Нарушения речи у детей и профилактические меры

Одной из важнейших работ представителей детского сада является налаживание сотрудничества с родителями воспитанников. Сотрудничество должно быть продуктивным, особенно это касается тех детей, которые нуждаются в коррекции речи. Ведь только при согласованности в действиях родителей и воспитателей можно достичь наилучших результатов.

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции. Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители обратились за помощью.

Причины ЗРР у детей

Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.

По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты. Но бывают исключительные ситуации, дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.

Специалисты считают, что задержку речевого развития провоцируют следующие причины:

Причины ЗРР у детей
  • Слаборазвитые мышцы, окружающие рот, пониженный мышечный тонус лица. Это происходит из-за кормления мягкой пищей, отсутствия грудного вскармливания.
  • Нарушения слуха. Эта причина является наиболее распространенной в появлении ЗРР. Важно заметить ее вовремя и обратиться к докторам.
  • Невостребованность речи. Когда с малышом мало общаются близкие или стараются предугадать его желания наперед, то ребенок теряет интерес к разговору, стремление общаться у него пропадает.
  • Плохая концентрация слухового внимания. Ребенок, страдающий данной патологией, плохо понимает фразы и предложения.
  • Наследственность. У малыша медленнее, чем у его сверстников, происходит созревание нервных волокон, которые отвечают за развитие речи.
  • Слишком быстрая речь родителей. Если взрослые говорят слишком быстро, то малышу сложно понять смысл слов, и через некоторое время он перестает стараться узнать смысл сказанного.
  • Два языка в семье.
  • Травмы тканей головного мозга, которые были получены в процессе родов или в первые пару месяцев жизни.
  • Психические заболевания.
  • Психические травмы, полученные в раннем возрасте.
  • Заболевания нервной системы.
  • Слишком сильный шум в помещении. Если в доме постоянно работает телевизор, взрослые слишком громко разговаривают, то ребенок постепенно перестает уделять внимание значению сказанного.
  • Кислородное голодание в период вынашивания малыша.
  • Завышенные требования родителей к развитию речи ребенка. В этой ситуации малышу перестает быть интересно учиться говорить.
  • Злоупотребление родителями алкогольной продукцией.
  • Проблемы со зрением у ребенка.
  • Патологическое состояние головного мозга.
  • Некоторые заболевания, перенесенные матерью в период беременности.

Лечение ЗРР может стать затянутым, если точно не обозначена причина, ее вызвавшая, так как патологический фактор, несмотря на проводимую терапию, будет негативно воздействовать и дальше. Детям, страдающим задержкой речевого развития, назначается комплексное обследование, чтобы точно поставить диагноз.

Общие сведения

В логопедии данное нарушение выделяют под названием общее недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть нескольких уровней. Как правило, говорить о проблемах целесообразно к трем годам. Это критический период для развития речи. Если к этому времени ситуация не улучшилась, то родителям стоит посетить специалистов.

Общие сведения

В первую очередь обращаются к неврологу. После чего желательно послушать психиатра, сурдолога (для определения уровня слуха) и только потом логопеда.

Не каждый родитель знает, что именно считать задержками развития. К году ребенок должен владеть 10 словами. Обычно они простые «мама», «папа», «дай» и т. п. Допускается использование звукоподражаний «ава», «киса», «биби» и т. п.

Общие сведения

К двум годам активный словарь состоит уже из 200 слов, есть простая фраза «я кушаю», «дай Машу» и т. п. К трем годам показатель увеличивается до 800 слов, появляются части речи, предлоги и часть звуков.

Общие сведения

Развиваться речь продолжает и после трех лет. Поэтому если она начнет серьезно отставать от нормы, то нагнать упущенное будет тяжело. Проблемы с речью чреваты нарушением работы всех остальных функций психики:

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания и т. п.
Общие сведения

Если у малыша в три года нет слов либо всего 2-3, родителям стоит забеспокоиться и начать действовать.

Читайте также:  Как крепить металлический профиль к стене: пошаговая инструкция

Почему важно исправить все имеющиеся у ребенка нарушения речи до школы.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Расстройства речи ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми и отстраненными. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в звукопроизношении, умении различать звуки речи, грамматическом строе могут вызвать нарушения процессов чтения и письма (дислексию и дисграфию) и стать серьезным препятствием в усвоении школьной программы.

Дошкольный период в развитии ребенка является сензитивным (наиболее благоприятным для воздействия факторов среды), речь ребенка более пластична, коррекция речевых нарушений проходит быстрее и легче. Поэтому раннее обращение за помощью к специалисту предупредит появление вторичных и третичных нарушений.

Обязательно проконсультируйтесь у логопеда,

если ваш малыш:

· в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами.

· к 2 годам плохо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне.

