Как выучить с ребенком алфавит – советы родителям

Многие родители нередко задают вопросы, что дает алфавит маленьким детям и зачем его учить. Несмотря на то, что на изучение данной темы отводится чуть ли не весь первый класс, начинать обучение алфавиту стоит уже в раннем возрасте.

Методики изучения алфавита

Под изучением алфавита нужно понимать не только правильное называние букв алфавита, но и в будущем умение ребёнка узнавать буквы и звуки, которые они обозначают в устной и письменной речи.

При работе с самыми маленькими (2, 3, 4 года) не рекомендуют вдаваться в подробности звукового анализа букв алфавита. Не забивайте голову малыша гласными и согласными, твёрдыми и мягкими звуками. Это он выучит, когда подрастёт. Главная задача научить малыша визуально запомнить букву, называть её и узнавать в различных словах.

Обучение алфавиту

Родитель должен понимать, что при изучении букв ученик должен не только видеть их, а ещё иметь возможность взять в руки, потрогать, услышать. Здесь помощниками станут различные карточки с написанными буквами, наборы из всевозможных материалов (пластмасса, дерево). Имея эти наглядные пособия, дети могут смело находить нужную букву из ряда других, складывать из них свои первые слова.

Многим детям при изучении помогают картинки – аналогии. Большинство пособий уже продаются с такими картинками, если же у вас нет похожего пособия, его можно сделать собственными руками. К букве, написанной или напечатанной на листе бумаги прикрепите картинку, она поможет малышу вспомнить букву, это не обязательно должно быть, как в букваре, когда слово начинается на нужную вам буквы алфавита, картинка может отображать действие предмета, начинающегося на нужный нам звук. Например, буква «Ж», прикрепите возле неё жука, который делает «жжж», или возле «С» можно прикрепить воздушный шарик, он, когда сдувается образует звук «ссс». Подобную картинку можно прикрепить к каждой букве. Ещё существуют пособия, которые при нажатии на букву называют её, поют соответствующую песенку, подбирают нужные слова. Учить детей становиться легче.

При изучении новой буквы рисуйте её изображение, научите лепить из пластилина, теста, дети обязательно должны повторять её, пойте песенку буквы вместе с детьми, прицепите изображение на холодильник, магнитную доску, перед глазами могут находиться предметные картинки с нужными нам звуками, лучше иметь подписанные изображения, дети любят находить в этих записях уже изученное, возвращайтесь к изображениям в течение дня, вспоминайте то, что уже было изучено раньше.

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Играем в прятки

Эта игра отлично подходит как для самых маленьких детей, так и для детей постарше.

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Возьмите самодельную букву среднего размера (не маленькую), хорошенько спрячьте ее и попросите ребенка отыскать.

Можете предложить свою помощь и попробовать поискать букву вместе.

Когда ребенок найдет, не забудьте напомнить, как данная буква называется. Игра доставит море удовольствия и вам, и вашим детям!

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Играем в «волшебный» мешочек

Возьмите мешочек, положите в него магнитную азбуку или самодельные буквы. Для этой игры прекрасно подойдут тактильные мешочки в виде букв. Опустив руку ребенка в мешочек, попросите его взять одну фигурку и изучить ее на ощупь; пусть назовет, какая именно буква окажется у него в руке. Затем вытащите и вместе проверьте. Берем в руки предмет, громко и четко называем его

В ходе игры ребенок должен внимательно слушать, как звучит слово, а затем ответить на вопрос, присутствует ли искомая буква в словах. Например, на вопрос, есть ли буква «р» в словах «трактор», «кран», «грузовик», ребенок должен ответить да.

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Находим буквы в окружающих нас предметах

Позвольте ребенку внимательно рассмотреть окружающие его предметы. Обсудите с ним, на какую букву похожи игрушки, предметы в быту и на улице. Дом из конструктора похож на букву Д, ракета – на букву А, мяч – на О, гриб – на Т, бабочка – на Ж и т. д. Смело проявляйте фантазию!

Читайте также:  Изысканные и женственные синие платья 2020-2021

Красочный алфавит

Игры, с помощью которых можно легко и быстро выучить буквы с ребенком

Сопоставляем буквы

Напишите ребенку одну букву или слово на бумаге и попросите отыскать соответствующую(ие) букву(ы) в магнитной азбуке. Можно попросить сравнить большие и малые буквы алфавита.

Выводы

  1. Алфавит и азбука имеют одинаковый буквенный состав, однако отличаются историей возникновения.
  2. Азбука была разработана на основе старославянского языка и имела символическое наименование каждой буквы.
  3. Алфавит содержит только графическое изображение букв, без дополнительной ассоциативной информации.
  4. Современная азбука максимально упрощена и приближена к алфавиту, но в ней применяются иллюстрации и другие наглядные материалы, способствующие быстрому запоминанию букв, а также приобретению устойчивых навыков чтения и письма.

Небольшой вывод. Сходства и отличия азбуки и алфавита

  1. Имея одинаковый для конкретного языка буквенный состав, алфавит и азбука отличаются каждый собственной историей возникновения.
  2. Разработанная на основе предшествовавшего современному русскому старославянского языка, азбука отличалась символическим значением каждой из входящих в нее букв.
  3. Алфавит, в отличие от перегруженной ассоциативной информацией азбуки, состоит из одного только перечня букв языка и соответствующих им звуков.
  4. Сегодняшняя азбука предельно упрощена и по своей структуре приближена к алфавиту. Отличают азбуку как книгу для изначального обучения грамоте иллюстрации, стихотворения, другие наглядные либо иного рода материалы и приемы, облегчающие запоминание буквенных символов и последующее соотношение их со звуками живой речи. Эти дополнения обеспечивают вырабатывание учеником устойчивых навыков письма и чтения, так необходимых каждому современному человеку.
  5. Слова «азбука» и «алфавит» обладают каждое несколькими присущими только ему значениями. К примеру, у музыкантов есть термин «нотная азбука» (но не алфавит!). А вот фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту (но никак не по азбуке!).

ЯзыкиКомментировать

Нумерология ФИО

Узнать, что означают фамилия, имя и отчество человека, можно, руководствуясь нумерологией, разложив все буквы по числовым значениям.

Таблица для расчёта числа фамилии

Чтобы получить требуемое значение потребуется сложить все цифры и свести их к однозначному показателю.

Например, имя Анна выглядит так:

  • 1+6+6+1=14;
  • 1+4=5.

Аналогичным способом требуется сложить полное имя.

К примеру, Иванова Анна Ивановна:

Нумерология ФИО
  • Иванова — 1+3+1+6+7+3+1=22;
  • Анна — 1+6+6+1=5;
  • Ивановна — 1+3+1+6+7+3+6+1=28.

Алгоритм действий при подсчете таков:

  1. Складываем числа фамилии, имени и отчества. 22+5+28=55.
  2. Приводим получившееся значение к общей сумме. 5+5=10.
  3. Получаем однозначное число путем сложения цифр двузначного. 1+0=1.

Михаэль Лайтман рассказывает о цифровом значении букв:

Значение чисел

Расшифровка согласно нумерологии приведена в таблице:

Цифра Значение
1 Если имя, фамилия и отчество сложились в единицу, скорее всего, человек:
  • прирождённый лидер;
  • предпочитает единство;
  • ценит семью;
  • с лёгкостью принимает решение;
  • готов вести за собой;
  • обладает силой воли.

Он крепко ощущает связь с родом и родителями.

2 «Двоечники» — люди:

  • самостоятельные;
  • ответственные за поступки;
  • способные принимать решения, но сомневающиеся в себе.

Таким людям нельзя позволять другим руководить собственной судьбой. Все что происходит с ними — результат их решений.

3 «Тройку» ожидают испытания. Для получения желаемого человеку потребуется хорошо постараться. Обретя свое, он часто бывает недоволен. Ему необходимо научиться правильно выбирать цели, а при их достижении — пути решения с наименьшими потерями.
4 Когда носитель «четвёрки» все делает верно, цифра защищает его до тех пор, пока он не достигнет наивысшей точки развития. Такие люди стремятся к совершенствованию во всех сферах деятельности и стараются доводить начатое до конца.
5 «Пятёрка» наделяет свободой воли. Люди с кодом фамилии 5 добьются ошеломляющих успехов при условии, что с уважением отнесутся к окружающим.
6 У «шестёрок» сильная защита от высших сил, которой человек обязан предкам. Им сопутствует везение, заработанное родом. Они могут только подумать о чем-то, им все даётся. При определённом стечении обстоятельств человек не реализуется как личность, пользуясь наработками других.
7 «Семёркам» показано прийти в веру. Они умны и прозорливы, но только религия способна дать им правильный вектор развития. Это личности ума и познания, они постоянно самосовершенствуются.
8 «Восьмёрки» ответственны за судьбы родных и близких, поэтому, принимая решение, они должны все учитывать и тщательно взвешивать решение.
9 Испытания, которые выпадут на долю «Девяток», призваны помочь определиться с местом в жизни. При попытке их избежать, личность ждут тяжёлые последствия, которые могут отразиться на следующих поколениях. В любом случае ему вместе с испытаниями даются силы для их преодоления.

Пятибуквенные

Имена из пяти букв являются самыми распространенными, срединными и оптимальными. Особа с пятибуквенным именем хорошо впишется в любую компанию.

Больше всего эти наречения подходят мужчинам. Социальная активность и исполнение общественного долга — это те черты, которыми они наделяют личность. Владелец имени всегда соответствует установленным в обществе правилам. На таких людей возлагается роль общественного лидера и примера для всеобщего подражания.

Из-за нечетного количества букв эти имена меньше подходят женщинам, так как обладают слишком активным ритмом проявления в социуме. Поэтому девочке лучше давать шестибуквенные имена.

Способы запоминания букв алфавита

При изучении букв нужно использовать различные игровые методы. Многочисленные пособия и разработки помогут в этом.

1. Говорящая азбука

Для самых маленьких подойдёт говорящая азбука. Она может быть в форме плаката. Ребёнок нажимает на букву, голос её озвучивает и называет слово. Бывают говорящие азбуки в форме книжек. Этот формат удобнее для малыша. Дети любят подолгу нажимать на кнопки. При этом происходит непроизвольное запоминание. Однако надеяться исключительно на говорящую азбуку не стоит. Её полезно иметь как дополнение к основным занятиям или использовать как подготовку к ним.

2. Магнитная азбука

Это пластиковые буквы на магнитах. Их можно крепить на специальную доску либо просто на холодильник. Недостаток такой азбуки – буквы в единственном числе, нельзя составить слово с повторяющимися звуками. В остальном она хорошо зарекомендовала себя для изучения алфавита дошкольниками. Буквы магнитной азбуки можно обводить на бумаге. Ребёнку полезно обводить букву пальчиком. Так формируется зрительный образ буквы и соответствующее ему движение руки.

3. Букварь или азбука

Обучение буквам с букваря лучше начинать с 5-6 лет. В это время детям особенно нравится всё «взрослое». Работа с книгой будет встречена положительно. Букварь не должен быть единственным источником информации. Букварь даёт ориентир для родителей – в какой последовательности изучать буквы, как работать со слогами, какие слова читать и т. д. Буквари, адаптированные под домашние занятия, содержат рекомендации для родителей.

4. Карточки с буквами

Их можно использовать с любого возраста. На карточке обычно нарисован предмет на заданную букву. Детям нравится рассматривать и раскладывать карточки с картинками. При изучении буквы нужно вывешивать её на видное место. В течение дня рекомендуется напоминать о ней ребёнку, предлагать назвать пару слов на эту букву.

5. Алфавит для детей с картинками по названию буквы

Это обычный алфавит, только рядом с каждой буквой нарисована картинка. Есть тематические подборки, например: «Животные», «Транспорт», «Профессии» и т. д. Дополнительно развивается кругозор и словарный запас.

Три буквы и ещё тридцать, или Какие тайны хранит история алфавита?

Историю о том, как Кирилл и Мефодий создали кириллицу, которая после многих изменений стала привычным нам алфавитом, знают многие, ведь именно этих святых чествуют в День Славянской Письменности. И, кажется, что нечего и говорить об этих тридцати трех буквах — ведь всё давно известно. Но ведь на самом деле интересных фактов в истории нашего алфавита очень много.

Кириллица и глаголица Сейчас мы пользуемся кириллицей с четким — ничего лишнего — начертанием и чувствуем себя при этом прекрасно, а ведь начиналось все с более сложного алфавита — глаголицы. Ее буквы необыкновенно замысловаты, с завитками и петельками.

Старинных текстов, написанных глаголицей, больше у западных и южных славян, а кириллица была больше распространена на Северо-Востоке Руси. Чрезмерная усложненность графики глаголических букв стала большим препятствием для переписчиков священных книг.

Тщательное вырисовывание завитушек требовало от них много времени и усердия.

Глаголица была неудобна в деловой и гражданской жизни, тяжко усваивалась учениками. Все это предопределило ее забвение. А кириллица, более удобная в обиходе, быстро завоевала позиции в литературе и широкой переписке между людьми.

Несмотря на немалую разницу между двумя алфавитами, иногда в одном и том же тексте использовали и ту и другую азбуку. На развалинах Симеоновской церкви в Преславе встретилась надпись, относящаяся примерно к 893 году.

В ней верхняя строка выполнена глаголицей, а две нижние — кириллицей.

Таинственное послание Русская азбука — уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Только в ней есть смысловое содержание. Привычный набор букв на самом деле представляет собой ни что иное, как «послание к славянам».

У каждой из букв кириллицы есть свое название. Именно из них это послание и состоит. Если верно прочесть названия букв алфавита подряд, получится такой текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

По поводу перевода этого теста на современный русский язык до сих пор ведутся споры. Впрочем, позиции исследователей различаются, как правило, только в деталях.

Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо это достояние.

Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

А вот этой буквы нам не надо, или Как правители буквы меняли С X века, когда Кирилл и Мефодий создали алфавит, он претерпел очень много изменений. Одни буквы исчезли, другие появились взамен них. Давайте разберемся — какие и почему. В 1708—1711 гг.

Пётр I предпринял реформу русской письменности. Он устранил надстрочные знаки и упразднил несколько букв, а также узаконил другое начертание оставшихся (приближенное к латинским шрифтам того времени). Так в обиход вошел гражданский шрифт. Этим шрифтом с минимальными изменениями начертаний мы пользуемся и поныне.

За три века русский алфавит претерпел еще несколько реформ. Количество букв в основном уменьшалось, хотя были и исключения: в азбуку были внесены буквы «э» и «й» и буква «ё», появление которой связывают с именами Н. Карамзина и княгини Е. Р. Дашковой. Последние крупные изменения были сделаны в 1917—1918 гг. Тогда и появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Дорогая буква Необходимость твердого знака в русском алфавите сейчас не оспаривается никем. Ведь он выполняет вполне определенные функции, например, отделяет согласную приставки от гласной корня в таких словах, как съезд и съесть.

А до реформы 1917−1918 гг. он назывался «ер» и писался в конце слов после твердой согласной, не неся при этом особой смысловой нагрузки. Однако при этом он занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей.

Без алфавита современному человеку никуда. Не только потому, что без этих палочек, колечек и крючочков не будет никакой письменности (ни газет, ни книг, ни — какой кошмар! — интернета). Но и потому, что слишком уж мы привыкли к выражениям вроде «от, А до Я» или «Я — последняя буква в алфавите», и заменить на что-нибудь вроде «Z — последняя буква в алфавите» не получится никак.

И в заключение — крылатые выражения об азбуке: Азбучная истина. Начинать с азов. От аза до ижицы (современный вариант — «от, а до я»). Ходить буквой Г. Я — последнее слово в алфавите (ответ: да аз — первое). Сказал «а», придется сказать и «б».

Прописным азом ноги растопырить.