Как правильно воспитывать детей с рождения психология

Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

  • Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

  • Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

  • Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

  • Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

  • Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Читайте также:  Обзор лучших мировых брендов одежды, особенности фирменной одежды

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Что делать

Если Вы ни раз слышали фразу «я не уважаю мать», то, наверняка, возникало желание узнать, как вести себя в такой ситуации, как изменить такое отношение ребенка.

Что делать
  1. Ставьте перед собой цель и следуйте ей. Как бы тяжело не было при общении с ребенком нужно понимать, что Вы мечтаете о том, чтобы он был счастлив. Нужно поверить, что малыш, на самом деле, ответственный и хороший человек. Не обращайте внимания на неудачи и на стресс. Помните о том, каким Вы хотите видеть своего малыша. Прежде, чем говорить что-то ребенку, необходимо все тщательно обдумать и взвесить, ведь иногда именно слова глубоко ранят детскую психику.
  2. Несмотря ни на что, Вы должны положительно относиться к своему чаду. Убедите себя в том, что малыш изначально является добрым и хорошим. Родитель при общении с ребенком не должен забывать о его сущности, может напрямую говорить о том, каким хочет его видеть, чтобы добиться взаимодействия.
  3. Должно прийти понимание того, что Вы и Ваш малыш имеете равные права.
  4. Не нужно бояться столкновений, переживать за то, что рано или поздно малыш заявит, что испытывает ненависть или хочет сбежать с дома. Вы должны понимать, что страхи материализуются. К тому же, дети часто прибегают к подобному способу, чтобы манипулировать, заставлять родителей делать то, что им нужно, даже шантажировать. Не нужно беспрекословно выполнять все требования ребенка, нужно суметь дать отпор.
  5. Научитесь доверять своему малышу, поручите ему ответственное дело. Это поможет избавиться от лишней лжи в отношениях. Однако, если Вы будете умышленно задавать ребенку ненужные вопросы или концентрировать на нем свое отрицательное внимание, обмана не избежать. Например, не стоит спрашивать «ты навел порядок в своей комнате?», лучше сказать «я хотела бы увидеть, как красиво стало в твоей комнате».
  6. Будьте с сыном или дочкой на одной волне, нормально относитесь к их желаниям и увлечениям, если нужно вспомните себя в их возрасте и не стоит говорить фразы по типу «а я в твоем возрасте такого не мог себе позволить». Ищите общие темы для разговора, указывайте на свою заинтересованность проблемами ребенка, оказывайте поддержку.
  7. Уважайте малыша. Действуйте в его интересах, объясняйте свои поступки, комментируйте свои запреты. Не нужно думать, что он слишком мал и ничего не понимает.

Методы воспитания детей в семье

У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.

Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.

Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.

Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.

И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.

А у вас какие методы воспитания в семье?

Читайте также:  Полный сценарий проведения свадьбы для ведущего

И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.

В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.

И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.

Секрет четвертый

Творческий подход

Используйте для воспитания привычные жизненные ситуации.

В книге профессора Джеймса Ванхофера говорится: «Большая часть обучения ребёнка происходит во многих ситуациях, привычных для жизни семьи. Эти возможности для непринуждённого обучения предоставляются в то время, когда члены семьи заняты обычными делами».

Секрет четвертый

Где бы вы ни находились, чтобы вы ни делали, изыскивайте время, чтобы вкладывать и вкладывать в своих детей.

В такой непринуждённой, дружелюбной семейной атмосфере дети более всего расположены и открыты.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Будьте решительными по отношению к ребенку

Ваш ребенок должен знать, что это значит нет. Вы не должны поддаваться всем прихотям вашего ребенка. Это устраняет чувство безопасности. Не сдавайтесь, когда малыш пытается заставить вас кричать. Старайтесь сохранять спокойствие, спокойствие и стойкость в таких ситуациях, говорите, что вам не нравится его поведение, и старайтесь отвлекать ребенка, заботиться о нем чем-то другим. Вы можете начать рассказывать историю, например: «Знаете ли вы, почему солнце засыпает?» Я предполагаю, что история, начатая таким образом, эффективно отвлекает внимание от плохого поведения.

как воспитать ребенка

Вознесение своих действий

Встречаются и семьи, в которых ребенку часто дают понять, что он должен быть благодарен родителям за все то, что у него есть. «Мы живем ради тебя, а ты не ценишь!», «Я работаю для того, чтобы ты имел то, что у тебя есть». Ребенок не должен жить с мыслью, что он вам что-то должен. Вы сами должны быть благодарны вашему чаду, за то, что он у вас есть, радоваться его достижениям и помогать преодолевать трудности. В противном случае ребенок вырастет с устойчивым ощущением, что он всегда кому-то должен.

Воспитание

Воспитание ребёнка – сложный процесс.  Большинство молодых родителей становятся перед выбором, какой путь воспитания малыша избрать, чтобы вырастить хорошего человека.  Изначально неправильно выбранный подход, или сочетание нескольких приёмов со стороны родителей, часто приводит к поведенческим проблемам у детей.

