Как подготовить ребенка к школе психологически

Как подготовить ребенка к школе? И как избежать распространенных ошибок родителей?

Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс

Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:

  • своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
  • свой день рождения и дни рождения своих родителей;
  • дни недели, месяцы, сезоны;
  • названия распространенных животных и растений;
  • основные цвета;
  • основы ПДД;
  • профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
  • основные праздники;
  • «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
  • чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
  • чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
  • чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
  • решать простые задачки;
  • отгадывать логические загадки;
  • восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
  • описывать изображение, пересказывать истории;
  • знать небольшие стихотворения;
  • считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
  • вырезать ножницами геометрические фигуры;
  • рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Малыш должен уметь считать от 1 до 10, обратный счет от 10 до 1, находить недостающее число в ряду из нескольких, в рамках десятка выполнять элементарные расчетные операции.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Нужно ли готовиться заранее?

Многие школы в настоящее время предлагают подготовку у себя и ведут ее учителя начальных классов. Поэтому можно заранее узнать ведется ли подготовка детей к школе в самом образовательном учреждении, в которую собираетесь отдать своего ребенка и записаться. Обычно она начинается за год до поступления малыша в школу. Однозначного мнения, обязательно это нужно или не требуется, нет. Это ваше пожелание и только. Какие плюсы главные в этом случае?

Ваш малыш сможет познакомиться со школой заранее. Можно с ним прогуляться по территории школы, пройтись по коридорам школы. Занятия по подготовке будут проводиться в одном из кабинетов, так ребенок сможет познакомится с внутренним устройством класса. И тогда 1 сентября он уже пойдет в знакомое ему место. Так вы сможете избежать лишнего психологического стресса дитя.

Нужно ли готовиться заранее?

Далее малыш сможет познакомится с учебным процессом. Он будет сидеть за партой, будет слушать учителя и учиться отвечать. Это очень полезно сделать предварительно. Малышу будет спокойней и легче потом, когда начнется настоящая учеба. Что касается самого уровня подготовки на таких занятиях, это все индивидуально. Вообщем, все зависит от профессионализма педагога, его методики и готовности самого ребенка к таким занятиям. Рекомендую к чтению для родителей полезную книгу «35 занятий для успешной подготовки к школе».

Как избежать ошибок?

Самые распространенные ошибки родителей – это запугивание рода: «Станешь в школе двоечником», «Если будешь таким жадным, с тобой в школе никто не будет дружить», «Слушайся, а то учительница тебе даст перца в школе».

Читайте также:  10 лучших средств для ухода за жирной кожей лица в домашних условиях

И чем больше таких негативных установок, тем хуже. Ведь малыш имеет представление о будущем только с наших слов – и все. И конечно же, ничего хорошего от школы в будущем он и ожидать не станет, если так все плохо. Поэтому куда лучше вместо 1000 и 1 страшилки рассказывать чаду о собственном детстве и ярких школьных впечатлениях. Вот только не нужно сразу с азартом соревноваться с мужем, кто больше шалостей провернул и подложил кнопок учительнице. Об этом стоит даже умолчать. Куда полезнее будет рассказать будущему первокласснику, как здорово узнавать что-то новое, получать оценки и общаться со школьными друзьями.

За лето потихоньку соберите ему рюкзак, с любовью выберите форму и новую одежду. Если у ребенка нет своей детской – самое время выделить для него уголок. Пусть перемены в его жизни начнутся уже сейчас, тогда с начала осени для него не будет все резким и неожиданным.

Как избежать ошибок?

Вселяйте в малыша оптимизм, и всегда уверенно говорите, что он будет умничкой и у него все получится!

Психолог Анна Вадимова для сайта «»

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) — 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.

Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов. Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.

Читайте также:  Каких цветов бывают розы: расцветки, названия, виды и сорта

Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.

Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.

Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.

Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.

Как мотивационно заинтересовать будущего школьника?

