КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Создай правильную атмосферу для чтения

Если хочешь прочно закрепить теорию, забудь совет «учись всегда и везде». Чтобы учебный материал с первого раза отпечатался у тебя в голове, нужна спокойная обстановка и внутренний дзен — тебя ничего не должно отвлекать. Только ты, учебник и тяга к знаниям.

Самое удачное время для чтения сложных параграфов — утро. За ночь твой мозг очистился, набрался сил, и готов впитывать сложную информацию. К вечеру он, как и весь твой организм, сильно устанет и не захочет запоминать прочитанное с первого раза.

Думаем, ты уже догадываешься, что самое неудачное место для чтения — это твоя кровать. Да, на ней уютно поваляться с учебником, но так ты не сможешь настроиться на серьёзную учёбу. Эффективнее будет читать за письменным столом. И лучше не в пижаме: у твоего тела другие ассоциации с этим предметом одежды.

Как запоминать формулы по математике?

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Читайте также:  Нет скучным лимузинам! 6 необычных вариантов свадебного кортежа

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

литература

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой душевной жизни.

В.А. Сухомлинский

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования читательских интересов является довольно значимой. Она служит нахождению таких путей обучения, которые привлекали бы к себе интерес учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников великую любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [77, С. 354]. Я.А. Коменский связывал решение этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей. Великий педагог создал такие учебники для детей, в основе которых, по существу, лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении.

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» Над проблемой формирования квалифицированного читателя работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Л.А. Ефросинина, О.В. Кубасова.

Что нужно помнить родителям:

Нужно каждый день отводить определенное время на чтение с ребенком. Лучше, если это будет делать не няня и не бабушка, а один из самых любимых и значимых взрослых. Удобнее выбрать время, связанное с какой-то последовательностью действий, скажем, перед ужином или после него.

Надо обязательно выбирать интересный текст. Если ребенок в шесть-семь лет не начал читать сам, то ему уже «Машенька и медведь» не интересна, а то, что может быть интересно, он не осилит по объему. И на этом многие останавливаются. Поэтому вы идете в хороший книжный магазин или на книжную выставку, или листаете книгу в интернет-магазине и выбираете тот объем текста и ту тему, которая вашему ребенку будет интересна, вплоть до того, что для девочки это могут быть кулинарные рецепты, а для мальчиков — сборник анекдотов, и наоборот. Сейчас много переводных текстов, где совсем немного фраз, такие тексты есть в переизданных журналах «Мурзилка».

Сначала ребенок читает примерно семь минут. Постепенно нужно увеличивать время чтения до 15-20 минут, не больше. Это самое важное, чтобы, во-первых, была информация, а во-вторых, ребенок не переутомился. Чтобы не пропустить момент, когда ребенок начал уставать, можно заводить таймер.

Если чтение дается тяжело, можно давать какую-то небольшую награду для поощрения, например что-то вкусное к чаю или настольную игру после чтения. Либо принять жетонную систему поощрения: ребенок может копить «солнышки». За неделю таких «солнышек» можно набрать пять-шесть штук. Но ни в коем случае нельзя использовать в качестве поощрения телевизор или Интернет.

Хвалите ребенка за чтение. Можно, например, провести праздник сотой страницы — купить пирог, пойти на аттракционы… Когда ребенок учится ездить на велосипеде, его нужно немножко поддержать — и он поедет. А если не держать, может не поехать. Может сильно удариться, разувериться в своих силах. С чтением дело обстоит точно так же.

Ника Батхен. Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать? Как заставить ребенка читать и стоит ли это делать? Мария Брюханова. Подросток и чтение Виталий Каплан. Кривая речь

Читайте также:  Колики у новорожденного: лечение в домашних условиях

Предоставьте ребенку возможность общаться

Важнейшая функция речи — общение. Дети начинают общаться задолго до того, как начинают говорить. Важно поддерживать их стремление к коммуникации, создавать условия для эмоционального и комфортного общения.

