Как я перевела детей на семейное обучение

У меня трое детей. Двое из них — на семейном обучении.

У ребенка снижается мотивация к учебе

Чем больше родители будут задействованы в выполнение домашних заданий, тем меньше придется учиться их детям. Ребенок, мама и папа которого сидят рядом с ним пока он делает домашнее задание, и говорят ему, что именно нужно писать, контролируют каждое слово, имеют наименьшую мотивацию.

А вот дети, на которых родители не давят, более мотивированы к освоению новых знаний. Поэтому, помогайте своему ребенку только тогда, когда он просит вас об этом.

У ребенка снижается мотивация к учебе

Затем спокойно объясните ему, чего он не понимает, и ни в коем случае не используйте оскорбительные слова и не обижайте ребенка. При необходимости повторите несколько раз без нервозности и давления на дитя.

Лайфхак 1: Сначала отдых, потом уроки

Стремление сделать все как можно побыстрее понятно. Никому не хочется сидеть в ночи и перепроверять в десятый раз деление в столбик и морфологический разбор слова «подоконник». Но это так не работает.

Ребенку физически необходимо отдохнуть после школы.

Это может быть прогулка в парке, тихий час как в садике, даже если школьник уже перекочевал из началки в среднюю, или просто час ничегонеделания.

Компьютерные игры и залипание в смартфоне к отдыху не имеют никакого отношения. Они заставляют мозг работать и перенасыщают его информацией.

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.
Читайте также:  Выращивание топинамбура в огороде и в саду

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Ребенок не хочет учиться — что делать родителям

Нежелание детей учиться, вызвано разными причинами, разделить их можно на первичные и вторичные. Основными пререгативами отсутствия интереса к учебе и посещению школы являются потеря мотивации к изучению школьных предметов, наличие негативного опыта, связанного с необходимостью придерживаться строгого режима дня, а также плохие отношения с одноклассниками или педагогами.

Вторичные причины, которые привели к тому, что ребенок отказывается учиться в школе это:

  • Негативная семейная ситуация
  • повышенная эмоциональная и физическая нагрузка, связанная с большим количеством внеклассных или дополнительных занятий
  • переоцененное чувство ответственности, что приводит к чрезмерной нервозности
  • изменение среды обучения — переход в другую школу, класс, смена учителя, режима дня.

Довольно сложно определить настоящую причину, но тщательное, ненавязчивое наблюдение может в этом помочь. При определении проблем, влияющих на негативное отношение учащегося к школе и образованию, необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности личности, такие как физическое, психическое развитие и характер ребенка.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Большинство детей просыпаются каждое утро без настроения только потому, что им надо идти в школу. Почему так происходит? Ведь родителям кажется, что в школе так интересно, можно столько нового узнать, пообщаться с друзьями. Но на самом деле в глазах ребенка поход в школу не выглядит столь радужно.

Мы выделили несколько основных причин, из-за которых ваше чадо может проявлять нежелание учиться в школе:

  1. Если ребенок учится еще в младших классах, то ему обычно интересно. Однако, если вы отправили его в школу в слишком раннем возрасте, он мог еще эмоционально быть не готовым к тому, что от него будут требовать. Ведь все, чего хочет душа пятилетнего ребенка – играть, прыгать, бегать, но никак не сидеть за партой и зубрить уроки, которые он еще не способен понять.
  2. В подростковом возрасте причины уже более сложные. Ребенку может не нравиться класс, в котором он учится, потому что у него не получается найти общий язык с одноклассниками. Кроме того, у него могут возникать частые конфликты с учителями, которые не хотят к нему искать подход и требуют от ребенка того же, что и от всех детей.
  3. Ребенок может отказаться ходить в школу, если ему пришлось пережить тяжелую для него стрессовую ситуацию. Это может быть переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого родственника или домашнего питомца.
  4. Если ребенок болезненный, то у него априори не может быть сильного желания ходить в школу, особенно когда пришлось много занятий пропустить, а потом все самостоятельно изучать. Чувство того, что он от всех отстает в классе, только сильнее закрепощает ребенка.
  5. Если ребенок постоянно слышит в свой адрес, что он бестолочь, а вот его сосед по парте молодец, то его это может только унизить и обозлить. Не получится таким образом мотивировать гордого ребенка, у которого еще не до конца сформировалась психика. Детский максимализм на фоне постоянных унижений только усугубит ситуацию, и ребенок начнет в открытую уже пропускать уроки и не выполнять того, что задается на дом.
  6. Если родители никак не реагируют на успехи ребенка, то у него просто нет мотивации учиться. Пока это будет продолжаться, желания ходить в школу и добиваться чего-то высокого у ребенка не возникнет.
  1. Если заставлять ребенка учить предметы, которые ему не нравятся, то от этого его успеваемость не повысится, да и в целом желание ходить в школу пропадет. Ничем и никому дитя не обязано. И если ему больше хочется заниматься математикой, а не литературой, то стоит ему это позволить, иначе стремление выучить досконально хотя бы одну дисциплину таким образом можно легко и просто отбить.

Дети в своем поведении руководствуются только тем, что заложено в них природой. Поэтому всем родителям нужно, прежде всего, задуматься, стоит ли заставлять ребенка учиться. Лучше помочь ему разобраться, для чего нужно ходить в школу, чтобы у него сформировалось правильное восприятие. Далее мы расскажем вам, как это можно сделать.

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.

Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.

Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».

Права детей до 18 лет

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.

Читайте также:  Как выращивать качественную спаржу на даче?

Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.

Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.

В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.

Сборы в Леонидио (Греция) весной 2018. Майских выходных нам тоже не хватило

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Сборы в Марокко проходили осенью 2018. Мы пропустили в школе неделю — не уложились в каникулы

Почему дети не хотят делать уроки

Однако, количество семей, где дети охотно желают делать уроки, становится всё меньше и меньше. В основном, можно наблюдать абсолютно обратную реакцию на призыв к выполнению домашнего задания: дети до последнего откладывают подготовку уроков, родители, не разбираясь в причинах отказа детей сесть за учебники, применяют к своим сыновьям и дочерям воспитательные методы, угрозы, дисциплинарные взыскания и пр. В такой ситуации вся семья находится в истерике и панике, порождая неврозы у родителей и детей. И дети соглашаются сесть за учебники, боясь получить наказание или лишиться родительской любви, что является трагедией для каждого ребёнка. Поэтому важно разобраться в причинах, из-за которых дети не хотят делать уроки.

Причина 1

Одна из причин нежелания детей вовремя выполнять домашнее задание – это просто банальная лень. Большинство родителей придерживается мнения, что их сын или дочь «патологические лентяи», ставя своим детям соответствующий «диагноз».

Но в то же время с удивлением можно заметить, что дети только лишь отказываются делать уроки, а всё остальное, не связанное с учёбой, у них прекрасно получается. Например, дети с удовольствием гуляют, рисуют, играют, читают, помогают родителям по дому, посещают курсы и кружки, смотрят кино, слушают музыку, осваивают компьютер и т.д.

В этих случаях родители должны привлекать детей к подготовке уроков путём игры, творчества, импровизации и фантазии, и доходчиво объяснять своим сыновьям и дочерям, что выполнение домашнего задания – это только их обязанность.

Причина 2

Вторая причина, из-за которой дети не желают делать уроки – это боязнь ошибиться или потерпеть неудачу в каком-либо деле. Иногда родители, помогая своим детям в выполнении домашнего задания и контролируя процесс его подготовки, заставляют их переделывать уже выполненную работу, до тех пор, пока не увидят её идеального вида. В результате дети ощущают себя бездарными со «штампом» «не годны».

И ещё дети боятся, что родители их отругают и накажут за плохие оценки в школе. В таком случае родители должны убеждать своих детей в обратном и настраивать их только на позитив

Причина 3

Существует ещё одна причина нежелания детей делать уроки – это непонимание школьниками какого-либо предмета. Многие школьники испытывают трудности в освоении какой-либо школьной дисциплины и всячески игнорируют домашние задания по ней.

В этой ситуации родители должны сначала сами объяснить непонятные их детям моменты в школьных предметах, а потом по надобности нанять своим сыновьям и дочерям репетитора, записать их на какие-нибудь кружки или курсы или организовать дополнительные занятия в школе с учителем.

Причина 4

Четвёртая причина отказа детей от подготовки уроков – это нехватка внимания и ласки к ним со стороны родителей. В таких ситуациях, добиваясь того, что чтобы мама или папа уделили своему сыну или дочери какое-то время, дети начинают прибегать к разного рода приёмам, одним из которых является затягивание с выполнением уроков.

В данном случае родителям следует пересмотреть своё поведение и чаще интересоваться личной и школьной жизнью детей.

Причина 5

И последняя причина отлынивания детей от уроков – это неумение, нежелание, неспособность и боязнь учить уроки самостоятельно. Некоторые родители, позволяя детям лишний раз отдохнуть, начинают делать домашнее задание за них или вместе с ними. А ребёнок получает похвалы в школе от учителя за сделанное дома родителями задание.

В итоге дети начинают понимать, что людей, которые всегда готовы помочь, можно использовать в своих корыстных целях и интересов. Если в семье подготовка уроков за детей регулярная, то придётся изменить «образ жизни» и установить для детей новые правила выполнения домашнего задания, объясняя им, что делать уроки должны только сами школьники.

Если дети не соглашаются с новыми порядками и методы воздействия родителей на них исчерпаны, то смело можно к ним применять воспитательные методы и дисциплинарные взыскания. Например, можно запретить детям играть, гулять, рисовать, читать, включать компьютер, смотреть кино и слушать музыку, пока уроки не будут сделаны или лишить их на какое-то время карманных денег. Как правило, дети соглашаются сесть за учебники ради приятного бонуса или вознаграждения за свой труд.

Средняя школа: новые условия

Переход в среднее звено связан с большими переменами. Вместо одного учителя появляется сразу несколько. Важнейшую роль здесь будет играть новый классный руководитель и то, насколько он сможет создать условия защищенности и безопасности в коллективе.

Ребята с анальным вектором труднее других адаптируют перемены в целом. Могут скучать за прежним учителем. Будет хорошо, если вы сохраните с этим педагогом общение и эмоциональную связь: он сможет поддержать и подбодрить ребенка.

Читайте также:  Лучшие 22 умных товара с Алиэкспресс в 2020 году

Для любых детей при переходе в среднее звено многое будет зависеть и от навыков социальной адаптации. Если с этим раньше уже были проблемы, то необходимость адаптироваться к нескольким новым учителям еще добавит трудностей.

Когда подросток не хочет учиться

Средняя школа: новые условия

Подростковый возраст самый непростой в становлении личности ребенка. В этот период учеба неизбежно отодвигается на второй план, а на первый выходят попытки «ранжирования» в среде ровесников.

Мальчики пробуют занять свое место в социальной лестнице. А девочки природным образом пытаются «брачеваться», то есть стремятся понравиться мальчику, привлекать к себе интерес.

Это природный механизм: ведь с окончанием пубертата ребята выйдут во взрослую жизнь, а подготовка к ней возникает чуть раньше. Однако родители всерьез беспокоятся: ведь учеба — необходимо условие, чтобы самостоятельная жизнь детей в будущем сложилась успешно и счастливо.

Огромную роль в такой период играет эмоциональная связь детей с родителями. А еще — психологическая компетенция взрослых, их способность создать такие условия, чтобы желание учиться у ребенка не угасало, а способствовало максимальному развитию врожденных свойств — это залог будущей счастливой взрослой жизни человека.

Чего нельзя делать родителям

Нередко стремление учиться у детей отбивают сами родители. Идущие в школу «первоклашки» имеют высокий уровень учебной мотивации, их воображение наполнено волнующими надеждами и приятными ожиданиями. Они готовы к получению новых знаний. Но в некоторых случаях такой задор пропадает уже через полгода.

Причиной этих проблем являются следующие неправильные действия взрослых:

  • силовое принуждение к урокам, запугивание;
  • внушение детям чувства вины;
  • завышенные требования;
  • высмеивание неудач, сравнивание с другими школьниками.

Дети подсознательно ожидают похвалу за каждое удачное действие. Если вместо поощрения и похвалы взрослые прибегают к обидам, необоснованным наказаниям, ругают за плохие оценки, то это их самая большая ошибка. Любое усилие, усердие в учебной работе должно оцениваться положительно. Это – залог высокой учебной мотивации.

Нельзя принуждать малыша после школы сразу делать уроки. Сначала нужно дать ему отдохнуть, отвлечься, заняться любимым делом, поиграть. В противном случае усталость, рассеянность приведет к полной утрате учебной мотивации.

Большой проблемой может стать «навешивание ярлыков». Если с раннего возраста считать ученика неспособным, то мотивация у него не будет развиваться. Правильно будет придерживаться правила, которое сформулировал еще Гете. Оно гласит: «Нужно воспринимать человека не таким, каким он есть на данный момент, а таким, каким он может стать в лучших своих проявлениях».

ВЫХОД ЕСТЬ!

Взять ремень и выпороть или поставить в угол на колени, на гречку — или заставить эту гречку перебирать?

1. Вообще-то в слове «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения.

Психологическое давление — инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда младший безоговорочно подчиняется старшему. Горькая ирония в том, в своих методах воспитания мы тоже впадаем в крайности — то нам жалко детей и мы хотим им дать свободу, то мы обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…

2. Верный путь стимулировать обучение — это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок…» «Иди, попробуй сделать это сам!» «О, как интересно… Беги ко мне!» Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!», «А я и не знала, что ты можешь так рисовать (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, складывать игрушки)!» Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.

3. Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю… Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно…», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!»

4. Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два…», «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!», «Что было самым трудным?», «Я уверен, что дальше будет интереснее!»

5. Но точно так — открыто и внятно — нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте на удачу! Иногда одобрение — это аванс, а иногда — подсказка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал…», «Молодец, это интересное решение!», «Хороший ход. Умно…», «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!»

6. Неплохо измерить IQ ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс ребенка, понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать ребенка нужно на постоянные и систематические усилия.

7. Ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависят от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми — это слишком сложная, ответственная и… размытая мотивировка. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве дети живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что, если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!»

воспитание детеймотивацияпсихологические установкисемейный сценарийшкола