Как наказывать ребенка: как правильно и в каких ситуациях

«Он делает все назло!» ― слышно от родителей. «По нему ремень плачет!» ― говорят случайные прохожие, увидев, как ребенок устроил на улице истерику или, еще хуже, поднял руку на маму.

Почему дети не слушаются своих родителей?

Прежде чем понять, что можно, а что нельзя, ребенок хочет сам испробовать границы дозволенного и недозволенного на деле. Актом непослушания детей является их желание узнать, что случится, если сделать так или иначе.

Почему дети не слушаются своих родителей?

Другим мотивом непослушание детей может быть, когда родители непоследовательны в воспитании. Например, если вчера можно было долго играть в компьютер, а сегодня уже нельзя. В этом случае дети попросту не понимают в чем суть запрета, если только вчера это разрешалось делать без всяких ограничений.

Почему дети не слушаются своих родителей?

Бывает и такая ситуация, особенно в дошкольном возрасте, когда основная цель ребенка это просто доставать своих родителей, пытаясь этим привлечь внимание к себе. Малыш может специально обижать своих сверстников в садике на глазах у воспитателя, демонстративно долго собираться, когда все спешат и поторапливают его или отказывается от предлагаемой еды, зная, что ничего другого на данный момент родители предложить не смогут.

Почему дети не слушаются своих родителей?

По словам детских психологов, дети делают это не со зла и не стремятся нанести умышленно кому-либо вреда или причинить боль. Такое поведение обусловлено тем, что ребенок чувствует недостаточно внимания или ему кажется, что мама и папа не выделяют на него времени.

Почему дети не слушаются своих родителей?

Ситуации, в которых наказывают

В каждой семье есть определенные правила поведения для ребенка. Они помогают родителям обезопасить малыша, привить ему социальные нормы поведения, а также воспитать в нем определенные личностные качества. Для ребенка эти правила поведения ― как ориентиры в столь непростом мире взрослых взаимоотношений. Их нарушение обычно карается теми же родителями.

Итак, как показывает опыт работы психологом и общение с родителями, чаще они наказывают своего ребенка в таких случаях:

  • не слушается: игнорирует просьбу, указание родителя;
  • вредничает: совершает запрещенные действия (разбрасывает вещи, рвет или обрисовывает обои, книги, ломает игрушки, лезет к розетке, проливает жидкости);
  • проявляет агрессию: дерется (агрессия в действии), дразнится, переговаривается, обзывается (словесная агрессия).

Родители наказывают, думая, что этим они «научат» своего малыша правильно себя вести. Это, на самом деле, миф… Разберемся… Прежде чем наказывать ребенка, нужно понять причины такого его поведения.

Игнорирует просьбу, указание. Это два разных понятия. Для ребенка они не могут означать одно и то же, в то время как взрослые их смешивают. Малыш, придя в этот мир, пытается отвоевать свою независимость и самостоятельность. И любые ПРИКАЗЫ (указания) ― это посягательство на его свободу. А вот просьба о помощи — это для него самоутверждение. Впрочем, так это и для родителей, когда вопрос заходит о них лично. Но в отношении ребенка они почему-то об этом не помнят.

Итак, как указывает Ю. Б. Геппернейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?», правильно формируйте свое обращение к малышу (будь ему год или пятнадцать): «Помоги мне, пожалуйста, убрать в комнате. Собери свои игрушки. Это мне очень поможет» — вместо: «Собери свои игрушки. И быстренько!». Отражайте свои чувства, связанные с поведением ребенка, а не отношение к происходящему: «Я переживаю за тебя, когда ты выбегаешь на дорогу. Это небезопасно», вместо: «Мне не нравится, что ты выбегаешь на дорогу».

Вредничает. Почему? В этом случае может быть одна из двух причин непослушания: малыш познает мир и изучает его и его свойства: разбрасывает вещи ― проверяет, что там есть в шкафчике? Проливает жидкости ― узнает их способность течь, впитываться; а как это интересно открыть для себя, что карандаш прекрасно оставляет линии на обоях! Во втором же случае ребенок точно знает, какие действия запрещены, и что расстроит или разозлит маму, папу. Так действует ребенок, который требует внимания. Когда малыш раз-второй обратился к взрослому, а его проигнорировали, или делают это постоянно, ничего не остается, как демонстративно разбросать игрушки, демонстративно пролить компот на ковер, демонстративно «расписать» обои. В таком случае ребенок делает это и смотрит на вас, на вашу реакцию. И она не заставит его долго ждать!!!

