Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

Кто из родителей, пытаясь очередной раз накормить свое любимое чадо, не произносит дежурные фразы из собственного детства: «Ложечку за маму…» или «Ешь скорее, пока волк не пришел». И даже не догадывается, что эти слова на автопилоте не такие уж безобидные. Да-да, они оказывают на малыша скрытое психологическое влияние!

Зри в корень

Прежде всего необходимо ответить на принципиальный вопрос: почему ребенок плохо ест? Мотивы нежелания вашего чада питаться правильно подскажут, в каком направлении двигаться, чтобы привить ему здоровую тягу к еде. Специалисты уверяют, что чаще всего причины расстройства пищевого поведения носят психологический характер. Это может быть попытка привлечь внимание к своей персоне, протест против частых ссор родителей, излишняя избалованность или, напротив, спартанские методы воспитания и т.д. Иногда малыш испытывает непреодолимый дискомфорт за столом из-за того, что ему постоянно делают замечания (как правильно держать вилку или ложку, вести себя за столом). В результате процесс приема пищи неизменно ассоциируется с негативом.

Очень часто ребенок не хочет кушать, потому что ему попросту невкусно. Дело не в отсутствии у вас кулинарного таланта, а в том, что гастрономические пристрастия детей бывают чересчур избирательными. Нелюбовь к овощам, кашам, супам и прочим полезным блюдам выражается в постоянных капризах. Задаваясь вопросом, как научить ребенка кушать, стоит обратить внимание и на собственные неосмотрительные поступки.

Стремление побаловать ребенка конфетами и пирожными в качестве перекусов чревато отсутствием аппетита во время основной трапезы. Если вы не выработали четкий режим дня и ребенок поздно ложиться спать, то утром он вполне предсказуемо откажется от положенного завтрака. И будет прав, ведь при таких условиях организм не настроен на потребление пищи.

Случается и так, что ребенок мало кушает, потому что отвлечен куда более занимательным действом. Например, мультиками, чтением книг или другими представлениями, которые устраивают старшие, чтобы потешить чадо хлебом и зрелищами. Эта пагубная практика заставляет ребенка связывать процесс поглощения еды с развлечениями. И если они исчезают, вместе с ними пропадет интерес к еде.

Тактика мирного завоевания

Заставлять ли ребенка есть, зная причину частых отказов? Ни в коем случае, предостерегают психологи. Агрессивные способы вроде принуждения, запугивания или шантажа только усугубят проблему. Методы должны быть миролюбивыми и последовательными.

  • Разобраться с психологическими проблемами в семье подчас не в состоянии даже сами родители. В этом случае докопаться до сути поможет специалист. В остальном вы вполне можете обойтись собственными силами. Помните, что обеденный стол – это свободная от конфликтов зона, где все наслаждаются едой и общением. Создайте непринужденную и радостную атмосферу и ни в коем случае не ругайте ребенка, заставляя его испытывать чувство вины.
  • Чтобы привить детям любовь к определенным продуктам, потребуется большой запас терпения и творческий подход. Ребенок не любит творог? Сделайте сырники необычной формы и придумайте для них смешное название. Из ненавистной морковки можно вырезать причудливые фигурки, на тарелке с кашей нарисовать джемом забавную рожицу, из картофеля приготовить цветное пюре, а из мяса и риса – забавных ежиков.
  • Как приучить кушать ребенка, если он злоупотребляет перекусами и вредными сладостями? В первую очередь замените их яблоками, грушами или сухофруктами. Определите постоянное время и количество приемов пищи. Чтобы быть здоровым, ребенок должен питаться 5-6 раз в сутки, разумеется, небольшими порциями. А конфеты, шоколадки и прочие сладости приберегите для окончания обеда или ужина.
  • Максимально разнообразьте детское меню. Готовьте каши, супы, мясные и рыбные блюда с овощными гарнирами для основных трапез. Для второго завтрака или полдника сделайте небольшой сэндвич или булочку с теплым молоком. Со временем детский организм настроится на правильный режим, и будет охотно принимать пищу.
  • Если у вас подрастает малыш-«сова», к нему потребуется особый подход. После позднего пробуждения желудку нужно некоторое время, чтобы прийти в себя. Поэтому для начала взбодрите ребенка каким-нибудь активным развлечением. А перед завтраком дайте ему стакан фруктового сока – это поможет пробудить аппетит.
  • Нередко ответом на вопрос, почему ребенок стал плохо есть, является недомогание малыша. В этом случае сердобольные родители пытаются с удвоенной силой накормить изголодавшееся чадо. Но при болезни отказ от еды является естественной реакцией. Организм направляет все ресурсы на борьбу с заболеванием, и сил для переваривания пищи не остается. В такие дни больному малышу нужно давать легкую пищу вроде бульона, овощей, фруктов или натуральных йогуртов.

