Как правильно проводить воспитание ребенка 5 лет?

Из года в год ребенок взрослеет, развивается. Каждый период его жизни характеризуется изменениями в психике. Такие перемены включают в себя не только стабильные периоды (медленное и постепенное формирование личности), но и кризисные (бурное и стремительное развитие). Очередность становления человека определяется чередованием стабильных и критических фаз.

Важные задачи воспитания ребенка

Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.

Важные задачи воспитания ребенка

Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).

Пятилетний ребенок – какой он?

Детям вышеупомянутого возраста присущи некоторые отличительные черты. Так, для них характерно:

  • яркое и богатое воображение: малыш на ходу сочиняет истории, импровизирует, а его игры становятся более сложными;
  • понимание, что такое ложь и правда: теперь он может отличать одно от другого;
  • способность классифицировать поступки окружающих на плохие и хорошие, при этом малыш не боится выражать свое мнение открыто;
  • стремление к самостоятельности и периодическому выходу из-под присмотра старших;
  • стремление к общению с детьми своего возраста и нахождению в коллективе;
  • первая дружба, появление способности к искреннему сопереживанию;
  • острое желание поскорее вырасти, быть как взрослые, отсюда – подражание;
  • появление страхов: обычно больше всего дети боятся умереть или потерять любимых людей; они начинают понимать, что такое смерть и что от этого никто не застрахован;
  • при всем этом логики, способности к анализу и всеобъемлющему пониманию происходящего, как у взрослого, у малыша, конечно же, еще нет.

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне. Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок. Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

Общая характеристика:

Особенности физического формирования
  1. Становятся уверенными, скоординированными движения.
  2. Ребёнку, как и раньше требуется двигаться.
  3. Динамично развивается моторика.
  4. Появляется ловкость, скорость в движениях.
  5. Неравномерно, но интенсивно растут мышцы. От этого наступает быстрая утомляемость. В период обучения и прогулок родитель обязательно должен учитывать эту особенность. Малышу нужны небольшие перерывы для восстановления сил.
  6. В среднем за год рост прибавляется около 7 см, а масса тела увеличивается от 1,5 до 2 кг.
  7. Силовые упражнения следует исключить, так как кости скелета еще мягкие и их формирование еще не закончено. Папам и мам стоит обращать внимание на осанку чада.
  8. Изменяется тип дыхательной системы. До четырехлетнего возраста — брюшной тип, а после грудное дыхание.
  9. При повышенных физических нагрузках, сердечный ритм сокращения нарушается. На лице появляются покраснения или, наоборот, возникает бледность. Сразу нужно переключить на другой вид деятельности.
  10. Образовывается сенсорное восприятие.
  11. К четырем годам вырабатывается дальнозоркость. Это объясняется тем, что хрусталик глаза имеет плоскую форму.
  12. Слух чувствителен к звукам. 
  13. Нервная система неустойчива, поэтому не избежать капризов и истерик.
  14. Воспитательные действия имеют эффективность.
  15. Запреты детьми усваиваются трудно, поэтому нужно неоднократно его повторять, чтобы отложилось в памяти.

Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

симптомов

Первый кризис человека приходится на один год. Но в тот период ребенок еще себя не осознает, потому проживает данный момент без особых проявлений и последствий. А вот наиболее весомый кризис наступает в три года.

Читайте также:  7 главных параметров при выборе детской кроватки для новорождённого

К трем годам малыш эмоционально «отделяется от матери». Она все еще важна для него для обеспечения жизненно важными функциями, но он уже понимает, что многие действия способен осуществлять сам.

Отсюда часто повторяемая всеми детками фраза «я сам». У малыша перестраивается система взаимоотношений с внешним миром. У него формируется новое сознание, понимание себя как отдельного человека. Мир ребенка значительно расширяется.

симптомов

Кризис в три года – обозначение условное, поскольку может развиваться у всех детей в разное время. Как правило, это два-четыре года. Длится он также по-разному.

Данный период принято называть «семизвездием симптомов», поскольку все семь признаков проявляются обычно у каждого ребенка.