Проявляет агрессию ребенок в том случае, если он боится, ему обидно, больно. Это своего рода защитная реакция, способ выжить в столь опасном, сложном мире.

Как нельзя наказывать?

Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:

  1. Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
  2. Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
  3. Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский. Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания.
  4. Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
  5. Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
  6. Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.
Читайте также:  Дислексия у детей: болезнь, особенность или талант?

Основные методы наказания

Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.

Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:

  • Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
  • Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
  • Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
  • Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
  • Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
  • Быть авторитетом для ребенка. В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться. Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.

Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.

Как можно наказывать ребенка, способы наказания детей.

Первое правило при наказании, чтобы ребенок видел причинно-следственную связь между своим проступком и результатом. Ребенок должен знать за что его наказывают. Наказание должно стать последствием нарушения правил, которые ребенок знал заранее, а иначе за что наказывать.

Он должен усвоить: если что то потерял или сломал, то этого у тебя в ближайшее время больше не будет; если не убрал за собой игрушки, то не будешь смотреть мультфильмы; если не слушаешься маму, то мама не пойдет с тобой гулять. Для этого совместно надо выработать правила, которых ребенок должен придерживаться, объяснить ему каждое из них.

При наказании, критикуйте сам поступок, а не личность самого ребенка, избегайте личностные характеристики малыша (плохой, неряха, дурак).

Озвучивая наказание, старайтесь оговорить и временные мерки, иначе формулировка » Не получишь больше сладкого» воспринимается ребенком, как запрет на всю жизнь. А вы забыв об этом, сами предлагаете сладости через какое то время, в этом случае ваш авторитет может пошатнуться.

Самое главное это нельзя лишать его физиологических потребностей, еды, питья, но вы вполне можете не дать ему вкусненького.

За некоторые проступки, не оговоренные правилами, или когда ребенок становится не управляем, его можно поставить в угол, чтобы он остался наедине с собой и подумал, предварительно объяснив спокойным тоном, за что он наказан. Этот способ наказания детей должен быть пропорционален возрасту, то есть пятилетний стоит 5 минут.

Любое наказание заканчивается и у вас должна быть процедура примирения, чтобы малыш знал, что вы его любите и больше не обижаетесь, например «обнимашки».

Как родители наказывают детей

Что делает большинство родителей, когда хочет наказать  детей? Они кричат, обвиняют, обзывают. И только маленький процент объясняет, а что собственно пошло не так и почему мама и папа недовольны таким поведением или поступком.

А ведь для того, чтобы наказать ребенка, ему надо сначала объяснить правила поведения. Наказывать за то, о чем он не был уведомлен – глупо. Наказать, чтобы потом это не повторилось, тоже так себе вариант. Ребенок может просто испугаться в данный конкретный момент, затаить обиду, но это не избавит его от ошибок в последующем. Ведь мы не объяснили, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не получилось опять так плохо. Мы просто накричали, А ведь то, что очевидно взрослым, не всегда понятно детям, особенно если это дети  ещё маленькие.

Одно время мой младший сын очень часто ронял посуду на пол. Конечно же, это происходило нечаянно. И почему-то он сразу начинал плакать и говорить, что он это сделал не специально. Хотя я никогда его не ругала за это. Поэтому я научилась переводить всё в шутку. При громком звуке падающей и разбивающейся посуды я кричу: «Всем оставаться на своих местах! Не шевелимся! Пылесос спешит на помощь» Этим я снимаю напряжение и берегу от ненужных травм всех, кто оказался в эпицентре события.

Можно, конечно, накричать, обозвать криворуким рукопопым и никчемным человеком, который только и делает, что вгоняет семью в растраты. Но разве это вернет разбитую кружку или тарелку? А может быть, это добавит нежности и любви в наши отношения? Или посуда перестанет падать? Нет! Так зачем к разбитому стеклу добавлять еще и разбитую психику собственного ребенка?

