Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания

Логическое мышление способствует нахождению обоснований множеству явлений и событий, помогает осознанно подвергать оценки факты, верно, выстраивать суждения. Однако логическое мышление человека, равно как и всякую другую способность, необходимо постоянно тренировать. И начинать оптимально на раннем детском возрастном этапе. Во многом формирование логического мышления зависит от решения задач, побуждающих к размышлению.

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Важность раннего развития и обучения

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Словесно-логическое мышление

Сегодня все больше исследований направлено на индивидов, имеющих нарушения во взаимосвязи речи и мышления. Мыслительная деятельность индивидов связана неразрывно с человеческой речью. Так как мысль не может зародиться, протекать и существовать вне речи. Люди мыслят посредством слов, произносимых про себя либо вслух. Другими словами, мыслительные процессы проистекают в речевой форме. Чем основательнее осмысленна и глубже продумана каждая мысль, тем четче и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также, наоборот, при совершенствовании и оттачивании словесных формулировок определенной мысли, будет становиться более отчетливой и понятнее сама мысль.

Мыслительная функция является социально обусловленным, нераздельно связанным с речевыми конструкциями психическим явлением, характеризуемым отыскиванием и произведением открытий существенно нового. Это явление непрямого и обобщенного отображения реальности через ее анализ и синтез. Мыслительное оперирование зарождается на фундаменте практической деятельности посредством чувственного постижения.

Словесно-логическая мыслительная функция является одной из вариаций мышления, которая характеризуется употреблением понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на фундаменте языковых средств и являет собой более позднюю фазу исторического развития и онтогенетического формирования мыслительной деятельности. В структуре словесно-логического мышления вырабатываются и действуют разные виды обобщений.

Словесно-логическая мыслительная деятельность являет собой вид мышления, который реализуется с помощью логического оперирования понятиями. Для этого вида деятельности характерно применение понятий, конструкций логики, которые временами не обладают прямым образным выражением (например, стоимость, гордость, честность). Именно вследствие словесно-логического оперирования субъект умеет находить общие закономерности, предугадывать формирование процессов в социуме и природе, обобщать разную наглядную информацию. Однако даже максимально отвлеченная мыслительная деятельность нередко от визуально-чувственного опыта полностью не отрывается. Всякое абстрактное понятие обладает собственным конкретно-чувственным фундаментом, который не в состоянии отобразить всего совершенства понятия, однако позволяет от действительности не отрываться.

Фундаментом словесно-логического функционирования являются языковые нормы построения, которые объединяют словесные формы в сложные структуры, предоставляющие возможность преобразовывать суждения, в непростые логические системы, изучение которых позволяет субъектам выполнять логические операции вывода.

Основным элементом языковых систем считается слово, предоставляющее возможность подвергать анализу события или явления, выделять существенные признаки в них, классифицировать объекты соответственно определенного класса. Словесные формы, представляя собой средство абстракции и инструмент обобщения, отображают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, находящиеся за объектами внешнего мира.

Читайте также:  Легендарные сумки Hermes: найдите отличия между оригиналом и подделкой

Формирование логического мышления происходит постепенно. Посредством воспитательного процесса, а в дальнейшем и обучения совершается овладение способами мыслительного оперирования, приобретается умение производить действия «в уме» и разбирать процесс хода собственных рассуждений.

Логические игры для развития детей

Танграм

История этой игры восходит к периоду древних китайских императоров. По легенде, один император имел нерадивого сына, который был ужасно ленив и отказывался изучать любые науки. Тогда император позвал к себе мудреца и попросил того придумать такую игру для своего сына, которая сможет его обучать и развивать одновременно.И тогда мудрец создал «Танграм», головоломку, состоящую из пяти прямоугольных треугольников (2 маленьких, 2 больших, 1 средний), одного квадрата и одного параллелограмма. Часто танграм называют головоломкой из картона или «геометрическим конструктором». Все эти фигуры вырезаются из разноцветного картона, а затем складывают из них различные очертания животных, птиц и других предметов. Главное чтобы в одном изображении были использованы все фигуры сразу и, при этом, не накладывались одна на другую. В интернете можно найти танграм для маленьких детей, и при желании сделать эту головоломку самим. В версии игры для малышей фигурки сначала нужно складывать из 2 — 3-х деталей, а по мере развития ребенка, в игру нужно ввести все карточки. Игра очень занимательна, развивает логику и пространственное мышление малыша, а так же обучает его цветам и знакомит ребенка с геометрическими фигурами. Помимо этого, игра воспитывает внимание и понимание величины и формы.

