Как помочь замкнутому и стеснительному ребенку?

Трудно назвать хотя бы один полезный  навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

С какими психологическими препятствиями сталкиваются талантливые дети

Человечество, в среднем, состоит из средних людей, и этот мир, по большей части, рассчитан именно на них. Поэтому, когда на свет появляется неординарный, талантливый ребёнок, не вписывающийся в общепринятые стандарты, зачастую оказывается, что вместо светлого будущего его в этом мире поджидает немало трудностей и препятствий.

Конечно, это совсем не является закономерностью. Многое зависит от менталитета, культурных обычаев и традиций социума, в который попадает такой ребёнок. Далеко не везде его ждёт обязательный набор полагающихся «одарённых» трудностей и проблем.

В странах, где всячески культивируется и приветствуется любое проявление индивидуальности и оригинальности, и детей с малых лет приучают к максимальному самовыражению в любой его форме, жизнь талантливого ребёнка не будет связана с преодолением огромного количества психологических препятствий (возможно, у него будут только проблемы во взаимоотношениях с родителями).

К сожалению, современная Россия не относится к числу таких стран, и «не таких как все» детей поджидает здесь немало «приключений». В самом худшем варианте проявлению их индивидуальности и оригинальности будут сопротивляться все: родственники, сверстники, учителя, общественное мнение, социальные сети и т.д.

Всего этого может и не быть в жизни талантливого ребёнка, если ему вовремя помогут мудрые родители. Но всегда ли они к этому готовы?

Что с ними не так?

Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции — их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения. Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.

Они не умеют терпеть, им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.

Что с ними не так?

Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» — он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики, — рассказывает Наталья Степина. — У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным  ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже». Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», — поясняет эксперт.

Читайте также:  Как выбрать кухню на заказ — советы дизайнера

У детдомовцев часто сложности с пониманием границ. «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки. Плохо понимают пространство — в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, — замечает Наталья Степина. — Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».

Наконец, особая категория – подростки. У них есть потребность в сепарации, отвержение родителей, становятся более активными взаимотношения со сверстниками.

Что с ними не так?

Особенности поведения подростков, основные проблемы «сложного возраста»

Особенности подросткового возраста

Появление чувства «взрослости». Негативизм или упрямство.Стремление к самостоятельностиОтстаивание своих прав.Гормональные скачки. головокруженияповышенной потливостиСтремление к общению со сверстникамиТяга к противоположному полуПоиск себя

и испытание своих возможностейВнимание к собственной личностиПовышенное внимание своей внешности

Какие проблемы возникают в подростковом возрасте

ТревогаСтрах и стыд.Агрессия и злостьНеуверенность в себе.Снижение успеваемости и трудоспособности.ухудшение памятиОсобенности физического и полового развития

Нарушение навыка коммуникации

У некоторых детей, к сожалению, присутствует проблема с коммуникацией. Это не обязательно молчаливый, застенчивый малыш, которого не берут в общие игры. Чаще бывает так, что это гиперактивные, раздражительные или же агрессивные дети. Такого не примут в обычный садик, а значит, родителям нужно принять решение: как его адаптировать к обществу? Ведь не будете же вы сидеть с ним дома всю жизнь, да и ребенку нужно посещать школу.

Воспитанием детей с отклонением в психоэмоциональном развитии нужно заниматься, причем чем раньше начать, тем лучше. Чаще всего причинами отклонений будут:

  • врожденные структурные изменения головного мозга, проблемы с ЦНС;
  • гормональный дисбаланс;
  • повышенная агрессия, желание причинить боль, унизить;
  • невропатии;
  • фобии, страхи.

Могут быть и другие причины, мешающие общаться:

  • пониженная самооценка;
  • неврозы;
  • проблемы восприятия;
  • аутизм, излишняя замкнутость;
  • полное отсутствие эмпатии.

Причины разные, но главное – помнить: перед вами малыш, который нуждается в помощи. Иначе вся его дальнейшая жизнь сложится очень печально. В любом случае, необходимы будут консультации врачей: педиатра, терапевта, невролога, невропатолога, дефектолога. Необходимо следить за уровнем гормонов и правильным питанием. Иногда излишняя агрессия или возбудимость ребенка — последствие хронического недостатка некоторых витаминов и микроэлементов.

Как помочь ребенку?