· в 3 года не говорит фразами, речь не понятна для окружающих, словарный запас менее 250 слов, не произносит более 10-15 звуков.

· в 4 года смягчает все звуки («кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), искажает звуки, т.е. «картавит, гнусавит, шепелявит», путает слоги в словах («масалёт» вместо «самолёт»), неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов («Мама взяла книгу от полки», «Я чищу зубы щетком»), не умеет строить предложения, не может пересказать простой рассказ, составить рассказ по сюжетным картинкам.

· в 5, 6 лет — нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.

· в 7-10 лет — делает ошибки при чтении и письме.

Важную роль в коррекционной работе по устранению речевых нарушений принимают родители. Речь окружающих взрослых ребенок воспринимает как образец для подражания, поэтому их речь должна быть грамотной, ясной и четкой. Нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить их лепетным языком или искажать звукопроизношение. Для получения быстрого положительного результата дома необходимо регулярно выполнять артикуляционные упражнения и закреплять пройденный на логопедических занятиях материал.

Поделиться

Нарушения в развитии речи

Основу развития всех сторон речи составляет освоение правильного произношения звуков и слов. Дошкольники чувствительны к норме произношения родного языка. Даже если ребенок не высказывает определенные звуки или искажает слова, он не приемлет повторения слов окружающими в его версии. Дети чувствуют свои ошибки в произношении, и переживают, если они не устраняются.

Артикуляционная гимнастика

Развитие речи находится в прямой зависимости от соответствующих физиологических особенностей организма. Очевидно, что встречаются органические нарушения в строении речевого и слухового аппарата, что определяет дефекты речи. Это сугубо медицинский вопрос, и с такими детками работают исключительно специалисты.

Но часто нарушения в звукопроизношении наблюдаются у обычных детей, у которых есть все данные для формирования правильной речи и звуковой культуры. В этой статье говорим именно о таких детях.

Нарушения речи при условии, что слух и физиологические особенности речевого аппарата соответствуют норме, называют функциональной дислалией. По сути, этим термином обозначают частичные расстройства звукопроизношения.

Причины нарушения речи у детей

Ребенок осваивает произношение звуков на основе механизма подражания. Он смотрит на артикуляцию взрослого, прислушивается, как звучит его речь, и старается повторить также.

Главным условием усвоения ребенком произношения является четкое различение звука, заданного нормой звуковой стороны языка. При этом основная нагрузка приходится на слуховое восприятие.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут произойти по следующим причинам:

Нарушения в развитии речи
  • Низкий уровень слухового внимания (ребенок улавливает общую мелодику слова и повторяет по-своему, не придавая значения отдельным звукам);
  • Недоразвитие фонематического слуха, приводящее к затруднению в выделении схожих звуков (д-т, ш-с, б-п);
  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (ребенок мало говорит, соответственно, недостаточно тренируется);
  • Неправильное отношение к развитию речи детей взрослых, которые подражают детскому лепету, вводят в обиход неправильные (потешные, на их взгляд) высказывания детей.
Читайте также:  Как работает умная розетка ? Виды и преимущества использования

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р». Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка. Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Анартрия

Под анартрией понимают отсутствие речи, связанное с органическим повреждением центральной и периферической нервной систем, приводящее к параличу речедвигательных мышц. Чаще всего анартрические нарушения встречаются при тяжелых формах детского церебрального паралича. Невозможность «говорения» при анартрии объясняется поражением отделов мозга, управляющих движениями мышц речевого аппарата — языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки.

Поражение мозговых структур, управляющих двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать работу других структур. Это приводит к тому, что анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например, с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития ребенка. У вас могут возникать переживания от осознания того, что ваш ребенок не может говорить так, как другие дети. Специалисты помогут вам найти способы, которые научат ребенка общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков – схем) или других доступных ему средств общения.

Если папа — иностранец

Как быть в тех случаях, если ребенок растет в «смешанном» браке, и папа-иностранец не очень хорошо говорит по-русски? Сегодня это актуальная проблема, и единого мнения по этому поводу у логопедов пока нет. До четырех лет ребенку идеаль­но расти в одной языковой среде, если ваш супруг иностранец, примите совмест­ное решение, будете вы общаться с крохой только на русском (что вполне естественно, раз уж вы живете в России) или ан­глийском (немецком, французском). Если ваш муж говорит по-русски очень плохо, сильно коверкая слова, пусть пока общает­ся с крохой меньше вас. Не волнуйтесь, ваш ребенок овладеет и вторым языком, но не в период становления речи, когда это затруднит ее формирование. Ведь тот же английский и рус­ский значительно отличаются друг от друга и грамматическим строем, и фонетикой… Учить второй язык можно с пяти лет и при условии, что у ребенка все идеально с первым — не с позиции мамы, а с позиции специалиста.

