Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Пошаговая инструкция

Детская психика – очень хрупкий и сложный механизм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самое минимальное и незначительное влияние негативных факторов окружающей среды может вызвать серьезные сбои в нормальном развитии и функционировании этого механизма.

Вопрос о наказаниях. Следствия непослушания

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря ни на какие ухищрения, ребенок не подчиняется? Прежде всего хочу вас заверить, что при соблюдении всех пяти правил о правилах, а также всего того, что мы прошли в предыдущих выпусках, число непослушаний вашего ребенка сократится во много раз, если вообще не исчезнет. И тем не менее от недоразумений никто не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение. Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного. Единственный вариант физического воздействия, который не вызывает сомнения, — это обуздание разбушевавшегося ребенка. Однажды мне довелось быть свидетелем именно такой сцены. Дело было в Америке. Тринадцатилетний Джон, поджидая мать в машине около дома, захотел завести мотор. Машина, стоявшая на включенной скорости (это он упустил из виду), дернулась, проломила забор и стукнулась в ствол дерева. Все произошло так неожиданно и молниеносно! Подросток, весь красный и дрожащий, выскочил из машины и влетел в дом, бормоча под нос: «Что я наделал!», «Что я наделал!». Его младшая сестра, видевшая все из окна, встретила его каким-то едким замечанием — и была отброшена на пол. На ее крик появилась мать. Увидев состояние Джона, она схватила его за руки и резко усадила на диван. — Пусти, — вырывался Джон. — Нет, — твердо говорила мать, — я буду тебя держать, пока ты не придешь в себя. — Нет пусти, — бился Джон, — не имеешь права! Это насилие! — Нет, Джон, — спокойно, но внушительно говорила мать, продолжая крепко его держать. — Я не могу отпустить тебя сейчас, я сделаю это, как только ты будешь способен себя контролировать. Сейчас ты этого пока не можешь. — Но ты не знаешь, что я наделал! (К тому времени из коротких фраз окружающих мать поняла, что случилось.) — Знаю, Джон. Ты сломал забор и стукнул машину. Но это не самое главное. Для меня главное сейчас, чтобы ты взял себя в руки. Я тебя не наказываю, а помогаю прийти в себя. Когда ты успокоишься, мы поговорим о машине. Признаться, для меня это был запоминающийся урок мудрого и достойного обращения матери с подростком в острой ситуации. Вы скажете, что здесь нет никакого наказания. Да, пожалуй. Хотя здесь описан именно такой случай, когда наказание приходит в голову родителю прежде всего. Однако в той ситуации Джон был наказан случившимся, а мать увидела свою роль в том, чтобы помочь ему извлечь из этого урок. Таким образом, мы снова встретились с вопросом об отрицательных результатах действий ребенка: стоит или не стоит их допускать? Мы уже говорили, что стоит, чтобы ребенок мог учиться на ошибках. Теперь можем прибавить: стоит, ради воспитания уважения к дисциплине. Естественное следствие непослушания — это один из видов наказания, исходящего от самой жизни, и тем более ценный, что винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя. Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший «двойку» за невыученный урок, может быть, впервые почувствуют смысл и жизненную необходимость родительского требования. Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений. К тому же мы все равно никогда не сможем «постелить соломку» всюду, где наш ребенок может «упасть». Зато потом, когда его постигнет неудача, можно очень помочь ему. Активное слушание здесь незаменимо. Напомню вам, что оно помогает ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося. Хотя порой родителю и хочется сказать: «Я же тебя предупреждал…», «Не послушался — пеняй на себя». Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям; в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту. Второй тип наказания — более привычен, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения: «Если ты не…, то…», а кончается выполнением обещанного. Например: «Если ты не прекратишь грубить, я поставлю тебя в угол»; «Если ты не уберешь комнату, не пойдешь гулять». Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Как к ним относиться? Думаю, их все равно не избежать. Однако прежде всего важно обсудить, в чем родители видят смысл наказания и «механизм» его действия.

Воспитание без наказания: плюсы и минусы

По поводу наказания мнения людей разделились: есть как его сторонники, так и противники. Но согласитесь, время всё расставляет на свои места и что оно показывает? Если не наказывать ребенка за проступок — это рецепт по взращиванию эгоиста (большинство случаев). Чадо привыкает, можно делать что хочется, вести себя как хочется. Постепенно это становится нормой его жизни.

Сначала дитятко просит, затем, подрастая, начинает требовать, а повзрослев, берет силой, что ему нужно. Согласитесь, когда человек требует, не учитывая чувств или возможностей других — это форменный эгоист.

Когда человек думает только о себе, считая себя центром вселенной не интересуясь мнением других, он становится эгоистом. Если не наказывать, то дети вырастают безвольными людьми или с чувством вседозволенности.

Если воспитывать детей без наказания, тогда пострадают сами дети. Так как вырастают совершенно бесконтрольными людьми, привыкшими делать всё, чего им вздумается. У них отсутствует правильное понимание хорошего и плохого.

Стоит заметить: традиционно российское воспитание всегда подразумевало определенную строгость. Где под строгостью подразумеваются какие-то ограничения, правила даже шлепки в крайних случаях, но без насилия.

Рекомендуем узнать: Как отцу правильно воспитывать своего сына?

Когда наказывают, а способы наказания ребенка бывают разными, то дети получают пользу. Это подобно подрезке деревьев. Чтобы дерево лучше росло, ему отсекают нежелательные ветки, стимулируя, таким образом, рост оставшихся веток. Также и с детьми, если отсекать неправильные наклонности, наказывая детей за плохие поступки, то родители помогают им расти в правильном направлении.

Наказание приводит к хорошему результату. Дети учатся отвечать за свои поступки, думать о чувствах других. Также вырастают сильными, ответственными, более успешными людьми.Вывод: Наказывать нужно, только делать это необходимо правильно и разумно.

В этом видео педагог и писатель Т. Шишова объясняет, что без разумного наказания невозможно воспитать из малыша человека.

✔ Признаки родительского висхолдинга

Многие мамы и папы гордо и во всеуслышание заявляют о том, что они никогда не били своего ребенка и никогда в жизни его не ударят. Это очень похвально, но эти же родители, которые демонстративно повесили ремень на гвоздик и выступают против телесных наказаний, используют множество других приемов, не менее разрушительных для детской психики.

Существует множество признаков родительского висхолдинга. Рассмотрим самые распространенные и актуальные из них!

Переход на другую тему во время разговора с ребенком. Это один из основных признаков висхолдинга взрослых по отношению к ребенку. Малыш подходит к родителям и начинает эмоционально рассказывать о том, что в школе его обижает одноклассник, а учительница делает вид, что ничего не происходит. Родители же, выслушав своего школьника, начинают упрекать его в том, что он слишком много времени проводит за компьютером. Вот если бы он занимался спортом, как сын соседей, и больше времени проводил на свежем воздухе, то смог бы без особого труда дать достойный отпор любому хулигану.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

Родители пытаются настойчиво утешить ребенка. Взрослые чаще всего не говорят малышу, чтобы он немедленно прекратил плакать, возмущаться, обижаться и т.д. Они просто очень настойчиво пытаются его утешить и доказать, что никакие проблемы не стоят таких уж сильных эмоций. Они советуют малышу не убиваться так сильно и по таким мелочам и пустякам.

Некоторые родители удивляются, почему малыш так расстроился. Они рассказывают ему о том, что в их жизни бывали и не такие ситуации, и ничего, все обошлось и вернулось на круги своя.

Хотя такое родительское поведение можно и принять за попытку утешить и приободрить ребенка, но только на первый взгляд. На самом же деле родители, практикующие висхолдинг по отношению к своему малышу, пытаются как можно быстрее «замять» негативные эмоции крохи и отделаться от них, чтобы не вникать во все это и не брать на себя ответственность.

Родители открыто демонстрируют свое нежелание вникать в проблемы ребенка. Пока ребенок пытается поделиться с мамой и папой своими переживаниями, они демонстративно не слушают его, переговариваются между собой, пялятся в экран телевизора, компьютера или смартфона, читают книги или газеты и т.д.

✔ Признаки родительского висхолдинга

А когда ребенок окончательно им надоедает, они просто отправляют его в детскую комнату, произносят одну из манипулятивно-токсичных фраз или используют любой другой вид наказания, лишь бы малыш замолчал и оставил их в покое.