Конечно, начать помогать нужно с семьи. Необходимо установить теплую атмосферу, в которой малышу хорошо, комфортно. Так можно облегчить проблемную адаптацию в учебном заведении. Возьмите за правило: после садика не ругайте ребенка, не заставляйте его делать что-то неприятное, хоть и полезное. Дайте малышу отдых после сложного дня. Он должен знать, что стресс от новой среды можно снять дома, рядом с любимыми родителями, игрушками.

Читайте также:  Аптечная косметика для проблемной кожи. Выбираем лучшее

Если случай тяжелый, рекомендованы консультации детского психолога или психотерапевта. Беседа со специалистом поможет ребенку вновь поверить в себя, вернуть уверенность. Если нет уверенности (в том что он — интересный, с ним есть о чем поговорить, с ним интересно играть), то нет и тяги к общению. Если малыш постоянно боится быть отвергнутым сверстниками, то будет избегать их общества. Психолог поможет решить эту проблему.

Родителям нужно запомнить, что обвинять в чем-то малыша, ругать его за неактивность, говорить, что он хуже других — это самое страшное, что только можно сделать. Такое поведение с малышом губит его личность. О каком общении может идти речь, если даже самые родные люди видят его неполноценным? Мягко, с любовью, помогите ему. Играйте с ним, развивайте в нем любовь к себе. Это важно, ведь кроме родителей никто не будет заниматься этим с малышом. Только так вы сможете ему помочь.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Читайте также:  Как замерить быка рулеткой чтобы узнать вес

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Последствия детской замкнутости

Замкнуться в себе может ребенок любого возраста. Даже самостоятельный подросток, переборовший несколько возрастных кризисов, не защищен от радикальных реакций мозга на новые стрессовые ситуации. Если запустить проблему, в дальнейшем она покажет себя в новых проявлениях:

  • Неспособность доводить начатое до конца;
  • Невозможность самостоятельно сделать выбор;
  • Агрессия со стороны людей, желающих самоутвердиться за счет слабых соперников;
  • Ночные кошмары;
  • Низкие коммуникативные навыки;
  • Неспособность донести до окружающих свои требования и опасения;
  • Попытки удержать себя в искусственных рамках;
  • Страх перед новыми знаниями, творчеством и спортом;
  • Уверенность в собственном бессилии;
  • Неспособность решать проблемы;
  • Трудности в поисках партнера;
  • Девиантные проявления.

Последний пункт наиболее опасен. Расстройства психики, связанные с неспособностью человека удовлетворить свои потребности, могут быть опасны не только для их носителя, но и для окружающих.

Как помочь гиперактивному ребенку?

С раннего детства гиперактивный малыш нуждается в продуманном игровом пространстве, где предусматриваются приятные для него условия для уборки игрушек. Функциональная мебель (шкаф, стеллаж) может быть восполнена красивым для ребенка контейнером, привлекательными и комфортными кармашками для очень маленьких вещей. На каждом кармане можно изобразить тот вид предметов или игрушек, который станет в нем сберегаться. Подобная классификация предметов крайне полезна для формирования мышления деток. Зная об очень высокой возбудимости ребенка, постарайтесь, чтобы в играх участвовало не больше трех человек. При этом необходим контроль за тем, что происходит, и распознавание сигналов, предупреждающих о потенциальном взрыве. Если потребуется нужно спокойно вмешаться и устранить инцидент: отвлечь ребенка или спокойно обговорить с ним напряженную ситуацию. Для выполнения значительных дел (к примеру, уроков) взрослый помогает ребенку организовать место для работы. Нужен письменный стол и стеллаж с ячейками, чтобы у любой вещи было собственное место. При этом лучше всего убрать из комнаты все ненужное, выключить радио и телевизор, потому как гиперактивный малыш не умеет сам «отсеивать» отвлекающие факторы. Для ребенка главное, чтобы взрослый всегда вел себя постепенно, говорил спокойно и всегда внимание обращал на любые положительные сдвиги в поведении ребенка, какими бы несущественного они не казались.

Выделяйте побольше времени для активных двигательных занятий (посещения спортивных секций, прогулок на чистом воздухе, игр во дворе), которые так существенны для него и в которых тратится его лишняя энергия. Взгляните на ситуацию с другой стороны: как хорошо, что вы можете разговаривать с подобным интересным человечком! Энергичный, расторможенный малыш привносит много свежих впечатлений в размеренную, запрограммированную жизнь и учит нас просто веселиться краскам этой жизни. Малыш регулярно вносит что-то новое, оригинальное, занятное; жить рядышком с ним – это получать полную палитру непосредственных эмоций!