Ловкие пальчики: развиваем мелкую моторику

Большинство родителей проявляют инициативу в раннем обучении. Они стремятся, как можно раньше научить ребёнка правильно держать ручку, выводить буквы каллиграфическим почерком и разбираться в цифрах. В преддверии поступления в школу родители задумываются и о том, как научить ребёнка писать, а также с чего же следует начинать.

Массаж

Массируя тело малыша, уделите внимание ладошке и пальчикам. Нежно нажимайте на кончики пальцев, круговыми движениями разминайте ладонь.

Пальчиковые игры – самый простой способ развивать мелкую моторику. Играть в них можно где угодно: в гостях, дома, на улице, в дороге. «Сорока», «Ладушки» и другие традиционные потешки вы, наверняка, помните со времен своего детства. Огромный репертуар пальчиковых музыкальных игр есть у Железновых – например,  диск  «10 мышек» очень популярен у малышей. А вот одна из  любимых пальчиковых игр – «Кошка»:

Вот кулак (загибаем свой кулак), А вот – ладошка (показываем на  ладошку малыша).На ладошку села кошка (кладем кулак на ладошку ребенка).И пошла, пошла, пошла ( шагаем по руке ребенка своими пальцами)Мышку там она нашла (щекочем).

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Читайте также:  10 правил, с чем носить красные туфли в сезоне 2020

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика — видео

Ключик – замочек

Упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка, заключаются в выполнении несложных действий. Для этого прекрасно подойдет игра, где малышу предлагается открывать замок с помощью ключа. Если ребенок совсем мал, то занятие предполагает повторение одних и тех же действий: надо просто вставлять ключ в скважину и поочередно открывать и закрывать замочек. Если возраст ребенка больше 2 лет, то можно предложить ему несколько ключей и один замок. Он сам должен найти подходящий ключ и повернуть его в нужном направлении, чтобы замочек открылся. Наилучший вариант, если замок на чем-то зафиксирован, тогда он не будет двигаться и малышу будет намного удобнее. Родители должны проследить, чтобы все предложенные ключи не имели заостренных элементов.

В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей

Специалисты по раннему детскому развитию рекомендуют начинать занятия с 8 месяцев. Фактически первые упражнения на развитие мелкой моторики мамы начинают делать малышам с первых дней жизни. В целях снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи советуют регулярно выполнять гимнастику, в которую входят несложные упражнения для рук и ног, поглаживания и вкладывание маминого пальца в ладошки малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга еще тогда, когда ребенок не может сделать их самостоятельно.

По мере взросления у малыша пробуждается интерес к игрушкам. Вначале — к большим и ярким. К 3 месяцам жизни он неосознанно к ним тянется, пытается схватить двумя руками пока еще на уровне рефлексов — так он познает окружающий мир.

В 5-6 месяцев развивается осознанность, ребенок тянется к конкретной игрушке, может схватить ее одной рукой, тянет в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.

И, наконец, к 8-12 месяцам, когда ребенок уже сидит, ползает, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные занятия на развитие мелкой моторики.

К этому времени малыш научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, может перекладывать их из одной руки в другую, брать двумя пальцами, нарочно бросать их на пол. В этом возрасте практикуют пальчиковые игры, сортировку мелких предметов, игры с песком и т. д.

В 1-2 года ребенка уже можно увлечь «развивающими» игрушками:

  • большие кубики;
  • пирамидка (малыш легко собирает до 5 колец);
  • конструктор с крупными деталями;
  • кнопочные игрушки.

В это время формируется первый интерес к рисованию — пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок учится самостоятельно есть ложкой, чистить зубы, расчесываться и т. д.

К 2-3 годам эти навыки закрепляются и совершенствуются. Малыш увлекается книгами с яркими картинками, легко листая страницу за страницей, уверенней держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мнет пластилин, раскатывает его, отщипывает от него маленькие кусочки.

Читайте также:  Зеркальный фартук для кухни – оригинальный и изящный вариант

Уже пришло время знакомить малыша с ножницами и делать первые аппликации вместе со взрослым. А также это подходящее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Сделать это лучше заранее, когда малыш только начинает брать пишущий предмет в руку — в противном случае переучить будет труднее. Все эти навыки готовят его к освоению письма в будущем.

В 3-4 года ребенок уверенно соединяет штрихпунктирные линии, рисует по точкам. Увлекается лепкой – уже получаются шарики, змейки и гусеницы. Может самостоятельно надеть штаны, носки, обувь, шапку, застегнуть и расстегнуть молнию.

К 5 годам активно развиваются навыки письма, происходит освоение написания печатных букв и цифр. Ребенок активно учит буквы, может написать свое имя, вырезает по контуру фигурки из бумаги, раскрашивает, не выходя за границы. Одевается и приводит себя в порядок без помощи взрослого. В этот же период одна из рук окончательно становится доминирующей.

В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, зашнуровывает обувь, собирает модели из конструктора. Моторика семилеток готова к освоению навыков каллиграфического письма, а к 8 годам у ребенка сформируется разборчивый почерк.

Игрушки для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью игрушек.

Как вы уже могли заметить, основную часть описанных выше упражнений можно выполнять и без особых материальных вложений, не обязательно покупать множество специальных игрушек, особенно совсем маленьким детям, которые могут с большим интересом складывать друг в друга обычные пластмассовые контейнеры и при этом игнорировать новомодную игрушку.

В качестве развивающих игрушек можно использовать подручные вещи, которые есть в каждом доме: банки, крышки, бутылки, коробки, природные материалы, даже некоторые продукты питания.

Для детей более раннего возраста можно приобрести кубики, крупный конструктор, пирамидку, рамки и вкладыши. Для детей постарше подойдут счётные палочки, паззлы и мозаика, шнуровка, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Можно отнести к этой категории счёт с помощью косточек абакуса. Это отлично разовьёт мелкую моторику ребёнка, а параллельно его творческие способности, память и скорость обработки информации.

Чтобы правильно и быстро считать на абакусе, дети используют специальную постановку пальцев для передвижения косточек на спицах этих счётов. Такие положение и движение рук похожи на работу клешни краба. Когда дети считают в уме и представляют абакус, эти движения пальцами помогают им визуализировать перемещение косточек.