Подготовка ребенка к школе: советы

Мотивационную готовность ребенка следует формировать положительными высказываниями, что ожидает его в школе, а не на угрозах и запугивании. Повысить мотивацию ребенка к школьному обучению поможет пример родителей и близких людей (покажите свои тетради, школьные награды, знаки отличия, расскажите о положительном опыте школьного обучения). Привлекательность для сына и дочери школьного обучения можно повысить, создав портфолио достижений ребенка. Главное — никогда не забывайте поддерживать своего ребенка в течение всей школьной жизни:

Как мотивационно заинтересовать будущего школьника?
  • Попробуй еще раз
  • Ничего, не волнуйся, у тебя все получится
  • У тебя получилось лучше, чем в прошлый раз!

Возможно, ребенок не скажет вам спасибо словесно, но рано или поздно обязательно поймет, насколько важными для него были ваши слова поддержки. Не забывайте готовность ребенка к школе зависит во многом от родителей. Следите внимательно за развитием детей, почаще отдыхайте вместе, особенно полезен совместный отдых на природе.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при подготовке к школе?

  1. Неусидчивость. Очень часто ребенку не хватает терпения довести начатое дело до конца. Родители должны помогать ребенку справиться с задачей, тогда он привыкнет доводить начатые дела до конца.
  2. Не умение соблюдать правила и дисциплину. Поэтому, с раннего возраста нужно приучать детей к правилам. Лучше всего развить эту способность помогают настольные игры. 3. Неумение обобщать и классифицировать предметы. Чтобы справиться с этой задачей, можно использовать игры с картинками. Например, что здесь лишнее или как можно обобщенно назвать все нарисованные предметы. 4. Нежелание учиться. Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.
Читайте также:  Аллергическая сыпь у детей: фото, симптомы, признаки, диагностика

Сейчас существует много методик, по которым можно заниматься с ребенком. Это методика Зайцева, Глена Домана, Жуковой, Миниярова.

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

  1. Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами. 2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю. 3. Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры. 4. Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм». 5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он ее выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.

Психологическая подготовка детей к школе проводится с психологом. Он проведет диагностику психологической готовности: пообщается с ребенком, определит его навыки общения, умения и знания и даст рекомендации родителям. Специалист поможет скорректировать поведение ребенка. Если же родители уверены в своих силах и понимают, что сами смогут подготовить ребенка, тогда можно обойтись без помощи специалиста.

Как провести диагностику психологической готовности к школе самому?

Ребенок должен уметь:

  • работать по правилу;
  • воспроизводить образцы;
  • распознавать отдельные звуки в словах;
  • выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе.

Обычно психологи задают такие вопросы, выясняя уровень их бытовых знаний:

  • назвать свое имя и имена родителей;
  • сказать свой возраст;
  • назвать город, в котором живет и полный адрес;
  • перечислить животных диких и домашних;
  • какое время года появляются листья? Когда отпадают?
  • вопросы о временах суток;
  • какими столовыми приборами пользуешься? Какую одежду одеваешь зимой или летом?

Если ребенок даст 10 правильных ответов на вопросы, считается, что он готов к школе. Но немаловажно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Задайте ребенку такие вопросы:

  1. Хочешь ли ты в школу?
  2. Зачем учиться?
  3. Что такое уроки и домашнее задание?
  4. Как нужно себя вести на уроках?
  5. Что появится нового в твоей жизни, когда ты пойдешь учиться?

Итак, подведем итоги. Чтобы узнать, готов ли ваш ребенок к школе, необходимо, проконсультироваться с детским врачом. Очень важно быть физически готовым к школе. Социальную готовность можно определить по желанию ребенка общаться со сверстниками, умению устанавливать контакт со взрослыми и детьми.

Интеллектуальная готовность – набор знаний и умений обобщать, анализировать, думать, делить на группы. Немаловажно, умеет ли ребенок рассуждать и фантазировать. Мотивационная готовность ребенка выясняется в ходе беседы с ним о школе. Он должен иметь желание идти в школу, чтобы узнать что-то новое.

Школа – это большая психологическая нагрузка. Если вы понимаете, что ваш ребенок не готов к школе, не следует спешить. Дайте ему возможность созреть, чтобы избежать проблем в будущем.