Как родители наказывают детей

После того, как осколки убраны, нужно просто объяснить, что носить тарелки из кухни в комнату небезопасно, можно поскользнуться и выронить её. Если так хочется покушать в комнате, нужно попросить маму или папу принести тарелку или сделать это максимально аккуратно, не спеша и двумя руками. И тогда в следующий раз ребенок приложит максимум усилий, чтобы тарелка осталась целой и невредимой. Но даже это не всегда убережет его от новой разбитой тарелки или чашки.

И даже, если вы каждый раз будете наказывать его сильнее или громче, результат будет такой же. Количество наказаний не уменьшает количества проступков. Берегите нервы.

И помните, все мы совершаем ошибки, даже став взрослыми и даже зная, как было надо поступить или сделать. Будьте более снисходительны к своим детям, они еще в начале пути.

Как правильно воспитывать детей?

При воспитании, запрещено относится к ребенку, как просто к телу, которое постоянно лелеют, ласкают, лобызают и сдувают с него пылинки.

Но и наказывать без причины, лупить до крови, стращать окриками ребенка тоже недопустимо, если вы конечно хотите, чтобы он вырос адекватным и успешным человеком.

Только своим личным примером общения в семье, уважительным отношением ко второй половинке можно повлиять на совершенствование личности ребенка.

Как вести себя?

Особенно с маленьким ребенком надо вести себя очень осторожно и тактично, дети рождаются для того, чтобы научиться слушать. Они слышат слова, слушают интонации, улавливают мысли.

Как бы мы им не говорили, что надо вести себя уравновешенно, следить за порядком, слушаться родителей, ребенок — это не будет воспринимать, если взрослые постоянно ругаются между собой, огрызаются, спорят до потери сознания, постоянно разговаривают на повышенных тонах.

Воспитывайте детей своим примером!

Ребенок чаще всего ведет себя как наше зеркало, поэтому детей лучше всего воспитывать своим примером. Хотим мы тишины от ребенка, тогда надо научиться самим сдерживать свои отрицательные эмоции.

Желаем мы помощи от своего малыша, значит надо оказывать помощь своим родным и близким.

Если в семье растет Эгоист, то надо искать ошибки в себе, а не стараться ломать ребенка, ведь скорее всего он таким стали именно благодаря вашему воспитанию и образу жизни, а не вопреки ему. То есть, по сути, виноваты в его плохом воспитании только вы, значит и перевоспитывать ребенка надо начинать, именно с самого себя.

Запрещенные приемы

Правильное наказание детей — наука. Этому посвящены целые книги и труды многочисленных специалистов. Есть несколько важных моментов, которые нужно запомнить родителям.

Приведем самые распространенные ошибки:

  1. отсутствие договоренности. В семье должна вестись единая наказательная политика. То есть, если мама поставила провинившегося в угол, а папа пришел и отменил ее решение, это — неправильно. Юный член семьи быстро и легко научится пользоваться подобными лазейками;
  2. несоблюдение шкалы строгости. Нельзя наказывать слишком жестко, если проступок был незначительным. Во-первых, это несправедливо. Во-вторых, непонятно для самого провинившегося;
  3. нельзя лишать базовых потребностей. Если ребенка за проступок ограничивают в еде, прогулках на свежем воздухе или чем-то подобном, то это уже жестокое обращение (не дать любимый десерт — можно вполне);
  4. отсутствие длительности наказания. Если у ребенка забирают, например, планшет или другой гаджет, должно быть четко указано: на сколько часов или дней. Отсрочка также недопустима (то есть: сегодня нашкодил — наказали завтра);
  5. оскорбления. В порыве гнева родители могут всячески обзывать ребенка и пророчить ему недостойное будущее (работу дворником или что-то подобное). Такое поведение взрослых психологи считают неприемлемым, ведь плох не сам ребенок, а его поступок;
  6. сравнение. Нельзя рассказывать, что соседняя девочка, мама в далеком детстве или кто-то еще так себя не ведут. Это унижает достоинство маленького человека и заставляет его усомниться, что родители его любят и ценят;
  7. злопамятность. Если неделю или месяц назад был разбит папин ноутбук, а ребенок понес за это наказание, не стоит вспоминать и попрекать этим всю жизнь;
  8. отсутствие объяснений. Иногда дети просто не понимают, за что их наказывают. Родителям нужно всеми способами донести: почему этот поступок плох, какие он последствия имел или мог иметь и т.д.;
  9. шлепки, удары и другие меры физического воздействия;
  10. унижение прилюдно, особенно при посторонних;
  11. отсутствие желания исправить ситуацию. Если ребенок нахамил соседке, можно пойти вместе с ним к ней, предварительно купив что-то вкусненькое, и постоять рядом, пока будут приноситься извинения. А чтобы убрать пятна с разрисованного дивана, стоит предложить юному художнику губку, воду и моющее средство.
Читайте также:  Куда деть ребенка летом – 6 лучших вариантов

