Научить ребенка читать в 3 года – зачем и как? 10 советов.

Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Как научить ребенка читать в 3 года и зачем это нужно? Не рано ли? Родители и специалисты в области детской психологии и развития уже несколько десятков лет разделены на 2 лагеря.

Роль книги в жизни ребенка

знакомится с окружающим миромнужно читать книги

  • обогащается словарный запас, а также формируется правильно поставленная речь, поэтому читать с ребенком нужно с раннего детства;
  • развивается память, интеллект и воображение. Также в этих целях родители могут просить малыша пересказать прочитанное.
  • кроха развивается эмоционально и учится сопереживанию, представляет образ того или иного героя, наделяет его описанными качествами и переживает все события истории.
  • содействует развитию письма. Кроме того, малыш учится не только думать правильно, но и четко формулировать и выражать свои мысли.

развитии ребенка

Чтение с ребенком — есть ли необходимость?

А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Как в детском стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»

И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.

Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что получается в итоге? Конечно, полное неприятие чтения.

А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком. И не так важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра. Главное, чтобы кто-нибудь из взрослых с удовольствием читал вместе с ребенком.

Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.

к оглавлению ↑

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

Читайте также:  Максим Филатов

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Читайте также:  Как научить ребёнка считать в уме

Упражнения и игры для обучения чтению

Педагогами и логопедами разработано множество упражнений, способных помочь родителям научить малыша читать по слогам.

  1. Игра «Найди лишнее». Перед ребенком раскладывают несколько карточек и говорят, чтобы он нашел лишний слог на основании какого-либо признака (например, отсутствие буквы А).
  2. Взрослый начинает произносить слово, ребенок проговаривает окончание и находит нужный слог среди предложенных (допустим, корзи-на).
  3. Упражнение «Наведи порядок». Скажите, что любимый сказочный персонаж ребенка все перепутал местами. Нужно поставить каждый слог на нужное место, чтобы получить слова (ка-ру — ру-ка).
  4. Придя в магазин, соревнуйтесь с малышом, кто прочитает больше слов на ценниках. Остановитесь у витрины, подождите, пока ребенок самостоятельно прочитает название товара и выберет его. Это упражнение убеждает в практической пользе чтения, применимости к реальной жизни.
  5. Игра «Говори наоборот».  Вы загадываете слово из 3-4 слогов, а дети произносят его задом наперед — буквально по звукам или по слогам (корова — аворок или ва-ро-ко).

Раннее обучение чтению — ложка дегтя

Среди учителей существует много противников раннего обучения чтению. Но связано это, скорее, с тем, что такой преподаватель просто не знает, чем заинтересовать бегло читающего ребенка в течение урока. Ведь остальные детки только начинают учить буквы и складывать их в слоги, а затем – в слова.

Раннее обучение чтению — ложка дегтя
  • Эти же противники раннего обучения чтению не устают повторять, что ребенку, умеющему читать, неинтересно находиться на уроках чтения. Хромает его дисциплина и отвлекаются одноклассники. Такие дети, обычно, имеют репутацию умных, но шаловливых ребят. Однако, вряд ли бы их поведение изменилось, не умей они читать.
  • Когда ребенок в раннем возрасте получает навыки чтения, существует вероятность того, что он может прочесть что-то, о чем ему не следует знать. Но здесь всё зависит только от воспитания ребенка, от семейных ценностей и привития ребенку культуры чтения. Ведь выбор книг и формирование читательского вкуса вашего сына будет зависеть только от вас, родители.
  • Бытует мнение, что обучать ребенка чтению должен только специалист. В противном случае, вы рискуете навредить вашему сыну. С этим аспектом можно согласиться, но стоит помнить о том, что в настоящее время самостоятельно найти правильную и нужную методику обучения чтению — не проблема вовсе! Интернет пестрит информацией о том, как правильно строить обучение, какие упражнения и игры использовать, что лучше читать на начальном этапе обучения.

Ребенок с вашей помощью с легкостью получит навыки чтения и будет уверенно чувствовать себя на уроках!

Раннее обучение чтению — ложка дегтя

5 / 5 ( 1 голос )Еще больше полезных материалов:

  • Книги для детей 3-4 лет
  • Игры для обучения чтению. Часть 2
  • Осваиваем катание на коньках
  • Прогулки весной — как весело провести время на улице
  • Обучение чтению с помощью игр. Часть 1
  • Танцы для мальчика
Раннее обучение чтению — ложка дегтя

comments powered by HyperComments

Читайте также:  Как носить платье с кроссовками и кедами (50 фото)

Сделаем вывод

Как видите, далеко не всегда раннее обучение «лишает ребенка детства». Учиться чтению, занимаясь вместе с родителями гораздо веселее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме этого, раннее обучение является хорошим вкладом в последующее развитие дошкольника и поможет ему максимально реализовать свой умственный и творческий потенциал!

Как научить ребенка читать в 3 года мы посоветовали. Не лишайте своих малышей такой возможности – проводите время весело и с пользой, а впоследствии сынок или дочка скажет вам спасибо за счастливое и веселое детство!

Счастья всем и удачи!

Как научиться правильно читать – послоговое и пословное чтение

Умение хорошо читать – это основа обучения в школе, на которой строится получение знаний в дальнейшем. Именно поэтому так важно уделять ему достаточно внимания. Но и у дошкольников, и у учеников младших классов нередко возникают проблемы с освоением грамоты. В подобных случаях родителям не всегда удается помочь своему ребенку в домашних условиях, и тогда они отдают его на специальные курсы в детских центрах дополнительного развития.

Там проходит обучение по различным направлениям, в том числе и по обучению чтению. На таких занятиях дети работают по специальным методикам, изучают буквы и звуки, слоговое и пословное чтение. Но нужно выбирать такие курсы, которые уже доказали свою эффективность на примере многих своих учеников.

Методики Букварика и Читарика от Академии развития интеллекта AMAKids идеально подходят для обучения ребенка чтению. В зависимости от того, на каком этапе изучения грамоты находится малыш, можно будет выбрать ту программу, которая больше всего ему подойдет. Благодаря этому удастся быстро и качественно освоить чтение и повысить свою успеваемость в школе.

Игры для изучения слогов:

  • Игра Друзья.

    Расскажите ребёнку, что буквы М и А ожили и стали друзьями. Они мчатся друг к другу и очень хотят обняться. Вместе с ребёнком произнесите звуки М и А. И вот буквы встретились и обнялись, теперь произнесите получившийся протяжный слог МА.

  • Игра Найди соседа.

    Обращайте внимание ребёнка на афиши, вывески в магазинах, рекламные объявления. Просите найти буквы, которые дружат, то есть находятся рядом. За правильно найденные слоги, обязательно хвалите.

  • Игра Наездники.

    Используйте для игры буквы-магниты. В ряд выстройте согласные буквы, а между ними гласные.

    Образуются слоги. Затем проделайте то же самое, только теперь сначала постройте в шеренгу гласные буквы, а между ними поместите согласные. Получатся иные слоги.

    Обязательно объясните ребёнку эту разницу.

Игры для изучения слогов: