Как научить ребенка читать — советы и ошибки

Литература открывает перед человеком удивительный мир, она обогащает жизнь, делает ее интереснее и увлекательнее, расширяет кругозор, развивает мозг, тренирует ум – список можно продолжать и продолжать. Освоить навык чтения для ребенка не так-то просто, вот тогда перед заботливыми родителями и поднимается вопрос — "Как же научить ребенка читать?".

Учимся в процессе игры

У каждого ребенка есть свои любимые игры и игрушки. Используйте их в качестве инструментов для обучения.

  • Напишите на бумаге или картоне буквы яркими фломастерами. Расставьте их в ряд и организуйте гонки машинок, просите ребенка называть букву, к которой приехала первая машина. Периодически меняйте карточки местами, чтобы малыш запоминал именно буквы, а не их расположение. Важно правильно произносить название букв, говорит «С», а не «ЭС» и так далее. Ребенок должен понять, как произносить букву, чтобы правильно читать слово.
  • Купите упаковку воздушных шариков и напишите на них буквы и слоги. Шары разбросайте по комнате и просите ребенка находить те, на которых написаны известные ему буквы. Сами называйте слоги и буквы, которые ему еще неизвестны. Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
  • Нарисуйте замок принцессы, а к нему мост из букв. Объясните, что спасти девушку от чудовища можно, только пройдя через мост. Для этого надо называть буквы, из которых он состоит. Девочкам понравится такая игра, они охотно помогут спасти принцессу.
  • Придумайте короткие стишки-загадки про буквы. Рассказывайте их малышу, чтобы он отвечал на вопросы. Это поможет правильно понять написание буквы и разовьет мышление. Например, «И на круг, и на колесо похожа очень буква….О»
  • Выучить буквы и правильно составлять из них слова подойдут кубики. В магазине игрушек продаются наборы кубиков с буквами, яркие цвета и интересные картинки которых обязательно заинтересуют детей. Кроме того, из кубиков можно строить башенки-слова.

Игру для ребенка стоит придумывать исходя из его особенностей и восприятия. Некоторые дети хорошо воспринимают зрительную информацию, чтобы научить такого ребенка читать, выбирайте игры с карточками, алфавитным печеньем и воздушными шарами. Яркие буквы в алфавите, большие надписи на рекламных щитах, предметы, похожие на буквы, все это привлечет внимание малыша.

Есть дети, у которых звуковое восприятие развито сильнее остальных. С такими детьми-аудиалами нужно заниматься с помощью стишков и песен. Для кинестетически ориентированных малышей во время игр используйте собственное тело, чтобы позой изобразить буквы. Им, как правило, нравится повторять форму буквы, поэтому такие дети достаточно быстро учатся писать.

 Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.Научные исследования о пользе раннего развития

    Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

    Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

    Негативные последствия раннего обучения

    К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

    • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
    • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
    • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
    • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
    • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
    • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
    • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
    • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

С чего начинать

Юных читателей знакомят с буквами в игровой форме уже с раннего детства. Родители и педагоги используют обучающие мультики, игры. Но нельзя забывать о личном контакте с ребенком. На прогулке можно выложить первую букву имени малыша из игрушек или нарисовать на песке. Когда ребенок называет буквы осознанно, приступают к чтению букваря. Нужна систематизированная литература: нагрузка увеличивается от легких слогов до небольших рассказов, предложения состоят только из пройденных букв.

Что делать, если процесс обучения застопорился

Как и любое обучение, чтение не у всех детей протекает гладко. Малыш может пребывать в плохом настроении, его могут огорчать собственные неудачи, новый навык дается ему с трудом. Опускать руки не стоит – следует иначе организовать процесс. Возможно, ребенку не нравится выбранная методика (букварь или карточки) – попытайтесь использовать кубики Зайцева или Чаплыгина. Также поможет снижение сложности текстов, книга с другими картинками, новая энциклопедия по любимой тематике. Важно объяснять ребенку, что в ошибках нет ничего страшного, это нормальное явление, необходимое для обучения каждого человека.

Правила для успешного обучения чтению

Грамотные педагоги, не один год отработавшие в школе, знают все правила и нюансы, помогающие или, напротив, мешающие научить читать за короткое время. Первое и самое главное – это регулярность. Если занятия проводятся дома, нужно настроиться, что по времени это всего 10 минут, но ежедневно или хотя бы через день.

