Как научить ребенка считать? Палочки для детей

В психологии выделяют определенные возрастные периоды, когда правильно осваивать с ребенком некоторые принципы счета:

Подробный обзор

Дальнейшие шаги

Все вышеописанные советы предполагают наличие наглядного материала, а хочется, чтобы малыш освоил технику устного счета. Этого невозможно достичь до тех пор, пока ребенок не научится основам арифметики, и на этом этапе без вспомогательных средств не обойтись.

Когда дошкольник поймет начальную арифметику, и ему легко будет даваться решение простых математических задач, умение считать в уме придет само собой.

У ребенка хорошая зрительная память. На первых порах, при устном счете, малыш будет вызывать в уме зрительные образы – карточки с цифрами, счетные палочки или любую другую вспомогательную информацию. Постепенно способность решать примеры на ходу будет отточена до автоматизма.

Обычно родителям хочется ускорить этот процесс, чтобы малыш был полностью готов к школе. Как научить ребенка быстро считать в уме? Залог успеха – постоянные тренировки. Необходимо продолжать считать всегда, и считать везде, но уже без наглядных предметов. На прогулке можно обратить внимание ребенка на номер машины. Например, номер автомобиля – 364. Сколько получится, если сложить эти цифры вместе? Именно эту задачу ребенок должен решить в уме. В магазине: “Давай угостим фруктами твоих друзей – Рому, Таню и Влада. Сколько апельсин нам нужно купить?” Малышу придется подсчитать нужное количество устно.

Такие регулярные ненавязчивые занятия математикой обязательно принесут результаты, и знания, самым естественным образом, уложатся в голове малыша.

Причины упорного молчания

Мамы двухлетних «молчунов» часто жалуются, что вот, мол: «Растет малыш в любви и ласке, общительный и сообразительный, а ни «мама» ни «папа» не говорит, а только «ыкает» и жестами объясняется. И что делать? К врачу водили, уши проверяли, врач говорит, что нормально все, а ребенок мычит и все тут»! Беспокойство родителей понятно, ведь малыш, если у него все нормально с физическим и психическим здоровьем, обычно начинает говорить уже после года и к двум годам вполне умеет складывать простые предложения из 3-4 слов.

Специалисты утверждают, что при правильном воспитательном подходе и отсутствии проблем со здоровьем ребенок к трем годам имеет словарный запас в 300-500 слов.

Причинами же нежелания (неумения) ребенка выразить свои эмоции и мысли словами могут стать:

  • социальные или внешние факторы, когда ребенка не мотивируют на развитие речи или он растет в семье, где родители говорят на разных языках;
  • физиологические или внутренние проблемы, обусловленные наследственностью или неврологическими факторами.

Некоторые врачи считают, что если к двум годам ребенок разговаривает на непонятном для взрослых языке, но понимает все, что от него требуют, то причин для большого беспокойства нет. А вот если он в три года не умеет произносить внятно слова и связать несколько слов в одно предложение – стоит бить тревогу. Но давайте подробнее разберем каждую причину, которая мешает ребенку начать говорить в два года.

  1. Малыша слишком опекают и предугадывают все его желания, не давая стимула к самостоятельности, а значит и к развитию речи.
  2. Если с ребенком все время разговаривают, коверкая слова и называя предметы в уменьшительно-ласкательном варианте (проще говоря – сюсюкаются), то говорить такой ребенок начнет однозначно позже обычного срока и невнятно.
  3. Когда обстановка в семье, мягко сказать, некомфортная для малыша и родители мало с ним говорят и общаются, то и ребенок будет расти молчуном с небольшим запасом слов. А частые скандалы в семье способны так напугать кроху, что он, испытав стресс, и вовсе надолго замолчит. Тут уже стоит обратиться за советом не к логопеду, а к детскому психологу.
  4. Наследственный фактор также играет немалую роль в развитии речи. Если мама или папа, дедушки или бабушки в детстве были «немтырями» и начали разговаривать поздно, то и малыш, скорее всего, будет им под стать. Считается даже, что такая проблема только еще больше усугубляется от поколения к поколению.
  5. Неврологические патологии, связанные с проблемой дефектов и новообразований в головном мозге, выявляются только с помощью специально назначенного МРТ и после обследования у специалиста.
  6. О проблеме речи в билингвальных (двуязычных) семьях мы уже упоминали. В такой семье маленькому ребенку просто трудно подобрать звуковые комбинации для сложения правильного слова, и кроха вынужден или молчать, или выдумывать свой собственный язык, который, естественно, не будет понятен его родителям.
  7. В некоторых случаях расстройство экспрессивной речи случается из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте психических заболеваний.
  8. Причины иногда кроются и в физическом недостатке – короткой языковой уздечке или сниженном тонусе мышц нижней части лица.
Причины упорного молчания

Но иногда, примерно в 10%, выяснить проблему молчания никак не удается, и если ребенок вдруг внезапно начинает чисто и внятно говорить, то все списывают на индивидуальный характер малыша, мол, он просто молчун.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

Читайте также:  Правила ухода за новорожденным дома в первые дни жизни

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Рекомендации для родителей

Безопасность превыше всего.

