Как научить ребенка быть лидером и нужно ли это?

Для одного ребёнка книга — действительно лучший подарок, а другой при виде очередного тома скривится. В школе заставляют, теперь ещё и дома. Но заставлять не нужно, даже школьный список литературы на лето. Как по-настоящему увлечь ребёнка книгами — рассказывает специалист по детскому чтению и писатель Юлия Кузнецова.

Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка

Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни. Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.

С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе. Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Кто много читает – тот много знает: способы мотивации

Воспитание любви к литературе – это сложный процесс, который лучше начинать с ранних лет. Важно с детства показать сыну или дочке, как интересно читать. Для этого родители должны сами подавать пример, почаще проводить свое время за чтением книг. Так малыш начнет неосознанно подражать старшим.

Особую роль в воспитании интереса к литературе играет чтение детям вслух сказок или рассказов. Когда родитель регулярно знакомит малыша с приключениями главных героев детских книг, вероятность того, что ребенок сам полюбит читать, возрастает. Не менее важно обсуждать сюжет прочитанного, учить малыша выражать свое мнение о том или ином произведении.

Нужно заранее позаботиться о том, чтобы дома была небольшая книжная полка. Время от времени, малыш будет брать оттуда книги. Сначала его будут интересовать только картинки, поэтому лучше выбирать книги со множеством иллюстраций. Даже простое рассматривание изображений стимулирует воспитание интереса к литературе.

Читайте также:  Как было, больше не будет: Возрастные кризисы вашего ребенка

Когда малыш освоит грамоту, нужно читать вместе с ним. Предлагайте ему знакомиться с текстом по очереди – один абзац читает он, а другой – родитель. Если в произведении много диалогов, то можно прочесть его по ролям. Так ребенок не будет переутомляться и сохранит свой интерес к книге намного дольше. Важно помнить, что вкусы у каждого малыша свои, поэтому нужно подбирать хорошие детские книги, опираясь на предпочтения маленького читателя.

Очень часто дети не хотят читать, так как для них это сложно. Человек, который часто читает, учится быстро работать с текстом. Но у маленького ребенка этот навык развит недостаточно, а потому ему непросто продираться через страницы книг, запоминая и понимая прочитанное. Поэтому важной частью воспитания любви к литературе является формирование и развитие умения читать.

Дети-лидеры — Психологос

Некоторые дети — лидеры с рождения. Они не ждут воздействий и не подчиняются им, они сами влияют на родителей и сверстников, ведя свою линию и подчиняя себе окружающих.

Дети-лидеры знают, что они хотят, они не ждут, пока им кто-то — взрослые или другие дети — скажут, что те хотят от них, дети-лидеры сразу заявляют о своих желаниях и своих ожиданиях.

Дети-лидеры делают окружающих вокруг них — ведомыми.

Черты характера детей-лидеров

Интересно, что дети-лидеры могут быть с самым разным характером. Что объединяет их всех, так это энергия, активная подвижность, внутренний моторчик. Есть наблюдения, что дети-лидеры чаще Силовики, чем Душки: быть Душками чаще учатся дети-ведомые.

А вот говорить, что дети лидеры чаще смелые, умные и склонные к манипулированию, можно только в самом грубом приближении. Прямой жесткой связи: ребенок-лидер значит ребенок-манипулятор — нет. Лидер может быть простодушным, а ведомый — лукавым.

При этом несколько чаще дети-лидеры все-таки чаще проявляют себя манипуляторами: активности и смелости у них больше, манипулировать выгодно, а нравственные ориентиры к детям приходят позже.

Лидеры — чаще смелые, но может быть осторожная (трусливая) сестра-лидер, подавляющая своего смелого брата, который рядом с ней ведомый.

А нужно ли вашему ребенку быть лидером?

Нужно ли ребенку быть лидером? Всегда ли? Каким лидером? Для чего?

Не очевидно, что перспективы ребенка-лидера самые радужные, ребенку-лидеру бывает в жизни труднее, чем другим детям, да и с ним окружающим труднее, чем с ребенком обычным.

Во-первых, у ребенка-лидера часты конфликты с родителями на почве борьбы за власть.

Во-вторых, если ребенок-лидер не подчиняется умным взрослым, это затрудняет его приобщение к культуре, и в силу своей слишком ранней самостоятельности, он может остаться активным диким волчонком, имеющим проблемы во взрослой жизни.

С другой стороны, ребенок-лидер, воспитанный правильно, в нужном ключе, может вырасти качественным, достойным человеком. Он будет активнее своих сверстников продвигаться по жизни.

Дети-лидеры — Психологос

Он чаще будет брать на себя позицию Автора. Он научится сплачивать людей вокруг себя, создавать свою команду (а не ждать внимания и интереса от окружающих), будет смелее ставить цели и достигать их.

Но все это – при вашем участии и правильном воспитании!

Как это сделать?

Дети-лидеры изначально воспринимают всерьез только тех, кто равен им по силе либо превосходит их. Поэтому, если вы хотите иметь влияние на своих детей, вы должны быть активнее их, и иногда это вполне реально. Постоянно играйте на опережение. Он еще не успел пожелать чем-то заняться, а вы уже дали ему задание.

Читайте также:  Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

Далее, позаботьтесь о том, чтобы оказаться человеком, интересным вашему ребенку, чтобы вы привлекали его внимание и могли быть ему образцом. В частности, покажите им пример достойного Лидерства.

Например, пишет мама: «Моя дочь знает, что мама — лидер команды — не только командует, но постоянно думает о каждом участнике, его интересах и целях, в нужный момент похвалит и поддержит».

В случае, если ребенок захочет бороться с вами за власть, приучайте его смотреть на ситуацию не только с позиция «я хочу», а с позиции «что выгодно семье».

Чье решение сейчас самое эффективное, целесообразное, нужное для семьи? Может, быть ваше, а, может быть, и его.

Впрочем, иногда их можно поймать на манипуляции, сыграв на их желании проявить себя уже большим и взрослым: «Помоги мне, маленькой и слабой!» — Это проходит не всегда, но в отношении мамы и сыновей иногда дает неплохие результаты.

Воспитание и развитие лидерских качеств

Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

Если у вас ребенок скорее ведомый, из него может вырасти лидер. Это — реально. Детей-лидеров можно воспитывать. Как? — Родительскими внушениями, собственным поведением как образцом, своим образом жизни, помещением в развивающую среду и специальными воспитательными (тренинговыми) технологиями.

Но об этом — попозже.

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Поделиться статьей с друзьями!