В первую очередь поддерживайте зрительный контакт, он играет огромную роль в развитии речи. Пытаясь научить ребенка речи во время игры, смотрите ему в глаза, а не на карточки с картинками. Пусть малыш видит ваше лицо и вашу улыбку, отслеживает эмоции, наблюдает, как двигаются губы и как произносятся слова.

Дайте ребенку возможность что-то сообщить, научитесь слушать. Не говорите слишком много и быстро, иначе ему будет непросто прервать вас. Делайте паузы в ожидании ответа и смотрите в лицо. Обязательно поддерживайте попытки ребенка отреагировать мимикой, не перебивая и не предугадывая все его желания.

Почему помогают

Родители безотказно помогают своим взрослым детям, когда боятся потерять их любовь, остаться в одиночестве, нуждаются в том, чтоб быть кому-то нужными или все контролировать.

Некоторые родители помогают взрослым детям, даже не представляя, что могут этого и не делать. Тому виной определенные факторы, способствующие принятия подобного решения.

Почему помогают
  1. Установившаяся модель поведения в семье, которая передается из поколения в поколение. Ситуация, когда сегодняшние бабушка с дедушкой некогда помогали своим повзрослевшим детям. Сейчас, когда эти дети сами являются родителями, они убеждены, что обязаны поддерживать, в том числе и финансово, своих отпрысков. Они даже не догадываются, что может быть по-другому, для них это естественный процесс.
  2. Попытка притупить чувство вины. Ситуация, когда родители по какой-либо причине, в том числе финансовой несостоятельности, не имели возможности дать своему ребенку все, что ему необходимо в то время, когда он был маленьким. Сейчас они пытаются это исправить, окружая взрослое чадо максимальной заботой, помогая деньгами, даря дорогие подарки.
  3. Результат шантажа. Ситуация, когда взрослый малыш, который не сумел состояться в жизни, начать достаточно зарабатывать, чтоб иметь возможность себя обеспечивать, обращается к родителям за помощью. Если те в ней отказывают, начинает угрожать, что больше их не навестит, перестанет с ними общаться или, что в старости не придет на помощь, не будет о них заботиться, раз сейчас они отказывают ему в поддержке.
  4. Отсутствие осознанности у родителей, что ребенок уже вырос. Случай, когда взрослая детина продолжает жить в отцовском доме. Такой человек может даже отказываться ходить на работу, ведь его и так все устраивает, он находится под крылышком отца и матери, которые его кормят, полностью обеспечивают. Тут может иметь место и упущение родителей, не начавший в свое время процесс развития самостоятельности у малыша, и любовь, которая затуманила глаза отца или матери, особенно если ребенок единственный в семье или женщина воспитывает его одна.
  5. Помощь взрослому человеку, который действительно не в состояние о себе позаботиться. Случай, когда человек имеет инвалидность или является неработоспособным, нуждается в специализированном уходе и заботе.
  6. Неправильное понимание ответственности. Ситуация, когда взрослый ребенок постоянно влезает в какие-то неприятности, в долги. А родители, которые считают, что несут за него ответственность, раз они его привели в этот мир, и, возможно, подобное его поведение является результатом неправильного их воспитания, постоянно приходят на помощь. Тем самым оказывают взрослому человеку медвежью услугу, так как он всегда уверен, что родители в любой момент его выручат, своей головой думать не нужно.
  7. Страх родителей, что взрослый сын или дочь пропадут без их помощи. Ситуация, когда присутствует убежденность в том, что выросшее чадо не сумеет самостоятельно себя прокормить, одеть, обуть, даже если уже живет в отдельной квартире. Нередко в такой ситуации мать еще и приходит к своему отпрыску домой, чтоб убрать, навести порядок, постирать вещи, приготовить еду.
  8. Потребность в контроле. Ситуация, когда родители, которые постоянно принимали решения за своего ребенка, что-то ему запрещали, ограничивали, не желают прекращать это делать, несмотря на то, что рядом уже давно не малыш.

