ЛФК для детей с нарушением осанки в картинках

Считается, что осанка у нас обусловлена генетически, однако это не значит, что ребенок обязательно будет точной копией мамы или папы. По наследству передается только предрасположенность к тому или иному типу осанки, тонусу мышц.

Лечение в домашних условиях

В работе поликлинического детского ортопеда пациенты с нарушениями осанки встречаются примерно так же часто, как и с деформациями стоп. В большинстве случаев с жалобами на порочное положение туловища своего ребенка обращаются родители детей 10–12 лет и старше. И, к сожалению, нередко приходится констатировать, что у ребенка уже не просто нарушена осанка, а имеется структурная деформация позвоночника — сколиоз.

Что же делать, какие меры предпринять для того, чтобы незначительное, непостоянное отклонение оси позвоночника маленького ребенка при его вертикальном положении не переросло со временем в нарушение формы отдельных позвонков и всего позвоночника в целом? И не привело вследствие этого к серьезным последствиям в виде тяжелой патологии сердца, легких, спинного мозга и других внутренних органов и систем?

Для начала давайте определим, что такое осанка. Общепринято определение осанки, как способности человека держать свое тело в различных положениях. Или, если точнее, осанка — это привычная поза стоящего или сидящего без дополнительной нагрузки, поддержки или опоры человека. Обратите внимание — ПРИВЫЧНАЯ поза. То есть осанка — это привычка. И как любая привычка, она не контролируется постоянно волей человека, а поддерживается спонтанно, подсознательно. И так же, как любая привычка, она может быть выработана или изменена сознательно. Таким образом, мы пришли к первому важному выводу: правильную осанку у ребенка можно и нужно воспитывать. Второй важный вывод такой: нарушения осанки можно и нужно устранять, но это требует значительных усилий не только со стороны ребенка, но и со стороны близких ему взрослых.

На что же надо родителям обращать внимание при оценке осанки своего ребенка? Как определить, что у него есть проблемы с позвоночником? Как не упустить момент и вовремя начать коррекцию осанки?

Почему у людей обычно плохая осанка

Оглянитесь вокруг. Много ли вы увидите людей с “правильной” осанкой? 1 из 10? 1 из 100? Наша жизнь становится все более комфортной, а позвоночник – все менее здоровым. Опустим очевидные гипотезы на тему сидячего образа жизни и обратимся сразу к анатомии. Нарушения осанки возникают из-за дисбаланса мышц-антагонистов, то есть мышц, действующих в противоположных направлениях.

Почему у людей обычно плохая осанка

В норме мышцы спереди и сзади находятся в уравновешенном гармоничном состоянии, сокращаются и растягиваются во время разных движений и возвращаются в нормальный тонус в состоянии покоя, когда человек стоит ровно.

Когда одни мышцы растягиваются, например, мышцы спины (трапециевидная), то их антагонисты (грудные мышцы) сокращаются. Если мышцы спины постоянно находятся в состоянии растяжения (сутулая спина), они теряют способность возвращаться в нормальный тонус, а их антагонисты – грудные, в свою очередь, “привыкают” находиться все время в сокращенном состоянии.

Почему у людей обычно плохая осанка

Варианты неправильной осанки. Справа – правильная осанка.

Это влечет за собой выключение из работы мышц живота (вываленный живот) и снижение тонуса больших ягодичных. Их роль берут на себя мышцы поясницы и задней поверхности бедра, которые теперь постоянно находятся в гипертонусе. Прямая мышца бедра, напротив, растягивается. Сокращаются мышцы голени, укорачивается подошвенная фасция. Все это – звенья одной цепи.

Почему у людей обычно плохая осанка

Kenneth Hansraj руководитель отделения хирургии позвоночника в New York Spine Surgery and Rehabilitation Medicine в опубликованном исследовании, приводит вот эту картинку, иллюстрирующую нагрузку на спинной отдел позвоночника из-за позы, в которой человек держит голову:

Подробнее в тексте Зожника о “смартфоновой шее” и чем это грозит для здоровья.

Немного о правильной осанке

Под правильной осанкой принято понимать положение тела, при котором голова немного приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступая при этом, а линия живота не выходит за уровень грудной клетки.