Чтобы понять, как заставить ребенка кушать, в первую очередь важно осознать, что насильно делать этого нельзя. Ребенок должен испытывать добровольное желание и здоровый аппетит, и тогда практически любая еда будет в радость. Вам остается подготовить для этого благодатную почву. 

Стоит ли говорить

Объяснить ребенку развод родителей – непростая задача. Нужно учитывать возраст, правильно подобрать слова, продумать, что стоит рассказать, а о чем лучше умолчать, суметь успокоить.

Читайте также:  10 ошибок, которые нельзя допустить, выбирая имиджмейкера

Надо ли говорить детям, о том, что родители разъезжаются — этот вопрос волнует маму и папу совсем еще маленького чадо. Им кажется, что малыш еще настолько несмышленый, что, возможно, ничего и не поймет. Как говорят психологи, даже с трехлетним нужно проговорить грядущие в его жизни перемены и на его языке объяснить, почему так произошло. Малыш этого возраста уже способен осознать, что что-то не так как прежде и, естественно, он заметит отсутствие в доме одного значимого для него взрослого. И если не объяснить, что папа будет теперь только приходить в гости, то он решит, что и мама может также исчезнуть, оставив его одного. Важно рассказать, что изменится в его жизни. Если происходят предсказуемые события, то они не пугают.

Стоит ли говорить

Если дети старшего возраста, то непременно нужно рассказать, что родители разводятся. И чем быстрее это сделаете, тем лучше. Не надо придумывать, что родитель куда-то отправился. Дети рано или поздно поймут, что произошло или им расскажут «доброжелатели». Ложь со стороны близкого человека нанесет травму и подорвет доверие.

Потребность в самостоятельности

Ребенок переходит от дошкольной жизни к школьной, он адаптируется к иной среде, развивает новые навыки и способности. Он чувствует себя очень взрослым и самостоятельным, начинает отказываться от детских игр, не реагировать на просьбы и отвергать помощь.

Начинается период, когда он ищет грань между “можно” и “нельзя”, обретает самостоятельность и учиться на своих ошибках.

Чтобы помочь, нужно:

  1. Дать понять, что самостоятельность ведет за собой обязательную ответственность.
  2. Отказаться от гиперопеки.
  3. Предоставлять возможность выбора, если это возможно.
  4. Приучить совершать одному такие действия, как подготовка ко сну, сон, ванные процедуры.
  5. Не кричать и не ставить ультиматумы.

