорить, её нужно стараться нарабатывать.

Например, не просто встать и уйти в комнату после ужина, а остаться и поговорить. Не просто идти в школу, а обсуждать по пути то, что важно для вас. Будьте инициатором разговора. Ребёнок может удивиться, но день за днём будет расцветать от вашего внимания и интереса к нему. А о чём же конкретно можно поговорить?

Разговаривайте с малышом

Известно, что новорождённые дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. Конечно, ребёнок ещё не понимает значений слов, но для него очень важно просто слышать их. Окружая ребёнка заботой и нежностью, чаще общайтесь с ним, сопровождайте все процедуры ухаживания за малышом ласковой речью, комментируйте все ваши действия. Не задумывайтесь, понимает ли вас ребёнок, просто обращайтесь к нему так, будто он осознаёт всё, что вы ему говорите — ласково шепните ему о вашей любви и спросите, как ему спалось.

Таким образом, вы вступаете в общении с малышом, пока авансом наделяя его функциями партнера. Но очень скоро вы заметите, что при звуках вашего голоса малыш замирает, как бы прислушивается, и начинает искать глазками источник звука. Речь взрослого, обращённая к ребёнку, вызывает максимальное внимание и радость малыша по сравнению с другими воздействиями. При этом особенно чувствителен малыш к так называемой «детской речи» — когда с ним говорят «сюсюкающим» голосом. А это самый простой способ дать ребёнку то, что ему нужно именно в этом возрасте: нежность, любовь, ласку.

Для мамы также важно прислушиваться к звукам, которые издаёт малыш, и отвечать на них. Так между мамой и малышом быстрее возникает тесная связь.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Общение и массаж

Что могут сделать родители в «беззубом» возрасте, чтобы в будущем ребенок говорил правильно?

Во-первых, родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, общаться и играть с ним. Мамы и папы должны помнить, что главный источник гармоничного развития ребенка — они сами.

Малыш учится, когда видит все, что делают родители, и повторяет за ними их движения. Поэтому нужно комментировать происходящее и пояснять свои действия, обращать внимание ребенка на детали («на улице дождь: кап-кап», «как шуршат листья: шур-шур», «сейчас я достану молоко из холодильника, какое оно холодное!»).

Общение и массаж

Ребенок может не понимать слов, но он будет видеть движение губ и эмоции, которые возникают на лице (общение лицом к лицу — наилучший вариант взаимодействия с ребенком). Таким образом будет накапливаться пассивный словарь малыша, который в будущем станет активным. Можно рекомендовать ежедневно в игровой форме массировать ребенку органы артикуляции (щеки, губы, язык). Делать это лучше теплыми руками либо ватными палочками мягкими, ненавязчивыми движениями. Во время выполнения такого массажа нужно рассказывать сказку или потешку малышу.

Пять плюсов бабушки. Няня не заменит общения со старшими родственниками Подробнее

Методы

Как матери общаться с малышом в животе?

  1. Разговаривать. Не шепотом или в голове, а вслух. Карапуз слышит, понимает слова.
  2. Слушать музыку и звуки природы. Мелодии по-разному влияют на состояние малыша. Ритмичные развеселят, способствуют аппетиту, подвижности. Размеренные – расслабят, успокоят. Музыка развивает стрессоустойчивость и интеллект.
  3. Петь. Отличный способ передачи эмоций, формирует подсознательно вкус к музыке.
  4. Прикосновения. Способ контакта напрямую с малышом. Дети чувствуют, наслаждаются безмолвным общением.

Важно учитывать стадию развития крохи. В зависимости от срока ребенок становится восприимчивее к действиям родителей. Методы рекомендуется использовать в комплексе для разностороннего развития чада.

Методы

Разговор

Что слышит ребенок в утробе? С 6 мес. начинает слышать, как взрослый человек. Ранее малыш воспринимал вибрации, интонацию людей.

Читайте также:  Коронавирус и дети. Что важно знать родителям?

