«Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет

Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.

Физиологическое развитие ребенка в месяцев

Вес ребеночка увеличился на 400-600 грамм: он уже весит около 9 кг. В росте он прибавит 2 см: рост составляет около 70 см. Он может сидеть без поддержки взрослых и активно ползать независимо от заданного направления. В этот период малыш уже уверенно становится на ножки, хватаясь за опору, самостоятельно переворачивается с живота на спину и обратно. За считанные секунды он может встать на коленки, а некоторые крохи приподымаются на носочки и делают попытки шагать. Это говорит о том, что координация движений малыша постепенно налаживается, мышцы становятся более крепкими, усиливается легочная вентиляция.

Ребенок сохраняет и контролирует равновесие в тех ситуациях, когда пытается достать любой недосягаемый предмет без посторонней помощи. Он уже может держать ложку и чашку и даже пытается пользоваться ими по назначению. Двигательные функции пальцев развиты и способны удерживать не только легкие столовые приборы, но и более увесистый пульт от телевизора, телефон, прочие предметы с мелкими кнопками, позволяющие развивать моторику.

Также проявляется усиление высоты и силы голоса. Ребенок повторяет одинаковые слоги несколько раз подряд, например, «ба-ба», «ме-ме», «ма-ма». Родители часто путают это со способностью малыша связно произносить первые слова. Эти словосочетания не несут смысловой нагрузки.

Отличительной чертой этого периода является прорезывание зубов, что сопровождается повышением температуры, поносом, отказом от еды, плачем.

Особенности речи шестилетних детей

Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.

Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.

Особенности развития речи у детей 6-7 лет:

  1. Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
  2. Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
  3. Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
  4. Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
  5. Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.

Словарный запас

К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.

Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.

Особенности речи шестилетних детей

Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:

  • времена года и дни недели, месяцы;
  • часы и минуты;
  • пространственные значения;
  • данные родственников;
  • числительные до 100;
  • названия праздников;
  • названия городов;
  • группы профессий;
  • цвета и оттенки;
  • части тела;
  • виды спорта;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • виды транспорта;
  • животные и растения;
  • эмоции и чувства.

Грамматический строй

Пример развития речи детей 6-7 лет.

Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.

Она включает в себя 3 направления:

  • морфология — изменение по родам, числам, падежам;
  • словообразование — образование одного слова на базе другого;
  • синтаксис — построение простых и сложных предложений.

Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.

Связная речь

Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.

Фонетика детской речи

К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.

Особенности речи шестилетних детей

Фонематический слух включает в себя:

  1. Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
  4. Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
  5. Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Читайте также:  Возмещение после залива – за старое как за новое

Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.

Игры для развития фонематического слуха:

  1. Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
  2. Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
  3. Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
  4. Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
  5. Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.

Памятка для родителей.

Совершенствуем тело и ум

Для того чтобы физическое развитие ребенка на 7 месяце протекало так, как нужно, родители должны в первую очередь не мешать ему. Поэтому не нужно садить малыша в манеж или кроватку на весь день, чтобы он не заполз туда, куда не следует. Все, что требуется от мамы с папой, — создать безопасные условия и отпустить кроху на пол, потому что так он не только потратит накопившуюся энергию и будет совершенствовать свои двигательные навыки, но и начнет познавать окружающее его пространство.

Семь месяцев — тот период, когда малыш, как губка, впитывает в себя полученную информацию. Ему уже нужно говорить, как называются окружающие вещи, и в большинстве случаев, когда взрослые произносят название предмета мебели или бытовой техники, кроха поворачивает голову в том направлении, где этот предмет стоит. Поэтому надо расширять его кругозор, поясняя название вещей, произнося при этом слова четко и внятно.

Седьмой месяц жизни малыша — благодатный период для выработки у него первичных навыков общения. Например, можно научить кроху здороваться с людьми, кивая при этом головкой, и прощаться, махая ручкой. Все эти навыки прививаются легко и естественно, стоит лишь задаться такой целью.

Совершенствуем тело и ум

В этом же возрасте с малышами можно начинать разучивать простые игры. Классический вариант — всем известные «ладушки». Менее распространенная игра — «Полетели — полетели». Машем ручками малыша, как крылышками, произносим «Полетели, полетели, на головку сели» (опускаем ручки на головку). Продолжаем стишок: «Сели, поели, дальше полетели» (при этих словах снова машем ручками, как крылышками). Обычно малыш быстро запоминает последовательность действий и сам машет ручками и кладет их на головку, когда взрослый произносит стишок.

Ребенка в 7 месяцев уже можно начинать учить показывать основные части тела и лица: ушки, глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик. Обычно для этого используют куколку или мягкую игрушку. Параллельно изучаем части тела людей, тем самым помогая малышу отождествить игрушку и живое существо.

Критерии развития ребёнка

Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.

Физическое развитие

В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.

Логическое развитие

Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.

Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.

Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.

Психическое развитие

С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».

Развивающие игры и упражнения для 7-месячного ребёнка

Многие мамы и папы интересуются, как развивать ребенка в 7 месяцев, поэтому даем несколько полезных рекомендаций для них. Прежде всего, продолжайте проводить начатые ранее занятия и старайтесь придерживаться определённого распорядка. Вместе с тем, вносите и что-то новое. При необходимости заменяйте одно другим. Подбирайте те игры, которые наиболее придутся по душе вашему крохе. Помните, что только занимаясь с удовольствием, он получит максимальную пользу.

Читайте также:  Как носить платье с кроссовками, чтобы не выглядеть скучно

Развитие физической формы

В семимесячном возрасте следует продолжать делать массаж и проводить гимнастику, плавать в большой ванне. Вместе с этим, как можно чаще играйте с малышом в активные игры. Основной упор делайте на ползание – оно развивает все мышцы тела и способствует тому, чтобы малыш как можно скорее начал ходить.

Ползание наперегонки

Ползайте вместе со своим малышом. Вы можете устраивать разные игры. Например, положите игрушку и добирайтесь до неё наперегонки. Ползите за ребёнком, пытаясь поймать его, или пусть он догоняет вас. Придумайте что-то своё, чтобы весело и с пользой провести время.

Преодоление полосы препятствий

Семимесячному крохе можно устраивать игру под названием «полоса препятствий». В возрасте 6 месяцев она тоже может проводиться, но теперь пришло время усложнить задачу, внеся наклонные плоскости. Положите одним концом на невысокий валик (20 – 30 см) гладильную доску или другую твёрдую ровную поверхность, обернув её одеялом. У вас получится горка. На её вершину поставьте игрушку, которая точно заинтересует малыша, и предложите подползти к ней. Постоянно подстраховывайте кроху, а при первых попытках и помогайте ему преодолеть препятствие. Когда ребёнок доберётся до вершины, похвалите и снимите его оттуда, поскольку движение вниз по склону пока для него слишком сложно.

Игры для развития сенсорных ощущений

Развитие слуха и чувства ритма

Отличный способ развить слух и чувство ритма, а заодно помочь крохе познать мир – дать ему в руки деревянную ложку и несколько разных кастрюль, тарелок и других предметов. Сначала покажите малышу, что нужно делать, и вскоре он заинтересуется этим занятием, а вы сможете заняться своими делами.

Развитие речевых навыков

Существует множество профессиональных аудиопрограмм для развития речи. Вы можете воспользоваться ими, но попутно обязательно занимайтесь с ребёнком и сами. Ничего сложного в этом нет. Просто больше общайтесь с малышом, чётко и ясно произнося слова, растягивая гласные. Говорить осмысленно он начнёт ещё не скоро, но такие простые занятия поспособствуют накоплению пассивного лексикона и лёгкому обучению речи в будущем.

Игры для развития зрения

Для развития зрительного восприятия используйте крупные цветные игрушки и предметы. Так вы можете сделать из ярких однотонных коробок гаражи для машинок или корзины для игрушек.

На развитие зрения и логики хорошо действует игра, суть которой состоит в том, чтобы найти картинку. Её нужно поместить на одну из граней цветного кубика, отвернуть от малыша и спросить, где то, что на ней изображено. Сначала отыщите её сами, показав ребёнку свои действия, а потом дайте кубик в руки, чтобы он попробовал сам.

Уделяйте достаточно внимания своему малышу. Превратите повседневную жизнь в игру, находя интересные вещи в обыденном, и вы сможете развивать ребёнка, не прилагая особых усилий. Помните и о безопасности. Если вы используете мелкие игрушки или предметы, так или иначе способные травмировать, обязательно следите за всеми манипуляциями во время игры.

Острые проблемы в развитии у ребенка в год и месяцев

Есть два уровня острых проблем:Первый – когда проблему Вы можете решить самостоятельно с ребенкомВторой – проблему можно решить только после консультации со специалистом. Это может быть невропатолог, психолог, логопед, коррекционный педагог, физический терапевт (реабилитолог)Самые легкие острые проблемы в развитии ребенка в 1 год и 7 месяцев возникают на фоне естественных противоречий с окружающим миром. Когда малышу чего-то сильно хочется, он упрямо настаивает на этом, проявляя непослушание и капризы. Специалисты объясняют такое явление еще не умением:- правильно и понятно выразить своё «хочу»- самостоятельно что-то сделать- проконтролировать свою эмоцию.В такие моменты Вы можете спокойно разобраться в ситуации и подсказать правильное решение.

Более сложные проблемы, требующие вмешательства специалистов это:- когда у ребенка отсутствует интерес к общению- его речь абсолютно непонятна- не может показать «Где мяч?»- не может удержать в кулачке мел при рисовании- не хочет строить из кубиков- не умеет стоять- не ходит без поддержкиВ таких случаях обязательно покажите малыша специалистам и обсудите индивидуальный план дальнейшего развития этих навыков у малыша.Итог:Не забывайте, что не смотря на такой огромный перечень новых открытий все они происходят у каждого ребенка по-своему индивидуальному плану развития. Может быть постоянно и каждый день, а может быть и быстро и скачками. Даже если внешне этого Вы не замечаете, все равно малыш каждый день совершенствует свои навыки. Помогайте ему и поддерживайте во всех делах. Вместе – вы сможете пройти через все испытания. Удачи Вам!

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Как пережить этот период родителям?

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

Как пережить этот период родителям?

10 НЕ для родителей:

  1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
  2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.
  3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
  4. НЕ критиковать его друзей.
  5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.
  8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. НЕ унижать и не наказывать физически.
  10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

Как пережить этот период родителям?

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Что должен уметь ребенок в года

Ещё один кризис случается в этот период детства. Мальчики и девочки чётко осознают себя как отдельную личность. Поэтому часто перечат родителям, пытаясь утвердиться.

Что должен уметь ребёнок в 3 года:

Что должен уметь ребенок в года
  1. говорить короткими предложениями;
  2. рассказать небольшой стих;
  3. знать свои имя и фамилию;
  4. искать отличия между предметами;
  5. рисовать линии и разукрашивать;
  6. спокойно оставаться несколько дней без родителей;
  7. самостоятельно кушать, одеваться, чистить зубы и мыть руки;
  8. уверенно играть мячом.