Родители не воспринимают желания и потребности ребенка всерьез. Взрослые в очень мягкой и деликатной форме объясняют малышу, что его заветные желания не соответствуют реальному положению вещей. Все то, чего он хочет, на самом-то деле ему совсем не нужно. Так как малыш – существо несмышленое и неразумное, то он и не может понять, как правильно нужно жить и какие эмоции нужно испытывать.

Родители будут виртуозно играть на чувствах ребенка и терпеливо доказывать ему, что все умные и хорошие дети хотят получить в качестве новогоднего подарка не очередную игрушку, о которой малыш мечтает вот несколько месяцев подряд, а новую куртку или учебник по математике.

Родители дают ложные обещания ребенку. Взрослые, желая отделаться от ребенка и его детских проблем, прерывают разговор и, ссылаясь на важные и неотложные дела, обещают ему обсудить эту тему в будущем. Свои заведомо ложные обещания родители выполнять не собираются.

Родители прямо отказываются от диалога с ребенком. Иногда взрослым надоедает отшучиваться, отвечать насмешками или упреками на вопросы малыша, поэтому они просто отказываются общаться с ним. Как только ребенок подходит к взрослым и начинает с ними диалог, они сразу же наказывают его и отправляют куда подальше. Родители убеждают малыша в том, что у них совершенно нет времени на пустые разговоры, или же просто игнорируют и смотрят на него так, будто он пустое место.

Родители прививают ребенку беспочвенное чувство вины. Если шутки, сарказм, токсичные фразочки и наказания не помогают, а ребенок продолжает доставать взрослых своими проблемами, то родители могут заставить его испытать беспричинное чувство вины.

Они резко становятся «больными» и обвиняют малыша в том, что он и его эмоции вызывают у них приступы мигрени, повышают артериальное давление, учащают сердцебиение и т.д.

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Читайте также:  Какие лоферы уже не в моде — антитренды 2020

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Правила для эффективного наказания

Убедитесь, что все способы влияния испробованы и не один раз. Еще раз объясните правила и ваши требования, убедитесь, что правила ребенку понятны и известны.

  • Научитесь отделять ребенка от его поступков! Помните, что ребенок и его проступок это разные понятия, ребенка вы любите всегда, а вот его проступки, могут вызывать у вас разные эмоции: гордость, умиление, раздражение, гнев…
  • Нельзя наказывать ребенка, находясь в состоянии эмоциональной неуравновешенности. Помните – основная цель воспитание, а не наказание.
  • Дети, испытывающие на себе физическое насилие, могут передавать его по цепочке более слабому. Так же, существует риск проявления домашнего насилия в старшем возрасте в своих семейных отношениях.
  • Нельзя пропускать или не замечать проступки. Если есть проступок, обязательно должна быть ваша реакция.
  • Наказание должно быть соизмеримым проступку.
  • Воздержитесь от несоизмеримо длинных наказаний (лишение компьютера на 3 месяца, запрет гулять на улице все лето). Отменять наказания нежелательно! Пусть наказание будет коротким, но если уж пообещали, держитесь до конца, или не выбирайте наказание такой силы.

Вопрос эксперту

Кира Корума, адвокат, компания «Яковлев и Партнеры»:

«Несовершеннолетние дети с определенного возраста могут распоряжаться недвижимостью. Например, 16-летняя девушка получила в наследство от бабушки квартиру. В большинстве случаев продать жилье она сможет лишь с согласия родителей. Но если девушка работает (с подростком уже можно заключить трудовой договор), она может быть признана эмансипированной органами опеки. Причем как с согласия родителей, так и через суд, если такого согласия нет. И в этом случае несовершеннолетняя может распорядиться наследством по своему усмотрению.

Александр Московкин, руководитель проекта «Юридическая консультация» («Российская газета»):

?Я в отпуске по уходу за ребенком. Работодатель прислал уведомление о том, что переводит меня в другой офис, за 200 км от моего дома. Меня вынуждают уволиться? Елена А., г. Красноярск

Фактически, да. По Трудовому Кодексу РФ для перевода работника в другое подразделение той же фирмы его согласия не требуется. Но есть один нюанс — филиал должен находиться в границах того же населенного пункта, что и прежнее место работы. Если это не так, то без письменного согласия работника такой перевод невозможен.

Совет дня: как адаптировать ребенка к детскому саду