  1. Протест. Ребенок бунтует – так формируется его самостоятельность, воля, независимость. Он очень серьезно относится к своей самостоятельности.
  2. Упрямство. Малыш упрям не потому, что ему нужна конкретная вещь, а из «принципа» не уступить взрослому. Редко, когда такой ребенок отказывается поменять свое решение, даже если это не вполне ему удобно. Настойчивость схожа с упрямством, когда это касается достижения определенной цели. Между ними тонкая граница, но разница все же существенная.
  3. Своеволие. «Я сам» — самая распространенная фраза, которую используют дети в период кризиса. Ребенок стремится самостоятельно познавать мир, но не всегда ему это по силам. Знаний и способностей не хватает, впрочем, научение зачастую и происходит методом проб и ошибок. Задача родителя – вовремя оказать поддержку малышу, подставить ему плечо, но не выставлять слишком много запретов. Порой мамы и папы считают, что ребенок «действует назло», на самом же деле он любознателен и активен. Ему важно самому познать действительность, чтобы стать личностью.
  4. Обесценивание. Малыш больше не дорожит тем, что прежде для него было важно. Игрушками, добрым отношением с ровесниками. Ребенок меняет стратегию своего поведения и может конфликтовать с другими – как с детьми, так и со своими родителями, близкими. Если малыш не ощущает серьезного к себе отношения со стороны родителей, то воспринимает их опеку в штыки. Отсюда и резкие перемены в поведении и привычках.
  5. Негативизм. Негативное отношение и неприятие конкретного человека – к одному из родителей, либо к определенному воспитателю, иному взрослому из окружения. Малыш воспринимает просьбы такого человека и делает ровным счетом наоборот.
  6. Стремление к деспотизму. Ребенок пытается «захватить власть» как деспот, хочет командовать своими родителями, чтобы те исполняли все его желания.
  7. Строптивость. Ребенок сопротивляется распорядку дня, семейным правилам, нормам общества, принципам воспитания.

Чувство величины

Опять-таки пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные подряд. Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется — девочка не понимает, что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать. А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки — она не понимала, что для этого полоску нужно просто перегнуть еще раз".

Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами. А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам", и нужно почувствовать, что пять — не само по себе некое число, не независимая переменная, а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от формы емкости — и в кастрюле и в бутылке одно количество.

— Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать детям такие задачки — и все будет с математикой в порядке.

Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки — и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.

Читайте также:  Модная свадьба 2021 года: актуальные цвета, стили, фото идеи

Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды — он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.

Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:

Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для стрижа… А для волка кожура.

А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:

Я, говорит, не воин,Я, говорит, раздвоен,Я, говорит, расстроен,Расчетверен, Распят!..

Кризис лет: причины и симптомы

В 5–6-летнем возрасте ребенок стремится повзрослеть – это основная причина кризиса. Пока что он может только подражать взрослым. Стараясь копировать поведение старших членов семьи, внимательно наблюдая за ними, он сталкивается с невыполнимостью своих желаний в данный момент. Также к причинам кризиса психологи относят:

  • знакомство с одиночеством – малыш иногда не может найти человека, с которым мог бы поделиться своими эмоциями и фантазиями;
  • стремление к активному общению – не всегда общение со сверстниками приносит моральное удовлетворение, к которому стремится ребенок;
  • начальный этап осознания самого себя как самостоятельной личности;
  • первый шаг к пониманию гендерных различий между людьми;
  • активное развитие коры головного мозга у детей пяти-семи лет, влияющее на количество и качество эмоций, управлять которыми малыш пока не научился.
Кризис лет: причины и симптомы

У некоторых детей 5-летний кризис проходит бессимптомно и почти незаметно для окружающих. Однако намного чаще родители отмечают резкие перемены в поведении ребенка. В большинстве случаев главным симптомом становится агрессия – малыш упрям, постоянно чем-то недоволен, раздражителен, груб и непослушен. Некоторые дети, напротив, становятся молчаливыми, замкнутыми и апатичными. Как помочь ребенку преодолеть критический период?

Малышу сложно справиться с критическим периодом самостоятельно. Конечно, явные попытки контроля со стороны родителей, а тем более угрозы, скандалы, рукоприкладство только усугубят ситуацию и могут надолго (или даже навсегда) разрушить взаимопонимание в семье. Игнорировать ребенка тоже нельзя – помочь ему можно, только если искренне в него поверить и продолжать дарить свою любовь.

Больше доверия и самостоятельности!

Излишняя опека вредна для дошкольника, переживающего этот кризис. Родителям придется поверить в его способность самостоятельно решать некоторые проблемы и выполнять действия без помощи взрослых. Если мама и папа не хотят, чтобы в будущем ребенок вырос безынициативным и слабохарактерным, самое время предоставить ему возможность быть самостоятельным, взрослым – а значит, ответственным:

Кризис лет: причины и симптомы
  • у взрослых есть обязанности, пусть у малыша они тоже будут (вместе с поощрениями за добросовестное исполнение и взысканиями – в меру строгими – за пренебрежение ими);
  • мама и папа могут просить помощи у ребенка как у равноправного члена семьи;
  • все запреты и ограничения, равно как и поощрения, должны быть понятными ребенку: он должен знать, что его наказывают не просто так, родителям нужно подробно разъяснять причины и рассказывать о причинно-следственных связях между проступком и наказанием;
  • предлагать помощь малышу можно, навязывать ее нельзя – если он отказался, нужно оставить его в покое.