Примеры из жизни

Грубит домашним и чужим детям

При встрече с незнакомыми детьми на детской площадке — «я не собираюсь с тобой дружить и делиться игрушками» и играет одна или с братом, хотя к ней относятся, в основном дружелюбно (с хорошо знакомыми детьми она дружит). Может запросто нагрубить няне, бабушке, пришедшему домой врачу — без всякой причины, просто «на всякий случай». Я не сторонница наказаний, использую в основном метод естественных последствий, ну изредка могу и голос повысить, если совсем доведет (в этом случае сразу в слезы: мама, я тебя боюсь! — хотя я не разу не шлепала ее, ни унижала и вообще не особо страшна в гневе). На мое требование вести себя «прилично» (т.е. что дети со взрослыми так не разговаривают и т.д.) находит всегда кучу отговорок или вообще уходит от разговора. Я всегда старалась ее воспитывать в «разумно демократическом стиле», всегда с объяснениями, часто с уговорами или играми, избегая императивных приказов. Наш психолог говорит, что у ребенка отсутствуют границы дозволенного (при ее приходе дочь демонстративно удаляется в комнату и рычит «не нужно мне общаться ни с какой тетей Машей». Да, единственный человек, с которым она не качает права — папа, она его видит всего час-полтора вечером перед сном и с ним ведет себя ангельски, хотя раньше преимущественно с ним и закатывала истерики.

Грубит взрослым, задирает детей, требует

Моя 4-х летняя старшая дочка, в последнее время стала совсем неуправляемой. Все тоже самое, и убить грозится, и чужим людям в лицо может сказать всякую гадость, а уж как меня называет… Мы ходили с ней к психологу, много узнала о себе нового и после этого посещения, уже как месяц начинаю каждый день с чистого листа: Доченька не груби, пошли играть, так делать нельзя… Если честно — помогает мало. Периодически срываюсь. Каждый день — вой, нытье, задирает детей в дет. саду, требует чтобы я подарила что-нибудь. Я знаю, что психологи считают, что проблемных детей нет — есть проблемные родители. Может быть и так, но у меня младшенькой только 8 месяцев и скоро у самой нервы сдадут, разрываюсь между ними. Боится только папу, да и то временами.

Введите привычку есть только за кухонным столом

Когда ребенок одновременно с трапезой занят чем-то другим, более увлекательным, он вполне может отказаться от еды в пользу того, что ему интересно. Так, поглощая пищу перед телевизором или во время игры в гаджет, ребенок в первую очередь съест то, что ему более по нраву, а когда чувство голода пропадет, оставит в тарелке все остальное.

Родителям следует взять за правило, что есть нужно исключительно за кухонным столом, оставив смартфон в комнате. Телевизор тоже включать не стоит, а еще лучше вообще переставить его на время в другое место. Только еда и общение между собой.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

Читайте также:  Ихтиоловая мазь от прыщей – Красоткам

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Не ищите виноватых, не давите на жалость и будьте честными

Что же делать, если после благополучных беременности и родов обнаружилось, что ребенок родился с тяжелой патологией? Раньше только что родившую маму, находящуюся в ситуации шока, врачи начинали уговаривать «отдать ребеночка», а потом родить себе нового. Эта мама еще вообще до конца не понимала, что случилось, а ей, в ее состоянии, предлагалось принять судьбоносное решение, причем не спросив мужа, ни с кем не посоветовавшись.

Сегодня практика подобных уговоров подлежит запрету — в 2013 году вице- премьер по социальной политике Ольга Голодец заявила, что в роддомах недопустима ситуация, когда врачи с первых минут после родов настойчиво уговаривают бедную маму отказаться от больного ребенка. Врачам предложено честно рассказывать, что с ребенком, каков его возможный потенциал и в каких центрах маме и ребенку окажут помощь. Поэтому решение, которое примет мать о своем ребенке, будет только ее собственным.

Исходя из своего опыта, я считаю, что маме в этой ситуации нет смысла задаваться вопросом «за что?» и «кто виноват?» — это только сильнее загонит в угол. Ставить вопрос нужно иначе: зачем это случилось? Что можно с этим сделать? Ведь такое серьезное событие, как рождение больного ребенка, не может не иметь смысла. И для мамочки факт того, что в этом непонятном ужасе, который произошел, оказывается, есть свой важный смысл — сам по себе позитивен. Этот новый смысл, пусть еще не найденный, но реально существующий, дает силы не бросать несчастных больных детей, будто сломанную игрушку, не уходить делать новых.