На моей памяти был случай, когда взрослый мужчина, у которого уже была жена и маленький ребенок, продолжал жить в квартире своей бабушки. Все, что он зарабатывал, спускал на свои гулянки, не думая о своей семье. Оставшись без денег, начинал требовать их у бабушки, которая его воспитывала вместо матери. Женщина отдавала последние деньги из своей пенсии, потому что боялась, что внук от нее уйдет, заберет с собой правнука, и она останется совсем одна.

Читайте также:  8 модных образов из 80-х, которые актуальны до сих пор

Алгоритм семейного чтения:

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
  2. Во время чтения останавливайтесь и спрашивайте ребенка о понимании некоторых трудных слов.
  3. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
  4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
  5. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Алгоритм семейного чтения:

Таким образом, вы сможете не только взрастить вдумчивого читателя, но и развить речь и мышление своего ребенка.

Также вы можете предложить своему ребенку сочинить свою собственную книгу. Это увлекательнейшее и очень полезное упражнение. Вникнув в процесс создания произведений, вложив в рассказы свой труд и творческую энергию, ребенок начнет более внимательно и чутко относиться к произведениям других авторов. Приятным бонусом от создания книги будет более развитая речь, повышение грамотности, внимания и аккуратности.

Алгоритм семейного чтения:

Советую воспользоваться уже готовым сборником, где ребенок по заданным словам сочиняет свои собственные творения, которые потом с удовольствием прочтет в семейном кругу.

ПодробнееКниги для семейного чтенияКакие же книги выбрать для семейного чтения?

Алгоритм семейного чтения:

Это могут быть книги увлекательные, с захватывающим сюжетом или же с глубоким нравственным смыслом, или с яркими запоминающимися персонажами. Дело вкуса. Могу предложить некоторые книги, которые великолепно подходят для чтения всей семьей.

Как приучить детей читать летом?

В этот время хочется только гулять и ничего не делать, но развиваться и учиться нужно всегда, поэтому родители должны различными хитростями и уловками направлять детей на правильную дорогу – мотивировать их на прочтение книг, а не на просмотр телевизоров и компьютерных программ.

Говорят, что нужно придумать определенный стимул, чтобы заставить ребенка читать, но это не всегда этично и правильно, тем более, когда речь идет о денежном вознаграждении. Уж лучше это будет любимое увлечение ребенка, развивающаяся игрушка и т.д.

Книги выбирайте вместе, если ребенок маленький, то ему будет интересно читать иллюстрационные сюжеты, с яркими картинками и большими страницами. Для более взрослых детей возможно даже сменить формат чтения, разрешить читать на планшете или электронном ридере.

Правда, этот процесс нужно контролировать, а то детвора быстро переключают свое внимание на компьютерные игры или социальные сети. Лучше всего выбрать специализированное устройство для чтения — PocketBook Touch.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Книга о малыше

Популярные программы в помощь писателю

Многие уверяют, что лучше всего писать в ворде, пользуясь знакомыми и привычными функциями. Этот вопрос решается индивидуально: кому как удобнее. Ведь сегодня появилось много сервисов, «заточенных» специально под писателей, критиков, журналистов. Начать карьеру писателя можно с помощью программ:

  • Liguid Story Binder;
  • Scrivener;
  • Hemingway;
  • Блокнот.

Первая проверяет грамотность, резервирует копию текста, позволяет создавать шаблоны сюжетных зарисовок.

Вторая дает возможность создавать много проектов, все сохраняет автоматически.

Третья дает возможность выявить и устранить сложные для восприятия конструкции. Только учтите, что некоторые сервисы — англоязычные, для русских текстов не подходят.

Новичок легко разберется также с Главредом (стиль, тавтология), с Адвего (проверяет грамотность, водность, заспамленность). А можно просто работать в программе Блокнот — функций минимум, зато открывается быстро и на любом носителе.