Направить фантазию в мирное русло

Бурная фантазия – это неплохо, если найти для нее достойное применение. Не следует запирать ребенка в четырех стенах. Лучшее «лекарство» в этом возрасте – разнообразные кружки и секции. Они помогут ребенку выплеснуть лишнюю энергию (и агрессию), использовать свою фантазию и ощутить собственную значимость. К тому же секции – прекрасное место для знакомств и начала дружбы.

Дисциплина не на последнем месте

Кризис лет: причины и симптомы

Вседозволенность – не лучшая тактика. Если ребенок 5–6 лет проявляет непослушание, с ним нужно говорить, обсуждать недопустимость его поведения, но ни в коем случае не игнорировать. Малыш должен осознать, что мир сложнее, чем ему кажется, нельзя просто в один миг повзрослеть и общаться с родителями в агрессивной манере. Если не сделать этого сейчас, кризис вернется позднее – в подростковом возрасте.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

Читайте также:  120 полезных советов на все случаи жизни

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

Как воспитать ответственность?
  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Буря эмоций

При возникновении кризиса первого года жизни ребенка вы заметите сильнейшие эмоциональные скачки в настроении. Они происходят буквально каждые тридцать секунд. Только что малыш сидел спокойно, игрался с игрушками, как тут же начинает плакать, потому что у него ничего не получается. Еще большей проблемой становится неправильная реакция родителей на это состояние. Если мама начинает шипеть на кроху, постоянно повторяя, чтобы он заткнулся, то ситуацию это не улучшит.

Буря эмоций

Чтобы успокоить ребенка постарайтесь понять причину его истерики. Это может быть негативная реакция на отказ со стороны мамы. В этом случае хорошо помогает переключить его внимание на другой предмет. Причиной истерики может быть обычная скука, которая проявляет себя не очень активно. Тогда постарайтесь поговорить с крохой о происходящих вокруг событиях. Еще одна причина истерики заключается в большой усталости и утомлении. Она обычно проявляется после походов в магазины, на прогулках или в гостях. Самый простой способ успокоить малыша — отвести его в тихое место и уложить спать.

Как бы там ни было, когда наступает кризис первого года жизни ребенка, родителям необходимо набраться терпения и помнить, что он обязательно закончится.

Почему важно «правильно» пережить кризис?

Кризис 5 лет – это окончание дошкольного периода и подготовка к школьному возрасту. Это важное для ребенка время, ведь скоро у него начнется глобальная перестройка организма – психологическая (новый коллектив, режим дня, требования) и физиологическая (перестройка иммунной системы, дозревание коры головного мозга).

От того, как ребенок перенесет кризис 5 лет, зависит дальнейшее формирование его личности, осознание своего места в семье и обществе. К окончанию кризиса пяти лет формируются важные понятия, которые определяют дальнейшее развитие ребенка.

Доверие к родителям и миру

  • Хорошо: ребенок должен чувствовать, что он не один, что мир не настроен против него — мир его любит. Малыш учится доверять и делиться переживаниями в тяжелые для него времена. Он не замыкается в себе, открыт для познания мира, настроен к нему дружески и не ждет подвоха.
  • Плохо: если в сложный момент маленький человек не получил нужной поддержки, а получал только упреки и порицания, его самооценка в будущем серьезно пострадает. Как быть смелым, самоуверенным в новом коллективе, в незнакомой среде, если ты привык чувствовать себя хуже других?

Формирование привязанности

  • Хорошо: к завершению кризиса 5 лет привязанность ребенка к родителю достигает пика, скоро малыш осознает, что его любят всегда, даже на расстоянии, а не только когда он рядом физически. Это осознание будет с ним на протяжении всей жизни. Кризис подготавливает к следующему возрастному этапу и отделению от родителей (период сепарации в 7 лет).
  • Плохо: в кризисе ребенок впадает в крайности. Если не оказать поддержку в нужный момент, отдалиться, отвергнуть детские переживания, малыш может решить, что его не любят. В будущем он не будет уверен в том, что где бы он ни был, его ждут, им гордятся.