Чтобы ребенку легче было соединять звуки, его учат их пропевать. Такой метод действительно работает, и малыш чуть быстрее учится соединять звуки в слоги, а далее – в слова. Но есть и существенный минус: ребенок приучается петь при чтении настолько, что потом ему очень трудно перейти на нормальный темп. Педагоги уверяют, что лучше сразу учить читать в нормальном темпе и ритме речи. Пусть это займет больше времени, зато потом не придется переучивать, что является дополнительным стрессом.

Приступая к чтению текстов, для начала лучше выбирать сказки с повторяющимся сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и прочие. Так ребенок учится видеть слова, которые встречаются по несколько раз. Эти слова он запоминает и легко читает, когда они встречаются в других текстах.

Первые книги для самостоятельного чтения выбирают с крупным шрифтом, желательно такие, где слова поделены на слоги. Читая текст, очень важно делать перерывы после каждого прочитанного абзаца и пересказывать его. Нужно добиваться, чтобы с самого начала чтение было не механическим, а осмысленным.

Особое внимание уделяют знакам препинания. Ребенок должен понимать, что так разделены смысловые части предложения, делать паузы, при этом после завершающих знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков) пауза будет дольше, чем после выделительных (запятых).

Важно: Не нужно начинать обучение чтению с алфавита. Порядок букв и их правильное название в данном случае неважно. В начальной школе учитель знакомит с алфавитом после того, как многие уже умеют читать.

Какие еще методики заслуживают внимания?

На самом деле, обучать чтению сегодня не хочет только ленивый, поэтому и программ появилось великое множество. Что еще можно рассмотреть в качестве варианта, кроме методики «Песочница» и кубиков Зайцева?

Какие еще методики заслуживают внимания?

Многие дошкольные учреждения используют букварь и азбуку Надежды Жуковой. Эта же программа подойдет и для домашнего обучения. Она предусматривает чтение по слогам, причем база приходится на наиболее употребляемые слоги, которые встречаются во многих словах. Такое обучение плавно переходит в технику письма.

И еще одна известная система, которая популярна во всем мире — это программа Глена Домана, предусматривающая обучение чтению сразу целыми словами. Действо проходит в игровой форме с помощью карточек. Эффективность подобного метода прошла проверку временем — многие нобелевские лауреаты воспитывались именно по ней. Кроме того, в качестве «побочных» эффектов вы получите всесторонне развитого человечка, который будет обладать очень хорошей памятью.

Какие еще методики заслуживают внимания?

Право выбора методики остается за вами, каждая из них хороша по своему, можно попробовать разные варианты и выбрать наиболее подходящий. А вот уже в детских садах в каждом учреждении можно встретить и другие подходы, все зависит от того, частный ли это сад или государственный, а также от программы, по которой работает воспитатель.

С вами была Татьяна Сухих! Желаю вам успехов в этом нелегком деле. Обязательно поставьте «лайк» на статью в соцсетях и подпишитесь на обновления блога.

Какие еще методики заслуживают внимания?

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Какие еще методики заслуживают внимания?

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детейОпубликовано:

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

10 комментариевСамостоятельная деятельность ребенка в детском садуОпубликовано:

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

1 комментарийПамятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтениюОпубликовано:

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…

14 комментариев5 / 5 ( 1 голос )

Что стоит читать ребенку в года?

После двух у деток начинает развиваться фантазия. И погружение в выдуманные миры книг воспринимается совсем по-другому. Двухлетки – наиболее благодарные слушатели! И именно этот возраст является самым подходящим, чтобы прививать малышам интерес и любовь к книге. Выбор книжек предельно широк, здесь вашему вниманию я приведу примерный перечень того, что будет интересно и полезно вашему малышу в два годика:

  • стишки С. Маршака;
  • «Кто сказал мяу?» и другие рассказы Сутеева
  • истории о животных Виталия Бианки.
  • русские народные сказки
  • короткие детские стишки Агнии Барто.

Как научить ребенка скоростному чтению?

Развивать навыки можно в любом возрасте. Важно учитывать, что не всегда скорость приходит с опытом: человек может читать регулярно, при этом – медленно, лишая себя возможности узнать намного больше. Скорость чтения ребенка – немаловажный фактор в понимании прочитанного материала. Чем быстрее ребёнок читает, при условии полного усваивания прочитанного, тем больше знаний он получает. А любой родитель хочет, чтобы его малыш стал умным и образованным человеком. Развить скорочтение можно, особенно у детей 6-8 лет. Главное – упорно трудиться.

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Бонус

Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

Данная методика получила огромное распространение и множество наград.

Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!

Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!

Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!

Бонус

Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

В заключении  посмотрите видеоролик

Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?

Всем хорошего дня С уважением, Анастасия

Читайте также:  Детки орхидеи – правила пересадки в отдельные цветочные горшки