По себе скажу, что ребенку очень нравилось заниматься этой головоломкой, а я наблюдая за ним, заметила быстрые улучшения в развитии. Он очень скоро запомнил геометрические название всех фигур, стал хорошо ориентироваться в величине предметов и научился лихо складывать различные картинки из фигурок. По правде сказать, я и сама получала огромное удовольствие от этой игрушки, пока обучала сына.

Далее скажу об игре, появившейся не так давно в магазинах страны, —

Крестики и нолики 3D

Игра представляет собой игровой куб с тремя секциями, на которых имеются лузы для шариков. Шарики двух цветов. В процессе игры нужно закрыть в различных направлениях линии не только на каждой полочке отдельно, но и сквозь этажи. Побеждает тот, у кого полей закрыто больше. Очень развивает внимание и пространственное мышление. Уверена, что эта игра доставит радость всей вашей семье, к тому же она доступна по цене, что тоже является большим плюсом.

Шашки

Начиная с 5 лет, можно начинать изучать игру шашки,  используя ее как переходный этап к «королю» настольных игр – шахматам. Игра в шашки хорошо подготовит ребенка к анализу игровой ситуации, продумыванию ходов вперед, оценки положения противника. Она легче чем шахматы, но в то же время поможет «включить» мозг ребенка в направлении логического анализа.

Шахматы

История шахмат ведет свое начало с 5 — 6 веке н.э. Родиной игры является Индия. Первоначально игра носила название «Чатуранга». Попав к арабам, игра видоизменилась и стала называться «шатрандж», позднее таджикское название «шахматы» закрепилось за этой игрой.

В детском возрасте шахматы учат детей умению концентрироваться и сосредотачиваться на решении задачи, а это одно из необходимых умений для успешного обучения в любом учебном заведении — от школы до вуза. Так же шахматы учат самостоятельности в мышлении, ответственности за сделанный ход, не говоря уже об огромной аналитической работе, которую нужно проделать для принятия единственно верного решения.

В свое время шахматы вырастили огромное количество ученых, профессоров, кандидатов наук, политических деятелей, дипломатов. О подобном влиянии шахмат на развитие интеллекта детей широко известно. Не зря поэтому в некоторых университетах США абитуриентам, занимающимся шахматами, сразу при поступлении выделяют гранты, а в некоторых штатах обучение таковых студентов оплачивается за счет государства. В Армении же, с пятого класса шахматы введены в обязательную программу обучения.

Следует заметить, что шахматы это игра не для «избранных», как это может казаться на первый взгляд, она раскрывает потенциал любого ребенка. Известен случай, когда из ребенка с проблемами в развитии, шахматы вырастили кандидата наук! Психологами доказан еще и тот факт, что дети занимающиеся шахматами не подвержены каким либо зависимостям, в особенности наркотической. Шахматы и наркотики не совместимы! Конечно, отдавая детей обучаться в шахматные школы, клубы и кружки, мы, родители, должны понимать, что не все из них вырастут Карповыми и Каспаровыми, но положительное влияние от этой игры и навыки полученные в процессе ее, принесут огромную пользу для будущей жизни наших детей.

Логические игры для детей 4-лет

Следующая ступенька в развитии логического мышления – это возраст 4-5 лет. В этом возрасте очень важно заинтересовать ребенка процессом, что порой бывает довольно сложно. Но логические игры для детей этого возраста – одно из интереснейших занятий, если ранее интерес к таким играм не был потерян. Главным со стороны взрослого должно стать обеспечение достаточным количеством времени на раздумья, а при необходимости он должен направить дошкольника в «нужное русло» размышлений и оказать помощь в нахождении правильного ответа на задачу.

Самыми популярными способами развития логического мышления в возрасте 4-5 лет являются графические и речевые задачи. Помимо этих способов уже знакомые пазлы, только с большим количеством элементов, будут отличным способом закрепления этого  логического умения.

Влияние игр на развитие логического мышления у дошкольников

Каждый карапуз с удовольствием участвует в играх, которые поддерживают его развитие физическое и духовное, а также развивают умственные способности.

Игровое занятие – это самый лучший способ познания и понимания окружающего мира, и, следовательно, является неотъемлемой частью процесса социализации. Вот почему вы не можете отказаться от игр в процессе интеллектуального, эмоционального и социального развитии каждого дошкольника.

Во время игровых занятий дети разрабатывают стратегии действия, которые ведут их к решению проблем, одновременно развивая аналитическое мышление.