Нужно начинать беседовать с чадом с времени зачатия. Мама привыкнет к постоянным беседам. До 8 недели карапуз не сможет понять, что ему говорит, но потом начнет разбирать звуки. Нужно тщательно выбирать тон, слова.

Матери рекомендуют беседовать с ребенком о повседневных вещах, читать стихи, книги.

Музыка и звуки природы

Методы

Классическая музыка – укрепляет нервы, повышает IQ малыша на 8-9 единиц.  Звуки природы успокаивают, развивают концентрацию, эмоциональный баланс. На 8 месяце жизни плод слышит также хорошо, как мать, только звук в животе в 3 раза тише.

Результат от прослушивания музыки:

  • Моцарт – пробудит активацию мозговой деятельности;
  • Шопен — успокоит малыша в животе;
  • Брамс / Бах – взбодрят, придадут энергии;
  • Вивальди – усыпит.

Пение

Общение с ребенком во время беременности при помощи пения – самый древний способ. В 21 веке уже доказано, что у мелодичных мягких звуков огромное количество преимуществ.

Методы
  1. Они способствуют налаживанию биоритма, сна, здоровья нервной системы, баланса внутреннего мира, психики.
  2. Исполнение песен, мотивов полезно для матери. Процедура успокаивает, помогает лучше прислушаться к крохе, сосредоточится на внутренних ощущениях, чувствах.
  3. Малыш до рождения приобретет собственный музыкальный вкус.
  4. Музыка способствует выработке большего количества нейронов в головном мозге плода.
  5. Это отличный способ разделить чувства, эмоции, настроение с сыном/дочерью.
  6. Положительно влияет на эмоциональное развитие, интеллект, устойчивость к стрессам.

Доктором Лазаревым разработана схема, система – Сонатал. Смысл в том, что будущая мать посредством напевов побуждает малыша к различным действиям.  Мелодии меняются в зависимости от времени, ситуации, состояния плода. Это помогает стимулировать развитие у него психических и физиологических процессов.

Касания

Матери любят поглаживать животик. Прикосновения – один из языков любви. Научно доказано, что информацию, которую систематически повторяли ребенку, он запоминал.

Еще один хороший метод — массировать живот. Можно попросить отца или старшего ребенка касаться живота. Главное – не допускать дискомфорт и боль.

Методы

Проводился эксперимент – будущие отцы легко похлопывали по животу в одно и то же время. При этом они говорили: «Я твой папа!». После рождения дети были спокойнее, чем сверстники. Слушались родителей, раньше начали говорить.

Правила общения с родителями

В каком бы возрасте не были вы и ваши родители найти точку соприкосновения всегда можно и нужно. Выучите основные правила, чтобы достичь гармоничных отношений с родными людьми.

Правило №1

Если назревает спор, конфликтная ситуация, то следует взять за правило — не спорить с родителями. Не нужно пытаться их в чем-то переубедить, потому что это бессмысленно.

Конечно, можно с пеной у рта доказывать свою правоту и отстаивать точку зрения, даже если она действительно правильная, но это только окончательно испортит отношения. Нужно понимать, что переубедить родителей невозможно. Уже не исправить их характер и с этим нужно смириться. Здесь можно только принять сложившуюся ситуацию и изменить свое отношение к ней.

Первое правило общения с родителями — не спорить, а выслушать мнение и вспомнить, что оно вряд ли уже изменится.

Правило №2

Уважать мнение, интересы, увлечения и оказывать моральную поддержку. Иногда непонимание и отсутствие поддержки со стороны близких очень ранит. Ведь нет на свете никого дороже, чем родители и дети. Именно от самых родных, а не от друзей мы ждем поддержки и, когда ее нет опускаются руки.

Даже если вы не разделяете интересов матери или отца, но они совершенно безобидные и не наносят вреда финансам/здоровью, то почему бы и не поддержать близкого человека в его увлечении или хотя бы не высказываться об нем в негативном ключе?

