Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Малыш употребляет мало слов, невнятно произносит звуки, отказывается говорить – эти проблемы часто беспокоят родителей. Когда нужно просто подождать, а когда начинать бить тревогу?

Как помочь развитию речевого аппарата новорожденного?

Уже в начальные месяцы после рождения малыши начинают произносить свои первые звуки, поначалу это лишь отдельные сочетания букв, но при правильной стимуляции вскоре детский лепет превратиться в осознанное произношение целых слогов и слов. Развитие речи у детей до года заключается в изучении и запоминании отдельных предметов, а также повторении всего, что произносят взрослые, поэтому помочь малышу быстрее заговорить вы можете, применив следующие советы:

  • обучая детей раннего возраста, постоянно повторяйте названия основных предметов – ложка, погремушка, кукла и пр. Малыши быстро запоминают часто произносимые названия, поэтому вскоре вы станете замечать, что ребенок понимает, о чем вы говорите в данный момент, а также сам начнет называть вещи по-своему;
  • попробуйте повторять звуки за новорожденным, ребенок будет очень рад возможности пообщаться со взрослыми на «своем» языке, а вы можете использовать такой опыт с пользой. Проговорив «гу-гу», предложите малышу сказать «го-го», потом «га-га», постепенно вы переберете все гласные звуки, а кроха получит незаменимый опыт произношения;
  • развитие речи детей раннего возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Ребенок с удовольствием станет перебирать пуговицы разного размера, пришитые к ткани, заинтересуется откручивающимися крышками и пластмассовыми формочками разных типов. Главное, предоставить малышу для изучения разнообразные по текстуре материалы – мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т.д.;
  • для детей раннего возраста проще всего научиться произносить отдельные слоги, подражая звукам животных. Сейчас имеется масса подсобных материалов – это и красочные книжки со стихами, и разговорные плакаты на батарейках, и кубики с изображениями животных, все это можно и нужно применять с самого рождения малыша. С помощью методических материалов развитие речи младенца будет проходить интенсивно и эффективно;
  • для самых маленьких развитие речи и произношение новых слов может сопровождаться активной жестикуляцией, ведь в этом случае задействованы несколько видов памяти, что способствует более быстрому запоминанию. К примеру, говоря, что на улице холодно, можно потирать себе плечи, когда малыш делает больно, скажите, что вам неприятно и прикройте глаза руками, как во время плача и т.д. Запоминая явления не только на слух, но и визуально, ребенок быстрее поймет, чего вы от него хотите;
  • откажитесь от частого использования соски, постоянное применение пустышки оказывает негативное влияние на формирование прикуса, из-за чего детки и в 2 года могут не говорить ни слова;
  • поощряйте стремление малыша узнавать новые слова, когда ребенок интересуется предметами, жестами показывая вам на них, обязательно четко называйте вещь и немного расскажите о ее особенностях. Возможно, вы не знаете, но все, что дети узнают в младенчестве, откладывается в их памяти, поэтому впоследствии ваше чадо еще не раз удивит вас своими знаниями;
  • с помощью стихов и детских песен развитие речи малыша будет проходить значительно быстрее. Неплохой вариант – смотреть иллюстрированные экранизации детской литературы или же слушать песни из мультфильмов, в большинстве случаев на экране показывают визуальное изображение того, о чем поется в песне, что одновременно развивает все виды памяти;
  • если ребенок еще не говорит, развитие речи можно ускорить, общаясь со старшими детками. Как показывает практика, за ними малыши повторяют значительно чаще, поэтому развитие речи в коллективе происходит быстрее.

Полезно: Когда и как начинать учить ребенка самостоятельно сидеть?

Представленные рекомендации не вызывают сложностей в выполнении, но при своей простоте дают действительно эффективные результаты, поэтому пренебрегать этими советами не стоит.

Почему развитие навыков речи так важно для малыша?

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.

Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.

Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка – задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.

Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.

Этапы развития речи

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Читайте также:  Вяжем красывые кофточки для девочек по схеме с описанием

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Благоприятные условия для развития речи

Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:

  • создание развивающей речевой среды;
  • накопление пассивного словарного запаса;
  • поощрение речевой активности малыша.

Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.

Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.

К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.

Важно при этом помнить, что режим «мама-радио», когда мама комментирует все, что происходит, все, что малыш видит или, предположительно, чувствует, не должен был включенным в формате нон-стоп.

Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже. Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик.

Для чего нужны «тренажёрные» фразы

Конечно, для того, чтобы избавить ребенка от серьёзных дефектов речи, понадобится помощь логопеда, но во всех остальных случаях устранить звуковые ошибки и поставить ему чёткую и внятную речь вполне реально и без обращения к каким-либо специалистам.