Необходимо создать безопасные условия для самостоятельной игры малыша. Чтобы не было необходимости каждую минуту заглядывать к ребенку, стоит убедиться, что в детской комнате отсутствуют режущие и острые предметы, стеклянные вещи, розетки без заглушек.

Организация игровой зоны для ребенка.

В квартире необходимо организовать уютный детский уголок, в котором малыш будет чувствовать себя максимально комфортно. В таком уголке ребенок сможет расставить свои игрушки, оформить все по своему вкусу и играть там продолжительное время.

Правильный подбор развивающих игрушек.

Необходимо подобрать игрушки, с которыми ребенок сможет играть без взрослых. Это могут быть машинки, музыкальные игрушки, железная дорога, конструкторы, карандаши. Девочки смогут возиться с куклами, аксессуарами для нее, детской посудой.

Будьте заинтересованы в процессе детской игры.

Малышу очень важно, что родители интересуются его успехами. Время от времени необходимо интересоваться, что получилось у малыша. Особенно это актуально, если ребенок строит что-то из кубиков или рисует.

Между вами и ребенком должен быть контакт.

Если ребенок что-то спрашивает, необходимо обязательно откликаться и отвечать на вопросы. Иначе ребенок начнет нервничать и тревожиться из-за ощущения одиночества.

Повышение интереса к игре.

Необходимо постоянно стимулировать детский интерес к игре. Предложите ребенку собрать что-то новое из конструктора или нарисовать вам в подарок картинку.

Помогите ребенку достигнуть цели игры.

Если у ребенка что-то не получается, он начинает капризничать. Помогите ему немного, и возможно ребенок опять увлечется игрой и продолжит самостоятельно.

Правила в самостоятельной игре необязательны.

Не нужно навязывать малышу правила игры. Пусть сам проявляет инициативу и придумывает что-то новое. Например, если он использует свой велосипед для катания игрушек, пусть будет так. Не пытайтесь говорить ребенку, что он сам должен кататься на велосипеде.

Самостоятельность должна поощряться.

Не одергивайте ребенка постоянными «Нельзя». Запреты в виде «Нельзя бросать игрушки», «Нельзя топать», «Не бегай» оставят в памяти малыша только негативные впечатления, и отобьет желание играть самому.

Чтобы приучить малыша к самостоятельной игре, необходимо убедиться, что ребенок в хорошем настроении, он отдохнул, сыт и здоров. Приучение должно быть постепенное.

Мотивация ребенка к самостоятельной игре.

Хвалите ребенка, если он самостоятельно придумал игру, нарисовал красивую картинку, сделал аппликацию или собрал пазл. Предложите ему что-то вкусное, но все должно быть в меру, чтобы самостоятельная игра не превратилась к зарабатывание лакомств.

Психологи считают, что самостоятельность заложена в ребенке с самого малого возраста, когда он начинает играть со своими ручками, потом с погремушками.

Упражнения для обучения счету

Упражнения на развитие способности считать, делятся на три категории: первая – это умение считать до десяти, вторая – до двадцати, третья – до ста.

  1. Учимся считать в пределах 10

Дома можно проводить с ребенком такие игры:

  • Учите основам счета на пальцах, знакомя ребенка с числами до пяти. Однако, помните, что научить этому просто, а отучить обратно гораздо сложнее. Многие дети до 5 класса считают с использованием пальцев, что негативно сказывается на их дальнейшем развитии. Чтобы впоследствии отучить малыша от этого простейшего метода счета, используйте специальные разработанные психологами и педагогами методики.
  • Нарисуйте или найдите картинки, с изображенными на них предметами в количестве от одного до пяти штук, цифры пока не показывайте малышу – это может его запутать. Освоение новых знаний с использованием картинки считается самым эффективным методом, когда возраст детей до трех лет.
  • Смотрите вместе развивающие мультфильмы и передачи – есть специализированная программа и видео в интернете, в которых используются различные приемы и методики для освоения счета.
  • Можно учить сложению и вычитанию на счетах – в магазинах игрушек встречаются красочные и интересные для детей варианты.
  • Читайте стишки для маленьких, в которых встречается счет и другие математические приемы.
  • Ну и не забывайте в любое свободное время и в любой момент использовать возможность посчитать окружающие вас предметы вместе с малышом.
  1. Обучаемся считать до двадцати

Поле того, как малыш освоил счет на пальцах до пяти и цифры до десяти, и не «плавает» в их последовательности, можно приступать к обучению счету до двадцати посредством использования следующей методики:

  • В первую очередь объясните ребенку, что следующие числа после 10 состоят из двух цифр. Расскажите, что первые цифры обозначают десятки, а вторые – единицы.
  • Возьмите две емкости или коробки. В одну положите двузначное число (например, 12 или 13) знакомых ребенку предметов, а в другую несколько единиц или один предмет. Этот прием позволит детям наглядно увидеть разницу.
  • Расскажите, что единицы всегда следуют одна за другой – сначала 11, потом 12, 13 и т.д.
  • После того, как малыш разберется с основами счета до двадцати и хорошо придерживается последовательности цифр, давайте ему задания на укрепление полученного навыка: например, просите подать вам 12 вилок, или собрать 15 ягод.
  1. Обучаемся считать до ста

Когда малыш вступает в старший дошкольный возраст (4-6 лет), можно обучать счету до ста.

  • Сначала расскажите о числах 10, 20, 30, 40 и далее до 100, что десятков всего девять. Объясните, что от 10 до 20, от 20 до 30 и т.д. есть еще единицы, приведите примеры.
  • Каждый день выучивайте по одному десятку. В конце дня – повторяйте, сначала используя любые подручные предметы. Если усвоение идет плохо – возвращайтесь в начало ваших занятий.
  • Не забывайте про развивающие игры – когда большая часть чисел будет освоена, напишите в ряд числа по очереди, пропустив одно. Задача малыша – найти его.
  • Обязательно хвалите! Старайтесь не использовать фраз «ты делаешь это плохо», «ты не способный» и т.п. Делайте все возможное, чтобы сохранить позитивную мотивацию к обучению.

Учим самостоятельности

Дайте ему внимание

Побудьте с ним рядом. Почитайте, поиграйте, уделите столько внимания, чтобы он им «насытился». Когда ребенок вдоволь наиграется с родителями, тогда ему легче будет остаться одному, хотя бы для начала на несколько минут.

Начните играть вместе

Подготовьте все для игры, начните ее совместно, затем предложите ребенку подсказать, что будет происходить дальше. Проявите заинтересованность, внимательно послушайте, посидите рядом, пока ребенок играет, а потом ненадолго займитесь своим делом, в пределах видимости. Потом подойдите, подробно расспросите ребенка о том, что случилось в ваше отсутствие, порадуйтесь, похвалите. Поиграйте вместе и, дождавшись удобного момента, опять отойдите.

Дети копируют поведение родителей

Присядьте с книгой и предложите ребенку тоже посидеть недалеко от вас, с его книжкой с картинками или раскраской. Пусть он видит вас, понимает, что вам интересно сидеть и читать. Можно предложить ему игру на кухне. Дайте ему фасоль, небьющиеся чашки, контейнеры с яркой окраской – пусть тоже готовит обед для своих игрушек, пока вы готовите свой. Он будет с вами, но играть самостоятельно. И обязательно похвалите его за это, скажите, что он стал совсем большим.

Обеспечьте безопасность

Ребенок всегда уверен, что родители смогут защитить от любых неприятностей. Поэтому, дети часто боятся играть в другой комнате. Так что, если вы им это предлагаете, то в той комнате не должно быть ничего, что может стать опасным для него. А если вы каждые несколько минут туда заходите, чтобы проверить, все ли с ребенком в порядке, то он скоро придет к мысли, что там точно ему что-то угрожает. И самостоятельной такую игру уже нельзя назвать. Поэтому, если вы сильно беспокоитесь, то лучше пусть он играет в одной комнате с вами, но без вашего непосредственного участия.

Развивайте творческие навыки

Попросите ребенка, чтобы он придумал историю с его любимыми игрушками, и дайте ему на это 5-10 минут. Покажите, как двигается стрелка часов или поставьте песочные часы. Затем подойдите и выслушайте ее. Можно историю записать в тетрадь, а потом почитать всей семье. Это развивает фантазию, и дети могут составить небольшие рассказы, которых хватит на целую книгу.