Важно, чтобы в семье был свой ритуал применения. Когда штраф «отбыт», стоит поговорить с ребенком, попить вместе чай, крепко обняться, сходить на прогулку или прочее.

Можно ли наказывать детей?

«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». Притчи 23:13-14.

Как нужно наказывать ребёнка? Это очень важный вопрос. Запрещается подвергать наказанию ребенка, когда ты разгневан. Ты не имеешь право изливать свой гнев на ребенка. Плохое настроение, гнев – это уже «красный свет», чтобы не приближаться к ребенку, что бы он ни натворил.

Я, например, в подобных ситуациях захожу в свою комнату, успокаиваюсь и молюсь. Ребенка нужно наказывать не во гневе.

Ты должен дать понять, что ты его наказываешь, чтобы он «больше так не делал», а не потому, что тебе нужно излить на него свой гнев. Наказывать розгою ребенка нужно с учетом возраста и пола.

 Позволительно физически наказывать ребенка до того возраста, пока он способен забывать.

Родитель должен знать, когда смеяться над проделками ребенка, когда наказывать розгою, и когда назидать словом, избегая розги.

Можно ли наказывать детей?

Иногда, сами родители провоцируют детей на нехорошие поступки. Например, отец говорит: «Ну-ка, обругай этого дядю». Ребенок неприлично выражается, и родитель смеется.

Повзрослев, для ребенка сквернословие становится обычным делом, затем и курение, и пьянство. А к восемнадцати годам он и вовсе может оказаться за решеткой. Потом родители задаются вопросом: «Почему так случилось? Все, что могли, мы для него сделали, ни в чем не отказывали». Люди не понимают, что забота о пище и одежде – это еще не воспитание.

Однажды я стал очевидцем случая, который меня потряс. Отец попросил свою восемнадцатилетнюю дочь принести стакан воды. Дочка, неся воду, немного пролила на пол. «Дебилка», – сказал отец и слегка ударил дочь по голове.

Он не понял, что этим унизил достоинство своей дочери. Разве можно так относиться к юной девушке? Для многих родителей ударить или накричать – обычное дело.

Твой ребенок должен быть так воспитан, чтобы малейшее изменение твоего голоса его насторожило, дало бы ему понять, что он совершил оплошность.

Есть дети, которые не помнят, чтобы родители их наказывали. Но когда беседуешь с родителями, то они говорят, что в детстве они их подвергали наказанию. Знаешь, почему дети не помнят? Потому что родители их наказывали розгою в правильное время. Но встречаются дети, которые, кроме физического наказания, ничего другого не помнят.

Отрывок из книги «Семья»

Нельзя оскорблять и высмеивать ребенка в качестве наказания

К великому сожалению, но нецензурная брань слышится отовсюду. Существует немало семей, в которых на бытовом уровне не считают чем-то из ряда вон выходящим употребление низменных словоформ во время бесед.

Нельзя оскорблять детей самыми непристойными выражениями. Никогда не награждайте его позорной кличкой, даже в шутливой форме.

Нельзя оскорблять и высмеивать ребенка в качестве наказания

Обзывая ребенка идиотом, балбесом или более уродливыми эпитетами, вы можете невзначай наградить его уничижительным ярлыком на всю оставшуюся жизнь.

Помните!

  1. Учеными доказано, что мысли человека материальны.
  2. Неосторожно высказанное в порыве негодования оскорбление может положить крест на его судьбу.
  3. Если ребенок привыкнет к тому, что онидиот или дурак, он может просто поплыть по течению, престанет стремиться к морально-этическим вершинам бытия.