Лучшее средство для приобретения отличной дикции и чёткого проговаривания слов – это, конечно же, скоровогорки (или «трудоговорки»), сложные для произнесения заковыристые фразы и предложения с особым набором слов. С древнейших времен родители во всём мире придумывали на разных языках подобные фразы, чтобы научить своих детей говорить чётко и внятно. Свои «тренажёрные» фразы и скороговорки есть практически в каждом языке мира, и, конечно же, их немало и в русском языке.

Более эффективного, простого и доступного речевого тренажёра для детей и взрослых не существует. Достаточно 10-15 минут в день «скороговорить» и «трудоговорить» в течение нескольких месяцев, чтобы избавить малыша от многих дикционных проблем, и научить его чётко, внятно и без запинки произносить самые замысловатые фразы и слова.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики стимулирует речевые центры. Для ранней речи будут полезны пальчиковые игры.

Развлекать малыша, таким образом, можно уже с шестимесячного возраста. Поглаживание ладошки и пальчиков должны быть нежными, выполнять их лучше теплыми руками. Веселые стишки и ласковый голос очень нравятся детям, поэтому заставлять заниматься их не придется.

Читайте также:  Вопрос эксперту. Чем так опасна пупочная грыжа у детей?

С детками от трех лет играют более эмоционально. Выразительная мимика и эмоции в голосе заинтересовывают и поощряют малышей.

Пальчиковые игры

Начинать можно с самой простой игры «Сорока». Можно рассказывая стишок про пальчиков-братьев загибать каждый из них.

Для деток постарше можно поиграть в «Паучка»:

Паучок бродил по ветке,

А за ним ходили детки  – (ребенок пробегает пальцами одной руки от запястья к плечу другой)

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл (потрясти кистями обеих рук изображая дождь).

От теории к практике

Покорить «великий и могучий» можно в домашних условиях с помощью простых упражнений. Уделяйте им минимум 15 минут в день, и Вы добьетесь нужного результата.

каждого занятия должна быть разминка:

протяжно тяните гласные буквы;

мяукайте как медлительный котенок;

устройте физкульт-минутку для языка: двигайте им вправо-влево, а затем вверх-вниз;

постарайтесь не засмеяться во время упражнения «Пятачок»: вытяните губы вперед и делайте круговые движения, не размыкая их;

широко улыбайтесь, не открывая губ;

из предыдущего положения выполните упражнение «Забор» — откройте рот, чтобы показать все зубы.

упражнениями для языка:

дотрагивайтесь языком до неба и опускайте его с цокающим звуком;

с закрытым ртом водите языком от одной щеки к другой;

попробуйте достать кончиком языка до подбородка;

покажите язык с открытым ртом;

откройте рот и сверните высунутый язык в форме чашки;

с открытым ртом сделайте из языка горку: дотянитесь им в нижнюю челюсть, чтобы он приподнялся.

видите, упражнения совсем несложные и даже веселые.

Такой подход гарантирует, что занятия не будут утомлять ребенка, а в скором времени начнут выполняться автоматически. Не забывайте контролировать правильность выполнения и при необходимости мягко направлять ребенка. Для разнообразия Ваших занятий хотим предложить Вам еще несколько логопедических игр:

Игра «слоги» очень проста: произносите различные слова четко по слогам. Это полезное развлечение будет кстати по пути в детский сад или школу.

От души повеселиться можно, играя в «Пантомиму». Предлагайте ребенку театрально показывать различные эмоции с помощью мимики. Можно поддержать его и покривляться всей семьей.

Включайте в свой досуг различные игры со свистком. Например, пусть ребенок будет полицейским. Вооружившись свистком, он должен строго отлавливать нарушителей. Объясните ему, что при вдохе живот должен раздуваться, а при выдохе сжиматься.

Скороговорки и чистоговорки – это отличный способ подтянуть дикцию. Лучше произносить их перед зеркалом, четко проговаривая каждое слово.

Как ставят диагноз «задержка речевого развития»

Для постановки правильного диагноза речевой задержки недостаточно заключение одного педиатра или невролога. Проводится комплексное обследование и консультации узких специалистов — детского психолога, логопеда, невропатолога. Оценивается моторика лицевых мышц, проверяется слух, проводится сравнительный анализ понимания и воспроизведения речи, предлагается тестирование уровня психомоторного развития. Определить недостаточное речевое развитие ребенка и его причину иногда помогают специальные анализы работы мозга — ЭХО-ЭГ, ЭКГ и другие.

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

8 необычных детских игр и экспериментов

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их).  С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео: