Как научить ребенка читать словами? Малыш вундеркинд

Здравствуйте, дорогие читатели! В наши дни огромное внимание уделяется образованию, а особенно дошкольному. Для этого родители отводят детей в развивающие школы или же занимаются с ними сами в домашних условиях. В то же время, одним из обязательных навыков  является беглое чтение. Поэтому сегодня я поделюсь с вами информацией о том, как научить ребенка читать словами.

Нужно ли учить грамоте маленького ребенка?

На этот вопрос прямого и точного ответа пока нет. С одной стороны, современные технологии и большие потоки информации требуют овладения грамотой уже в раннем детстве. Умение быстро и четко читать служит залогом для дальнейших успехов в школе. С другой стороны, неправильное обучение в раннем возрасте может служить причиной нервных срывов ребенка, заикания. Это часто приводит к замкнутости в общении и, как следствие, полному нежеланию идти в школу.

Научить в раннем возрасте ребенка читать нужно и можно. Только делать это следует умело, с большой внимательностью и осторожностью. Безусловно, каждый ребенок талантлив, но еще лучше, если он здоров. Нельзя забывать и про индивидуальные способности каждого малыша. Один схватывает все налету и впитывает как губка очень быстро. Другой малыш это же делает несколько медленнее.

Не стоит отчаиваться, вспомните себя в детстве, может это ваш характер и ваши способности. Здесь главное знать, с какого возраста можно учить ребенка без отрицательных последствий для его психики и здоровья в целом.

Когда рекомендуется приступать к обучению

Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения. В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму. В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка — бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.

Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.

  1. Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
  2. У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
  3. У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
  4. Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.

Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.

Если родители учат уроки с ребенком

Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребенок напишет сам. А еще так лучше закреплять материал: вдруг сын или дочка не поняли тему на уроке?

Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребенок может стать гораздо успешнее своих одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку. Привыкает думать, что уроки нужны прежде всего маме, это не его личная обязанность, а значит нет нужды заботиться об этом.

Забыл записать задание? — мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? — мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берет на себя учебную ношу и несет ее, становясь вторым учителем, а ребенок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности, не пробует ее «на вкус». У такого подхода есть свои плюсы и минусы.

+ Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.

+ В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?»

С ребенка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе. Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребенок боится браться за уроки без мамы, боится сделать ошибку. Не развивается воля и личная сила: он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.

Читайте также:  10 удивительных фактов о мышцах человека

С каждым классом объем помощи ребенку должен становиться все больше, и если родитель вникает в учебу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учебе.

Как научить ребенка читать

Совет 1. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 2. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 3. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 4. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам — то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 5. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева или Букварем Жуковой. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 6. Когда ребенок понял принцип чтения по слогам и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 7. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 8. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 9. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 10. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.

И напоследок самое важное предостережение:

Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы — выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Facebook Вконтакте OK Яндекс Twitter Telegram

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

Читайте также:  Воспитание ребенка от 2 до 3 лет: психология

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой О.С.

Развитие человеческой речи формируется поэтапно. Важнейшим является дошкольный возраст. Именно в это время дети любопытны и им интересно, узнавать, все новое. Поэтому очень важно создать максимум комфорта, а также верно подавать сведения, для доступного восприятия ее дочкой, либо сыном.

К сведению. Помимо этого, на формирование речи оказывает влияние активная деятельность в разных секциях и детсаду.

Основные цели и задачи методики Ушаковой О.С.

Метод Ушаковой по становлению речи несет особую задачу. Поэтому, чтобы решение проблемы было эффективным, первостепенно надо определить причины задержки развития речи. Главной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается грамотный выбор обучающей техники, направленной на такие моменты:

  • Расширение запаса слов и умение полноценно ими пользоваться.
  • Совершенствование и коррекция звуков.
  • Умения понятно изъясняться и формулировать свои мысли.
  • Обучение дошкольника грамотной речи.
  • Стимуляция четко произносить звуки.
  • Совершенствование знаний.

Методика осуществляется поэтапно. В основу метода входят усвоение простого материала и техник, которые в последствие усложняются. Но задачи усложнять крохам надо незаметно. Уже через несколько занятий можно будет оценить позитивный результат.

На заметку. Именно не резко усложненные задачи отлично усваиваются детьми и очень эффективно влияют на становление речи в будущем.

Дошкольник развивает речь

Коротко о технике речевого развития дошкольников

Каждая техника по методике Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности дошкольника, предусматривающие исполнение определенных заданий и упражнений. Так, принимая во внимание психологическое состояние крохи, его достижений возможен позитивный результат. Принимаются в учет причины, по которым малыш имеет те или иные отклонения, не дающие ему нормально развиваться. К факторам можно отнести:

  • Дефицит внимания родителей. То есть, с дошкольником мало разговаривают, не читают ему книжки.
  • Рассеянность ребёнка.
  • Малыш имеет особенности психологии (генетика, врожденная задержка речи).

К сведению. Только индивидуально подобранная техника, дает возможность наладить результативный процесс развития речи. Верная диагностика в разы увеличивает шансы полноценного развития любимого чада.