Некоторым папам и мамам нравится демократия, а  кто-то принимает авторитарную позицию в обращении с ребёнком. Встречаются мамы, которым  хочется проявлять снисходительность, а папе — строгость, или,  наоборот, мать,  обожая  своё чадо, боится его избаловать, выполняя любой  каприз,  а отец балует дитя, несмотря на осуждающие взгляды супруги. Воспитательный процесс многогранен.

Все родители  хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая семья. Но счастье — это не просто случайность, удача.  Во многом оно  зависит от того, как воспитали человека родители, какие у него морально-этические принципы, каковы взгляды  на отношения между мужчиной и женщиной.

Читайте также:  Милиум (роговая киста, белый угорь, «просянка»)

Многие  родители не спорят с важностью и необходимостью полового воспитания своего ребёнка. Однако не все знают, как это делать и когда. Половое воспитание является составной  частью нравственного воспитания и связано с рядом специальных и медицинских проблем.

Оно должно помочь формирующейся личности освоить роли отца или матери, мужа или жены в соответствии с общественно-моральными принципами, этическими требованиями. Половое воспитание должно начинаться и вестись с учетом возраста и  ошибок здесь быть не должно.

Важным вопросом  в детском воспитании продолжает проблема детских страхов. Как часто, глядя на ребёнка, кажется, что все неприятности детского возраста легко проходящие, а поэтому не очень серьёзные. Тем не менее, маленькие дети часто испытывают большие  детские страхи.

Стоит ли к ним относиться серьёзно? Нужно ли что – то делать с этой проблемой или всё само собой разрешится? Следует знать, что к детским страхам нужен дифференцированный подход с выяснением причины, иначе ситуация может усугубиться и постепенно перерасти в психическое заболевание или в невротическое расстройство.

Как же поступить родителям, чтобы не навредить ребёнку? В разделе воспитание ребёнка и детская психология можно прочитать советы по различным направлениям в воспитании.

В этом рзделе сайта будут рссмотрены следующие темы:

Возрастные особенности детей: Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка. Темпы адаптации. Особенности психики. Проблемы раннего детства. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению. Варианты развития детей. Характеристики пубертатного периода.

Воспитание

Воспитание детей: Роль родителей в развитии ребенка. Принятие родителями ребенка. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Воспитание и потребность смысла жизни. Цели воспитания. Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка.

Детская коммуникация:  Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.

Психические процессы у детей: Восприятие и память. Речь и мышление. Фантазия. Слух и слушание. Воля. Внимание.

Психологические проблемы детей: Темпы адаптации. Сон ребенка. Детские неврозы. Проблемы раннего детства. Независимость ребенка. Уход от реальности детей.

Психология образования: Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Волевая готовность к школьному обучению. Нравственная готовность к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе. Влияние образования на формирование личности.

Развитие ребенка:  Функции фантазии. Закаливание. Темпы адаптации. Игрушки. Как помочь ребенку разговаривать. Роль родителей в развитии ребенка. Построение воспитывающего диалога. Воспитание и потребность достижения. Цели воспитания.

Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Развитие речи ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Влияние образования на формирование личности.

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие практической деятельности детей:  Непосредственное действие, начало опосредованного действия, целенаправленные попытки, конструктивный подход.

Виды воспитания детей

В процессе правильного воспитания, ребенок просто обязан развиваться как физически, так и интеллектуально, с целью формирования здорового генофонда, а также интеллектуального вклада в копилку всего человечества.

Существует ряд факторов воспитательного процесса:

Формирование личностной структуры

Данный процесс не включает в себя накопление знаний профессионального характера и изучение каких-либо дисциплин, он в первую очередь отвечает за понимание разницы между тем, что плохо и хорошо, правильное воспитание ответственности и чувства долга. В общем за все положительные качества человека в целом. Это достаточно важный процесс.

Развитие интеллекта

Это очень важно в жизни, так как именно от возможности принимать правильное решение зависит успех. В процессе формирования ума человек начинает понимать, что на протяжении всей жизни ему придется учиться абсолютно всему, и в процессе этого обучения человек сделает выбор пути, по которому он пойдет дальше, что будет изучать, и в какой сфере деятельности работать.

Эстетическое формирование

Буквально в каждом человеке заложен природный талант к чему-либо. Обязанность родителей — раскрыть этот талант для того, чтобы ребенок понял природу прекрасного в творчестве, природе и жизни. Через любовь к прекрасному и умению выражать прекрасное ребенок эмоционально развивается, а его эмоции носят положительный характер. Именно благодаря творчеству дикий человек стал разумным.

Физическое развитие

Любовь к физической культуре — основа всего генофонда человечества, и каждый человек просто обязан сделать в него вклад. Занятие спортом способствует не только нахождению в добром здравии всю жизнь, но снижает вероятность проявления множества заболеваний.

Воспитание трудом

Есть высказывание о том, что труд облагораживает. Самое главное, что воспитывает труд в ребенке — это упорство и усидчивость, те самые важные качества, которые способствуют развитию ребенка в профессиональной деятельности.