Лично я раннее обучение иностранно­му языку не приветствую. Здесь чаще имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка. В этом возрасте об­учение происходит без должной доли осознанности самим малышом. Кроме того, если у ребенка есть логопедиче­ские проблемы (а таких детей сейчас, увы, большинство), то изучение ино­странного языка может негативно ска­заться на процессе усвоения системы родного языка — малыш запутается.

Однако раннее знакомство (именно знакомство, а не изучение) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частно­сти, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку — тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, что­бы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком — какой именно хотите изучать). Если малышу нра­вится разучивать короткие стишки и песенки на иностранном языке — это скорее игра, чем настоящее обучение. Но все вы­шесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка — почему бы не воспользоваться такой возможностью!»

Читайте также:  Самые добрые породы собак в мире: топ лучших

{social}

Уровни речевого развития

Сегодня принято разделять четыре степени развитости речи, каждая из которых отражает текущее состояние каждого языкового компонента у детей с ОНР.

Первый уровень ОНР характеризуется ограниченным развитием речевых средств. Лексический словарь практически пуст. Ребенок знает около семи слов в лепетной интерпретации, а также использует активно звуковые комплексы и подражания. Чтобы лучше объяснить суть сказанного, ребенок активно использует мимику и жесты. Одно и то же слово в разном контексте может принимать разные значения. Часто даже части речи у одного и того же слова различные.

Ребенок может заменить название предмета действием, которое этот предмет помогает совершить. Слова чаще всего используются без флексий. Пассивный запас слов богаче активного, но тоже имеет скудный запас. Ребенок практически не различает числа для глаголов и существительных. Звуки произносятся по-разному. Фонематика практически не развита. Ребенок практически не понимает слоговую структуру слов, тем более не способен ее воспроизвести.

Второй уровень речевого развития приводит к повышению речевой активности. Лексический запас слов значительно расширяется. Пополняется он в основном словами, связанными с глаголами и предметами.

Дети понемногу начинают использовать союзы и местоимения, иногда внедряют в свою речь простые предлоги. Можно услышать самостоятельные высказывания, содержащие простейшие предложения. Однако по прежнему совершаются грубейшие ошибки в грамматики, существуют проблемы с согласованием существительных и прилагательных, падежные формы употребляются неверно.

Обращенная речь становится более развитой. Однако пассивный лексический запас по прежнему в ограниченном состоянии. А словарь глаголов и предметов не развит. Особые трудности в запоминании слов, связанных с трудовой деятельностью, животными и растениями. Ребенку сложно запомнить оттенки цветов. Даже основные цвета он не может назвать все.

Часто наблюдаются грубые ошибки в звуковой и слоговой структурах слов. Заметны проблемы в фонетической составляющей речи. Многие звуки до сих пор остаются несформированными.

На третьем уровне развития речи дети демонстрируют развернутую речь, наполненную фразами. Наблюдаются некоторые проблемы в грамматике и лексике, а также в фонетике. Ребенок пытается даже употреблять в своей речи сложные предложения. Уже заметно активное использование каждой части речи.

Слова часто употребляются не по назначению. Ребенок даже пытается попробовать свои силы в словообразовании. Он использует уменьшительные суффиксы при работе с существительными и прилагательными. А для глаголов он старается подобрать подходящие приставки. Однако ему еще сложно образовывать прилагательные от существительных.

До сих пор ярко заметно большое количество ахроматизмов. Дошкольник неправильно работает с предлогами, ошибается при согласовании числительных или прилагательных с существительными.

Звуки произносятся не дифференцированно. Часто ребенок заменяет одни звуки другими. Причем эти замены не несут стойкого характера. Все чаще правильно произносятся слова со сложной слоговой структурой. Иногда ребенок даже правильно повторяет четырехсложные слова, но часто допускает ошибки. Также эти слова иногда искажаются в потоке речи.

Речь воспринимается практически идеально. Однако некоторые слова с использованием суффиксов и приставок понимаются неверно.

На четвертом уровне речевого развития у ребенка остаются незначительные нарушения языковых компонентов речи. Звуки употребляются недостаточно дифференцированно.

Наблюдаются определенные нарушения в слоговой словесной структуре, которые связаны с тем, что ребенку сложно удержать в памяти правильный словесный образ. Поэтому часто искажается звуковая составляющая слов в разных вариациях. Речь недостаточно внятная, дикция нечеткая, появляется впечатление смазанной речи.

Процесс фонемообразования является незаконченным. Стойки ошибки при использовании суффиксов. Сложные слова образуются с трудом.

Более того, ребенку сложно планировать собственные высказывания, он не может правильно подобрать необходимые языковые средства, поэтому его связная речь немного своеобразна. Особенно трудно детям дается работа со сложными предложениями.