В разговорах с родителями, переживающими шок, ни в коем случае нельзя давить на жалость, словно навязывая ребенка родителям, как будто это котенок или щенок. Ведь для родителей — это очень серьезно, им жить с этим ребенком, им нужно полностью перестраивать под него свою жизнь. Поэтому важно, говоря о новых смыслах, надеждах, не преуменьшать проблему, не подгонять человека скорее «перестать переживать», не обесценивать родительские чувства горя и боли.

Например, родился ребенок с синдромом Дауна. Есть легкие формы этой болезни, когда человек может жить в социуме, обучаться в средней школе. А есть очень тяжелые, когда дети необучаемы, совершенно не приспособлены к жизни. Или ребенок с пороком сердца, когда его нужно выхаживать годами, искать на это деньги, возможности. Это великий труд, это на всю жизнь, или, по крайней мере, на значительную ее часть – и об этом нужно говорить прямо. Всегда нужно говорить правду, но при этом и дать возможность на что-то опереться, на что-то надеяться, чтобы дальше жить. Нужно дать таким родителям какую-то цель, позитив, который поможет принять случившееся.

Особенно убедительными бывают истории других людей, добрые примеры. Я знаю немало таких, знаю семью, в которой родился ребенок, больной ДЦП. Он может передвигаться только в инвалидном кресле и работать только одним пальцем. Но он закончил мехмат МГУ, объединил вокруг себя всю семью. Семья не представляет, как бы жили без него. Мама из этой семьи стала одним из инициаторов дистанционного обучения для детей-инвалидов. Сейчас ее программы работают и финансируются государством. А стала бы она заниматься этим, не имея такого сына? Вряд ли.

Читайте также:  Красные ладони рук. Причины у взрослого, ребенка. Болезни и лечение

Конечно, с обывательской точки зрения все просто, даже примитивно. Родился неудачный ребенок? Можно написать отказ, выкинуть его из своей памяти, через год родить нового, здоровенького. Некоторые так и делают, а через год… ничего не получается. И через два ничего не получается. И через десять лет. Или родишь внешне здорового, а он вырастет и окажется таким «моральным уродом», что взвоешь. Это духовные законы, их нельзя отменять, их надо знать. И о них нужно родителям больного ребенка рассказывать.

В разговорах с родителями, переживающими шок, ни в коем случае нельзя давить на жалость, словно навязывая ребенка, как будто это котенок или щенок

Вспомним исторические примеры, когда от больных детей избавлялись. На ум приходит Спарта, там нездорового ребенка просто сбрасывали со скалы. Спарта кичилась своим физическим превосходством… но где теперь та Спарта, помогло ли ей такое жестокое отношение к детям? Да и в наши дни существует достаточное количество людей, готовых выложить фантастические деньги и отдать все свое время, чтобы вылечить любимую кошку или собаку. И это считается нормальным, даже похвальным. А взять на себя труд поднять больного ребенка – почему-то представляется в глазах многих чем-то странным, лишним.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

Отрицательные симптомы:

Отрицательные симптомы
  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки.

    Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

Как заставить ребенка есть мясо

Многие дети не едят мясо. Я думаю, что это из-за того, что мясо плохо пережёвывается, во рту долго остаются мясные волокна, уже без сока и вкуса, и это вызывает у детей приступ рвоты.

И заставить ребёнка проглотить такое невозможно! За один случай из моей семейной жизни мне до сих пор стыдно.

Когда сын был маленький, он мясо терпеть не мог! Я не заставляла. Но муж клал мясо сыну в тарелку и требовал, чтобы он его съел. Даже в угол ставил сына, когда тот мусолил во рту кусок мяса и не мог проглотить.

И ругалась я с мужем, и уговаривала – ничего не помогало! Тогда я стала незаметно, чтоб муж не видел, забирать у сына изо рта то, что когда-то было мясом. А на обед старалась готовить котлеты, фрикадельки, тефтели, куриное мясо. Кстати, куриное мясо дети едят с удовольствием, особенно – «ножки».