Не допускайте «тревожный контроль»

Многие родители выходят из комнаты незаметно для ребенка, а он, обнаружив, что остался в одиночестве, плачет и бежит искать родителей, а в дальнейшем постоянно следит, чтобы вы не исчезли. Лучше предупреждайте всякий раз, что выходите из комнаты ненадолго. И не обманывайте. Если ребенок будет вам доверять, то не будет включать «тревожный контроль» и беспокоиться, что вы не вернетесь. Через какое-то время, он сможет оставаться один более длительное время, и станет более независимым.

Самостоятельность и одиночество – это разные вещи

Навыки самостоятельности могут проявиться только после полноценного общения с другими людьми. Игры с детьми, совместные занятия с взрослыми, занимают воображение ребенка и учат его, чем можно заняться без их присутствия. Он использует диалоги, чтобы разговаривать с игрушками, проявлять терпение, получать удовольствие от своих фантазий и времени с самим собой. Он будет использовать моменты, когда вы занимаетесь своими делами, чтобы разыгрывать разные роли, когда общался с другими взрослыми и детьми.

Не прерывайте его

Если ребенок чем-то занимается, не прерывайте его, чтобы предложить другую, более интересную, на ваш взгляд игру или занятие. Часто моменты, когда, как вам кажется, ребенок просто сидит и ничем не занимается, он что-то придумывает или занимается развитием какого-либо навыка, важного для него, хотя и непонятного для вас. Поэтому, лучше просто наблюдать, чтобы у него все было хорошо, а когда он захочет – сам к вам обратится.

Читайте также:  Макияж зимы-2019/20: новые коллекции косметики

Используйте обучающие моменты

Обучение может происходить в любом месте. Расспрашивайте ребенка, чему он научился, что узнал, пусть покажет вам. Дети любят чувствовать себя большими и умелыми, им нравится проявлять свою осведомленность. Поощряйте и хвалите его за малейшие успехи, за то, что он самостоятельно что-то узнал и усвоил.

Время, проведенное в просмотре мультфильмов или игре с гаджетами, самостоятельной игрой не считается. Для развития нужна полноценная игра, в которой задействуется все  

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9, можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65 27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

95-29=(95-30)+1=64 Или вычитать поразрядно: 75-24=75-20-4=51

Как объяснить ребенку состав числа

Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими. Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:

  1. Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
  2. Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
  3. Зарисовывайте домино.
  4. Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.

Выполняйте такие упражнения с ребенком максимально часто. Действия с составом числа у него должны дойти до автоматизма. Без этого вы не научите ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток. Малыш в итоге должен понять, что если он хочет узнать, сколько будет 8+7, например, ему надо выполнить такую последовательность арифметических действий:

  1. Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
  2. Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
  3. Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.
Как объяснить ребенку состав числа

Пример вычитания с доведением до 10:

  1. Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
  2. Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
  3. Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.

Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:

  • понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
  • складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
  • определять разрядный состав числа;
  • выполнять действия с каждым разрядом по очереди.

Как научить ребенка считать?

Наиболее целесообразно использовать детали набора для изучения математических действий. И начать следует со сложения и вычитания.

Смоделируйте ситуацию:

  1. «Перед тобой лежит одна палочка». Попросите ребенка положить требуемое количество предметов перед собой.
  2. «Я даю тебе еще 2 палочки». Протяните ему указанное количество палочек.
  3. «Сколько у тебя теперь палочек?» Ребенок начнет считать. Когда закончит счет, он сделает вывод, что теперь у него 3 палочки.
  4. Усложните задание. Пусть малыш под палочками выкладывает плиточки с цифрами, обозначающими количество предметов на столе. Так он от наглядных примеров перейдет к абстрактным действиям с графическими символами – цифрами.

Когда малыш поймет, что при сложении число предметов возрастает, а при вычитании уменьшается, можно переходить к изучению знаков «плюс», «минус» и «равно».

← Летающая феяГоворящий хомяк → comments powered by HyperCommentsДругие материалы рубрики Обзор камеры для детей. Видеоняня Обзор игрушки Эйфелева башня — 3Д пазл 3D модель из металла по мотивам «Звездных войн»

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат. Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину.

Обучение в игре

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?Любит Не любитДетям предлагается решить задачи, мысленно пробираясь по круговому лабиринту с воронками с числами к центру круга.

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.