Каждая игра дает много возможностей для размышлений, рефлексии, маленьких „изобретений”. Понимание мыслительных процессов, связанных с действиями, становится огромным интеллектуальным достижением малыша.

В процессе самостоятельных попыток, маленький человек учится гораздо больше, чем через пассивное прослушивание.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления. На ранней стадии  у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная, развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня, появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Стадии развития мышления

Выделяют две основные стадии развития мышления: допонятийную и понятийную. Между ними можно выделить также переходную стадию.

  1. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
    • нечувствительность к противоречиям,
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем),
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
    • отсутствие представления о сохранении количества.

    Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление преобладают на допонятийной стадии развития мышления.

  2. Переходная стадия. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к понятийному мышлению:
    • Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления.
    • На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
    • Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
    • Четвертый этап – у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
    • Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
  3. Понятийное мышление.
    • Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.
    • Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Логические игры для детей 6-лет — Включите свой мозг

Самый эффективный способ сформировать базовые навыки и умения у ребенка 6 – 8 лет – это планомерное игровое обучение.

В 7-летнем возрасте очень важно развивать мыслительную мобильность, а логические игры для детей – это лучший инструмент, который дает непревзойденные результаты.

При этом, современные забавы, не должны способствовать проявлению агрессии или плохому настроению – они обязаны направлять энергетический поток юного геймера в правильное, продуктивное русло.

Развивающие игрушки, как неотъемлемая часть процесса обучения

Логические игры для детей 6-лет — Включите свой мозг

Погружаясь в пространство всемирной паутины, пытливые непоседы могут чрезмерно увлечься, поэтому главная задача взрослых – следить за граничной чертой между заинтересованностью и зависимостью.

Продвинутые малыши с аналитическим складом ума могут браться за более серьезные головоломки. Некоторым ребятам для начала хватит несложных манипуляций с собиранием веселых пазлов.

Продвинутая, красочная графика из тривиальных, традиционных игр, делает настоящие шедевры, которые будут оценены по заслуге опытными игроманами.

Подборка компьютерных игр-обучалок от Quicksave формируется с учетом всех возрастных, интеллектуальных и психологических аспектов, требований к безопасности, и содержит в себе:

  • Онлайн развлечения на тренировку памяти, концентрацию внимания и логическое мышление;
  • Таинственные квесты, разнообразные бродилки от первого лица, опасные путешествия в поисках утерянных сокровищ;
  • Математические задания с различными уровнями сложности и т.д.

Наши мини-приложения станут основой для постановки грамотной речи, расширения словарного запаса, закрепления арифметических наработок, логических навыков и прочих нужных характеристик.

Повышение ментального уровня ребенка с Quicksave

Логические игры для детей 6-лет — Включите свой мозг

Гибкое и подвижное мышление 6-летнего ребенка уже готово к первым испытаниям. Не бойтесь привлекать их к виртуальной реальности – ваше чадо быстрее адаптируется к внешнему миру, если будет идти в ногу со временем.

Правильно расставляйте приоритеты, подбирайте для деток наглядные примеры, яркие образы, чтобы они проявляли неподдельный азарт и искренний интерес на стадии ознакомления с захватывающими флеш-играми из категорий: Игры для развития и мозга и интеллекта, судоку, занимательные игры. Не упустите отличный шанс играть бесплатно вместе с Quicksave и делать уверенные шаги в создании крепкого фундамента для взрослеющего организма.

«Стереограммы»

Стереокартинки представляют собой интереснейшее явление, возникшее на стыке оптики, физиологии и психологии. Они хороши для тренировки глаз. Суть стереокартинок: отодвинуть стереограмму на расстояние полувытянутой руки, расфокусировать (расслабить) взгляд и посмотреть сквозь картинку, как будто она прозрачная или её вообще нет. Вначале глаза будут неосознанно переключаться на картинку, но это естественно. Спустя небольшое время (от нескольких секунд до пары минут) должно появиться объёмное изображение. Со временем будет получаться легче, и картинка будет чёткой. При просмотре стереограммы не нужно напрягать зрение! (приложение 8)

В заключение хочется сказать, что на самом деле игры на мышление — действительно очень полезная вещь, и если упражняться каждый день хотя бы по 30-40 минут, совсем скоро заметите, что ум стал острее, вы начали видеть больше необычного вокруг себя, да и сам процесс мышления преобразился – начал доставлять больше удовольствия и положительных эмоций.