Правило №3

Это правило относительно того, как правильно общаться с родителями — уделять время. Родители всегда нуждаются в общении со своими детьми. Даже если отношения натянутые и очень сложные, родитель всегда будет помнить о своих детях и надеяться, что все изменится в лучшую сторону. Если вы очень заняты, иногда достаточно сделать звонок, спросить, как дела и самочувствие, и мать или отец уже не будут чувствовать себя одиноко.

Отсутствие внимания приводит к ощущению ненужности и часто на этом фоне человек может злиться и срываться, а мы тем временем думать, что родитель опять не в себе.

Правило №4

Без этого правила нормальное общение с родителями невозможно. Необходимо уметь прощать. Все люди допускают ошибки и иногда не могут себе в них признаться. Для кого-то речь идет о забывчивости родителей, преданном доверии, повышенном контроле, критике, высоких тонах, запретах, а у кого-то раны более глубокие.

Обида — это неразрешенный конфликт. Воспоминания могут долгие годы причинять боль. Невысказанные чувства, претензии не дают возможности простить и освободиться.

В дальнейшем мы этот груз переносим на взаимоотношения с детьми. И так по кругу. Чтобы прервать эту цепочку потребуется определенная работа над собой.

Читайте также:  Домашний крем с облепиховым маслом (мастер-класс)

Нужно всеми силами постараться понять, что двигало родителями в тот момент, когда они совершали ошибки. Что руководило их чувствами и эмоциями, почему они не поступили иначе? Возможно, они не знали, как иначе? Все эти вопросы следует обязательно проговорить.

Правило №5

Сохранять спокойствие и холодный ум. Нужно помнить, что в конфликте участвуют двое. Если он не достигает кульминации, то достаточно часто уходит бесследно и сохраняет нормальные взаимоотношения между сторонами. Поэтому не стоит поддаваться эмоциям и доводить ситуацию до критичной. Иногда достаточно немного переждать пока нормализуется эмоциональный фон, и через время вы поймете, что поступили правильно, сохранив себе и родителям нервы.

Соблюдая эти рекомендации, вы обязательно сделаете первый шаг навстречу хорошим взаимоотношениям. Нужно помнить, что хоть родители и не идеальные, но они дали нам жизнь. Им в свое время приходилось ограничивать себя и много работать, чтобы дать нам необходимое.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Ориентируйтесь на себя

Общение с ребенком – это хорошо, но что делать, если вы хотите только разговаривать с малышом и ничего больше? Ответ простой: слушайте себя, ориентируйтесь на свои пожелания и уклад жизни и не переусердствуйте с разными воздействиями.

Относитесь к дородовому общению скептически? Имеете на это право. Вы лучше знаете, что нужно вам и вашему будущему ребенку. Кстати, мнение, что дети, с которыми общались до рождения, развиваются лучше своих сверстников, пока не подтверждено. Вот рождаются же у глухонемых матерей совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных мам! Да и вообще, есть женщины, которые общались с ребенком мало, и, тем не менее, их дети не отстают в развитии, а могут даже опережать сверстников.

Неужели все так просто? А где же методики, техники и прочие схемы? А как же общение с ребенком в определенное время (по графику), какие-то специальные слова, развивающие стихи и песни, какая-то особая пренатальная музыка? Для правильного развития все это необязательно, нужна лишь обычная, естественная, но гармоничная жизнь, которая дает нам покой и радость.

Читайте также:  Пятна похожие на ожог: фото, причины, лечение

Не думайте, что кто-то лучше вас знает, как именно вы должны общаться со своим ребенком. Следуйте советам, только если они кажутся вам разумными, помогают избавиться от каких-то проблем, если занятия поднимают вам настроение, заряжают энергией.

Половое воспитание в младших классах

— Ребёнок идет в школу, расширяется круг общения: одноклассники, учителя, ребята из всевозможных кружков и секций. На что направить своё внимание родителям, чтобы уберечь ребёнка от лишней информации?

— В возрасте 7-11 лет мальчикам и девочкам интересно узнавать мир, учиться чему-то новому, дружить, общаться. В силу общей любознательности и обилия информации, дети неизбежно сталкиваются с темой секса.