Читайте также:  Бодилифтинг - подтяжка тела, торсопластика

Заниматься надо в игровой форме, иначе малыш не захочет обучаться. Если дочь или сын устал, то можно отложить выполнение задания. Всем деткам очень нравиться общаться и активно играть, поэтому важно разговаривать, играть — это принесет свои плоды. Силой положительного результата не получить никогда — будет протест, ситуация только усугубиться.

Третий этап обучения

На третьей стадии вам предстоит составление простых предложений из раннее употребленных словосочетаний. Алгоритм похож на первый этап. Вы составляете пять предложений и три раза в день на протяжение 4-5 дней демонстрируете их ребенку.

Затем по методике добавления новых и изъятия старых слов, заменяйте по два предложения. Обычно дети очень быстро усваивают новый материал, так как принцип и слова уже понятны и знакомы.

Одной из главных особенностей этого времени обучения является уменьшения размера шрифта. Во-первых, вам нужно разместить уже несколько слов на одной карточке. А, во-вторых, тем самым вы приближаете ребенка к формату книг.

Также неплохо будет использовать картинки. Каждому может соответствовать иллюстрация. Затем из этого можно будет сделать книгу.

«Особое время»

Об «особом времени» мы уже рассказывали в статье «Сколько вашего времени нужно ребенку». Это специальное время (например, полчаса после ужина) которое вы в обязательном порядке, всегда, каждый день уделяете только ребенку – и больше ничему.

Зная, что своя порция внимания будет ему обеспечена в любом случае, малыш легко переносит период, когда внимание мамы переключается на кого-то еще: главное, что его выслушают, о его проблемах узнают, с неприятностями – помогут, за достижения – похвалят.

Воспитанный ребенок – это всегда плод тяжкого родительского труда. Надеемся, что наши советы сделают его чуть проще и приятнее!

о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители

Методики обучения счёту, созданные известными педагогами

Попробуйте подключить к изучению счёта одну или несколько эффективных педагогических методик:

Петерсон

Методика Петерсон обучает детей математике исключительно в игровой форме: с помощью кубиков, рисования, логических игр.

Глен Доман

Метод Глена Домана полностью построен на визуализации: дети видят на карточках цифры и соответствующее цифрам количество точек, постепенно осваивая счёт:

Методики обучения счёту, созданные известными педагогами
  1. Приготовьте карточки из картона: на одной стороне напишите число, на другой – нарисуйте количество точек, соответствующих этому числу.
  2. Покажите ребёнку карточку с одной точкой и чётко назовите цифру «Один».
  3. Переходите к другим карточкам по той же схеме. Не задерживайтесь – на одну карточку должно уходить столько времени, сколько требуется на произнесение определённого числа.

В первые несколько занятий ребёнок может выступать в качестве наблюдателя. Не просите его повторить. После демонстрации всех карточек (10, 20 цифр в зависимости от возраста) обязательно похвалите малыша, расскажите, как вы его любите и как вам нравится его обучать. Можно угостить будущего математика чем-нибудь вкусным, так как физическое поощрение – неотъемлемая часть методики Глена Домана.

С 3-4 урока карточки можно начинать тасовать, то есть демонстрировать не в чётком цифровом порядке. Запомните главное: показываем быстро, хвалим щедро.

Ментальная арифметика

Дети учатся считать с помощью костяшек счёт, а позже сразу начинают считать в уме без использования счёт или любых других инструментов.

Читательский пример родителей

Это самый мощный толчок к самостоятельному чтению.

Все дети (да и не только дети) копируют маму и папу.

Если вы сами не берёте в руки ни книгу, ни газету – будьте уверены – ваш ребёнок, даже если научится читать, вскоре тоже забросит это дело.

Заведите по вечерам семейные чтения. Пусть не каждый день, но регулярно. Читайте все, по очереди.

Терпеливо слушайте малыша. Ободряйте, улыбайтесь, поправляйте мягко, без обид.

Никому, даже самым близким, не позволяйте насмехаться над ошибками и манерой чтения «дебютанта».

Запрещайте лишь растягивать, распевать слоги. Просите повторять нормальным ритмом, объясняйте, что читать – это также как говорить, а не петь.

Можете сказать малютке, что в школе могут посмеяться одноклассники, если будет так «петь» вместо чтения.

Читательский пример родителей

Но не давайте поначалу читать долго – 8-15минут – и перерыв.

Самое лучшее обучение чтению – личный пример и игра.

Вот примерно такие методы и хитрости можно использовать для того, чтобы самостоятельно обучить чтению и хорошо подготовить вашего ребятенка к будущей школе.

Однако не забывайте, что каждый ребёнок уникален, и вы всегда можете найти свои подходы и способы обучения. Для этого просто внимательно присматривайтесь к привычкам, желаниям, характеру малютки.

В следующей статье мы научим нашего малыша учиться. Как сделать обучение малыша потребностью, чтобы он сам получал удовольствие от приобретения новых знаний, чтобы хотел и любил учиться?Удачи вам, дорогие родители, пишите отклики и до скорой встречи.

Назад: Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмамиВперед: Советы родителям будущих первоклассников. Как научить ребенка учиться