Правильная осанка – залог здоровья. И это не просто громкие слова. Важно отнестись к этому ответственно, поскольку искривление позвоночника и нарушения в работе мышц спины провоцируют серьезные нарушения в работе внутренних органов. Ребенок с искривленной спиной больше подвержен простудам, бронхиту, гастриту, запорам, проблемам в развитии сердца и легких.

За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть. Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности.

Читайте также:  Голубая роза «Блю Парфюм»: особенности выращивания

Нарушения осанки достаточно часто проявляются в школьном возрасте. Школьникам приходится подолгу находиться в одном и том же положении, мышцы постоянно напряжены, они устают, возникает боль. Для снятия напряжения ребенку нужно постоянно менять положение, изгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Если у ребенка замечаются такие симптомы, как постоянная утомляемость, неуклюжесть, головная боль и боль в шее, он отказывается от активности, жалуется на хруст суставов и боль в конечностях в процессе движения, важно проконсультироваться с врачом. Не занимайтесь самолечением, иначе можно только усугубить ситуацию. Только специалист может определить уровень нарушения осанки и посоветовать процедуры, которые будут полезны в вашем случае.

Формирование осанки является достаточно длительным процессом, начинающимся с рождения и длящимся до 25 лет. Особое внимание нужно обратить на осанку в период, когда малыши активно растут – 5-6 лет у дошкольников, а также подростковый возраст: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушения осанки у детей, придерживайтесь следующих принципов:

  • Правильная организация сна. Нужно применять жесткий матрас и специальную ортопедическую подушку, что поможет обеспечить правильную работу позвоночника. Постарайтесь приучить малыша спать на спине.
  • Борьба с малоподвижностью. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок вел активный образ жизни, больше гулял, играл в подвижные игры.
  • Правильный подбор обуви. Старайтесь покупать обувь с супинатором, которая поможет обеспечить правильную походку. Также следите за тем, чтоб ребенок не искривлял ступни при ходьбе.
  • Контроль нагрузки на позвоночник. Следите за тем, чтобы она была равномерной. Не разрешайте носить чрезмерно тяжелые портфели и постоянно носить сумку на одном плече.
  • Правильная ходьба. Важно избавить ребенка от привычки стоять, опираясь на одну ногу. Это провоцирует косое положение тела, что приводит к неправильному изгибу позвоночника в свою очередь.
  • Правильный выбор мебели. Мебель нужно подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Приучите его правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние между столом и глазами – 30-35 см. В такой позиции осанка будет максимально правильной, и позвоночник будет разгружаться. Стулья лучше использовать со спинкой. Пусть ребенок не ложится на стол. Если он ощущает усталость в спине, пусть сделает перерыв – полежит или подвигается.

Причины

Искривление осанки может быть врожденным и приобретенным. Врожденные пороки возникают в период внутриутробного развития и связаны чаще всего с клиновидной деформацией отдельных позвонков, образованием дополнительных позвонков, нервно-мышечными расстройствами и дисплазией соединительных тканей. Нарушить осанку способны родовые травмы, в первую очередь, подвывих первого шейного позвонка или кривошея.

Приобретенные дефекты диагностируются почти в 95% случаев, преимущественно у худощавых детей и подростков. Самые распространенные причины, негативно влияющие на осанку – это низкая физическая активность, неправильно подобранная мебель для приготовления уроков, переноска тяжелой сумки в одной руке.

Отрицательное воздействие на будущую осанку оказывает частое ношение грудных младенцев в одной руке, преждевременные попытки посадить ребенка или поставить его на ноги, поддержка за одну и ту же руку во время прогулок.

В последние годы детей трех-четырех лет отдают в разные группы раннего развития. При обучении упор делается на интеллектуальные задачи в ущерб физическим упражнениям, и ребенок проводит слишком много времени сидя.

Очень часто родители замечают, что ребенок сутулится, в 7 лет или ближе к 8. В этом периоде активного роста он привыкает к учебным нагрузкам и не всегда успешно с ними справляется. Следующий «рывок», когда кости и мышцы быстро увеличиваются в размерах, наступает примерно в 10 лет и длится год или два. Проблемы с осанкой объясняются тем, что механизм поддержания правильной позы еще не сформировался до конца.

Причины

Неправильно обустроенное рабочее место школьника – одна из самых значимых причин нарушения осанки

Другие возможные причины нарушения осанки:

  • рахит, перенесенный в детстве;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • переломы позвонков;
  • плоскостопие;
  • остеохондропатии.

Косвенной виной изменения положения позвоночника может быть плохое зрение, косоглазие и тугоухость. Чтобы лучше видеть или слышать, ребенок инстинктивно принимает не физиологичную позу. Отрицательное влияние на осанку оказывает также недостаток или избыток веса, слабый мышечный корсет, дефицит витаминов и минералов.

Причины  способствующие формированию неправильной осанки детей

  • недостаточно физически развиты мышц спины, живота, шеи, груди. Такое ослабленное физическое состояние мышц способствует выработке ходьбы с опущенной головой. При положении сидя. у ребенка опущены плечи вперед, согнута спина.
  • несоответствующая росту ребенка мебель.
  • неудобная и тяжелая одежда и обувь. Тело ребенка только начинает формироваться, поэтому неправильно подобранная одежда и обувь усугубить положение осанки.
  • однообразные движения. Ношение в одной и той же руке предметов, при езде на самокате малыш отталкивается одной и тойже ногой.
  • нерациональный режим питания
  • недостаточный сон
  • частые болезни, особенно острыми респираторными заболеваниями, ухудшающие физическое развитие организма и тела ребенка.

Как же формируется осанка ребенка после его рождения?

Самые колоссальные изменения происходят в период от рождения до 1,5 лет.

Психомоторное развитие ребенка включает в себя и научение прямохождению, а значит и формирование осанки.

И именно в это время, до 1,5-2 лет происходят самые важные изменения в строении и функционировании опорно-двигательного аппарата ребенка, а не на школьной скамье.

Школа с неудобными партами, ношение сумки на одном плече — все это, большей частью, может только проявить и усугубить те изменения, которые уже были заложены и остались незамеченными или неисправленными до 2 лет.

У человека выделяют 4 изгиба позвоночника: 2 первичных (грудной и крестцовый) и 2 вторичных или адаптационных (шейный и поясничный).

Первичные изгибы названы так за то, что ребенок внутриутробно все 9 месяцев находится в положении сгибания, а грудной и крестцовые изгибы (кифозы) – являются частью первичной дуги тела, они направлены выпуклостью назад.

Вторичные изгибы формируются наиболее подвижными частями позвоночника (шейный и поясничный лордозы), направлены выпуклостью вперед и возникают в процессе вертикализации ребенка.

Сочетание и чередование изгибов нашего позвоночника позволяет выполнять ему полноценную амортизирующую функцию, не перегружая при этом межпозвоночные диски.

Именно поэтому правильная и гармоничная осанка – залог здоровой спины, сохранения целостности межпозвоночных дисков и возможность отдалить возникновение и проявления остеохондроза, спондилоартроза и пр.

Ребенок рождается с ровной спиной. И уже в процессе его развития формируются все изгибы позвоночника, которые есть у взрослых.

  • Самые выраженные изменения происходят в период от рождения до 2 лет.
  • После 2 лет также происходят перестройки и изменения, обусловленные ростовыми скачками и гормональными изменениями, однако они не настолько радикальны.
  • И примерно к 16 годам процессы формирования позвоночника и осанки завершаются.
  • В дальнейшем (еще лет до двадцати пяти) возможны изменения в лучшую или худшую сторону при значительных или продолжительных воздействиях на опорно-двигательный аппарат, однако после 25 лет изменить что-либо в осанке крайне сложно. То есть она уже не станет хуже, но и радикально ее улучшить будет тяжело.

С 0 до 3-5 месяцев ребенок должен научиться держать головку. В этот период формируется шейный лордоз, тренируются мышцы, которые будут его в дальнейшем поддерживать, позвонки занимают определенное положение, и связки их в этом положении фиксируют.

Примерно с 6 месяцев ребенок начинает самостоятельно садиться. Постепенно он может сидеть все дольше и дольше, не сгибая спину при этом, не округляя ее. И поэтому период формирования грудного кифоза продолжается с 6 до 8-12 месяцев (со времени, когда ребенок научается сидеть до его первых шагов).

Когда ребенок начинает стоять и ходить – примерно с возраста 9-12 месяцев (здесь сроки у всех еще больше могут различаться) и до возраста около 2 лет – формируется поясничный лордоз. В этот период ребенок продолжает учиться держать равновесие, может более глобально координировать свои движения.

Безусловно, на этом далеко не заканчивается формирование позвоночника – дальше происходит некоторое изменение формы позвонков, усиление их костных структур, срастание отдельных частей позвонков.

Виды нарушений

У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:

  • Лордоз. Позвоночник выдвинут вперед в поясничной области. При наклонах прогиб не изменяется. Дети постоянно ощущают тяжесть в нижней части спины.
  • Кифоз. Школьник сильно сутулится. Позвоночный столб искривлен в грудном отделе, спина круглая. У детей с кифозом часто болят ноги, спина, голова выдвинута вперед. Им сложно долго сидеть, бегать.
  • Сколиоз. Позвоночник кривится в левую или правую сторону. На третьей стадии заболевания признаки видны невооруженным взглядом. Это перекос плеч, наклон корпуса в одну сторону при сидении, ходьбе. Позвоночник на рентгеновском снимке выглядит как буква S или С.
  • Кривошея. Характерна для малышей грудничкового возраста. Неповоротливость головы, шеи формируется из-за долгого лежания в период новорожденности на одной стороне. Невылеченная кривошея провоцирует патологические изменения в процессе формирования позвоночного столба.

Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше.

На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

Рекомендации

Общие правила сохранения осанки, представленные ниже, будут полезны всем, вне зависимости от степени искривления позвоночника у человека.

  • Осанку при ходьбе всегда надо держать прямо, голова должна быть приподнятой, плечи развернутыми, живот втянутым.
  • При ношении тяжестей надо чередовать руки, чтобы не было одностороннего перекоса туловища.
  • Не сидеть на мягком сиденье слишком долго. Для сохранения правильной осанки, нужно чтобы спина была зафиксирована при сидении строго в вертикальном положении, не кривилась, не сутулилась.
  • Нельзя застужать спину, последствия могут быть самыми негативными: ослабнут мышцы спины и в дальнейшем позвоночник может подвергнуться искривлению.
  • Спать рекомендуется на непрогибающейся постели, желательно на специальных, ортопедических матрасах.

Люди, у которых есть отклонения в осанке должны заниматься специальными упражнениями для укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, грудных мышц и ног. Хороших результатов по исправлению осанки можно добиться, занимаясь танцами и плаванием. Важное значение правильной осанки в жизнедеятельности человека неоспоримо.

Почему ребенок не хочет сидеть

Если ребенок до 7-8 месяцев все еще не умет садиться, это может означать, что он развивается по своему личному темпу. Если кроха хорошо держит голову, но не умеет сидеть, нужно проводить курсы массажа, делать с ним гимнастику. Если малыш не умеет держать голову ровно, могут понадобиться помощь невропатолога, а также курс лечебного массажа.

Бывает, что причиной длительного нежелания младенца сидеть становится травма психологического характера. Это может быть сильный испуг, который малыш перенес ранее. Тогда потребность познавать новое будет угнетаться приобретенным страхом.

Почему ребенок не хочет сидеть

Дополнительная информация. Если ребенку страх мешает сесть самостоятельно, родителям необходимо запастись терпением, возможно, даже отложить все свои домашние дела и обратиться за консультацией к детскому психиатру или неврологу.

Мальчик с девочкой сидят

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде

выполняют задания.

Вариант 1.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать

мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и

поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кон-

цами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул,

затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и,

выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кру-

гом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в попе-

речнике 4 шага, обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной

руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бро-

сить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под пра-

вой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская

ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бро-

сив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторя-

ет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений

или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепен-

но усложняется — увеличивается количество бросков. Упражне-

ния выполняются последовательно одно за другим. На каждое

упражнение допускается по две попытки. За упражнение, пра-

вильно выполненное с первой попытки, участник получает два

очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает

набравший большее число очков.

Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети

делали их правильно. После того как дети ознакомятся с задани-

ями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнив-

шие задания, получают жетоны.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого

игрока назначают «Мастером мяча».

РАЗБЕЙ ЦЕЛЬ

Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм;

формирование правильной осанки; воспитание творческого ре-

шения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.