Кроме того, сам возраст (в силу своей одновременной невинности и самостоятельности) привлекателен для педофилов. Поэтому основными моментами сексуального воспитания будет безопасность и осведомлённость.

Советую обратить внимание на гаджеты и программы, помогающее родителям контролировать детей в этом возрасте. Можно договориться с ребёнком о кодовом слове в случае опасности, которое можно назвать при звонке или отправить через СМС/Viber/Whatsapp. Еще более удобный способ — «умные» GPS-часы, позволяющие школьнику быстро и незаметно нажать кнопку «SOS» и передать родителю экстренный сигнал и свое местоположение.

Главное: расскажите ребёнку про педофилов, проинструктируйте как действовать, потренируйтесь — вы должны доверять друг другу и чувствовать себя командой.

А в борьбе с лишней информацией или попыткой педофила пообщаться с малышом через средства связи вам помогут такие приложения, которые мониторят активность детей в разных приложениях и в интернете.

Это не жесткий контроль, когда доступ блокируется полностью, и ребенок ищет обходные пути. Эти приложения помогают строить доверительные отношения с ребенком. Родитель вмешивается только тогда, когда ребенок часто смотрит контент не по возрасту или общается с кем-то подозрительным. Вы можете поговорить с ребёнком и тактично узнать, что происходит, стоит ли волноваться.

— К сожалению, для современных школьников 7-11 лет – это ещё и возраст, когда ребёнок впервые увидел порнографию. Как реагировать, если ребёнок приходит из школы и заявляет, что видел видео, где голые люди (хорошо, если только люди), крики, стоны и так далее?

— Действительно, это так. Даже если у вас дома на компьютере, а у школьника на телефоне стоят всевозможные приложения, фильтры и защиты, «добрые» одноклассники покажут порнографические ролики в школе ради смеха.

Объясните, что если ребёнок случайно увидел, он не стал хуже, но просмотр подобных роликов возможен только после 18-ти лет. Можно сказать: «Мне очень жаль, что тебе с этим пришлось столкнуться». Но, ни в коем случае, не ругать, не позорить, не высмеивать.

Если вы узнали о таком эпизоде, нужно объяснить, что порнография – это не про любовь. Это такие сексуальные игры взрослых людей, далеко нереалистичные.

– К сожалению, не все молодые родители могут найти неприступное место для уединения. Что делать в неловкой ситуации, когда ребёнок застал родителей, занимающихся сексом, и спросил, что они делают?

— Действительно, дети зачастую становятся свидетелями сексуальных отношений родителей или просто интересуются, зачем мама с папой закрываются ночью в спальне. Вы должны понимать: это нормально, что у ребёнка в этом возрасте появляются первые вопросы о сексе. Не о рождении детей, а именно об этой интимной составляющей взрослой жизни.

На вопросы о сексе отвечаем, что это нормальные, естественные отношения взрослых людей. Акцентируем, что секс — это дело взрослых, и никто не имеет право склонять ребёнка к этому. Воспринимайте половое воспитание  младшего школьника, как урок биологии и уроки безопасности.

— К слову об «уроках биологии»… Надо ли с девочками младшего школьного возраста говорить о месячных?

— Даже если ребёнок сам не задает вопросов, в этом возрасте мама должна поговорить с девочкой об изменениях в её теле. Рассказать, зачем нужны менструации. О том, что с момента первых месячных девочка может забеременеть. А с мальчиком необходимо поговорить о поллюциях.

Необходимость в признании

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает нуждаться в оценке и уважении сверстников. Теперь он по разговору, взгляду и мимике осознает отношение окружающих к нему, ему необходимо быть важным и ценным для партнера. Появляется конкурентное начало, ребенок начинает испытывать чувства зависти и ревности, с которыми ему необходимо научиться справляться.

Безусловно, родители для ребенка – самое главное, и никто никогда не сравнится с ними по степени важности для него. Но не стоит ограничивать мир малыша только общением с мамой и папой, ведь для развития ребенка ему необходимо общаться с другими детьми.

Если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, и заниматься его обучением и воспитанием дома, позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша не было нехватки общения со сверстниками.