Как легче пережить детские возрастные кризисы?

Психологи делят детство ребенка на отдельные периоды, в каждом из которых происходит свой переломный момент, приходит осознание и понимание или неприятие тех или иных понятий окружающего мира.

Причины кризиса лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сроки

Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.

Во сколько начинается

Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.

Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.

Сколько длится

Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.

Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.

Календарь

По месяцам

Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.

10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.

11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.

По неделям

Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:

  • самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
  • «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
  • благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.

Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.

Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:

Вывод четвёртый. Сдвинуть сроки первого возрастного кризиса невозможно. Родителям необходимо терпеливо его дождаться. Его по истечении 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Читайте также:  Как выбрать ковер на пол в гостиную или зал: виды, материал, дизайн

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Риски
Риски
Риски

лет у ребенка возрастная психология

Наступает возрастной кризис в 6-8 лет.

В этот период:

у ребенка появляется новая социальная роль – школьник

ваш ребенок учится отслеживать свои чувства и эмоции

возникает необходимость и потребность в коммуникации со сверстниками

В этом возрасте можно очень сблизиться со своим ребенком, если знать про возрастной кризис и уметь правильно приспособиться к нему.

Что делать родителям в этот период:

понимать, что их авторитет уходит с лидирующего места. Это место с легкостью занимает учитель.

Именно поэтому так много рекомендаций о важности выбора не самой школы, в которую отправится ребенок с 1 – го класса, а первого учителя для вашего ребенка!

не обвинять ребенка в проявлении своих чувств и эмоций, учить более экологично их выражать

давать свободу выбора и действий

лет у ребенка возрастная психология

сократить до минимума помощь в учебном процессе

Однако это не значит, что не нужно помогать новоиспеченному школьнику! Но не надо самому лезть в школьные дела ребенка, делать уроки из-под палки, делать за него!

Помните, что именно в этом возрасте идет формирование внутреннего взрослого!

любить и принимать своих детей, какие они есть

быть готовыми выслушать своего чада без оценки

вера в силы и возможности ребенка

В этот период необходимо выработать список домашних обязанностей у вашего ребенка. Пусть это будут те дела, которые по силе ребенка и которые он сам готов выполнять. Не нужно навязывать их, без согласия и желания. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь за выполнение работы по дому, на которую он согласился. Если он не польет цветок, то тот может засохнуть, если не будет убираться на письменном столе, то может не найти нужную ему вещь и т.д.

Также во время этого возрастного кризиса нужно ставить условия ребенку такого плана:

“хочешь гулять – сначала нужно выполнить уроки”

“хочешь поиграть в планшет – убери сначала за собой посуду” и т.д.

Таким образом, вы не заставляете ребенка что-то делать, просто рассказывайте, что нужно сделать, что б получить желаемое.

вам может быть интересно “Подборка книг для младших школьников”

Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Оксана Романчук

Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Первый год жизни малыша — один из сложных возрастных периодов ребенка,в течение которого он проходит множество этапов развития: сначала учится переворачиваться с бока на бок, затем — сидеть, ползать и, наконец, ходить. На него обрушиваются обилие информации и большая физическая нагрузка. В результате возникает возрастной кризис, являющийся неотъемлемой частью нормального физического и психического развития ребенка, своеобразным итогом, переходом на следующий этап развития.

Специалисты связывают начало кризиса первого года жизни с мо-ментом свободной самостоятельной ходьбы, которая становится основ-ной формой передвижения ребенка в пространстве.

Помните: для кризиса этого возраста жизни характерны гипертрофированная привязанность к маме; повышенная эмоциональная возбудимость, капризность; проявление агрессии; непослушание и упрямство.

Предоставляйте малышу в этот период свободу действий, что позволяет ему чувствовать независимость, создает иллюзию «ненужности»

взрослого.

Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших.

Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы.

Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития — от младенчества к раннему детству.

Старайтесь понять, что это не «капризы»

, а проявлениякризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей. Разумно стройте свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, с пониманием отнеситесь к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности, которые затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка: предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе своим желаниям.

Поощряйте самостоятельность крохи,пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий: пытается самостоятельно

пользоваться ложкой и кружкой во время еды; упражняется в раздевании и одевании; подражает взрослым, повторяет в играх и действия. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, осознает собственное «Я»

в окружающем мире.

Обращайте внимание на xapaктерные личностные изменения ребенка: повышенную обидчивость, капризность, недовольство привычными мелочами, упрямство в отстаивании выполнения своих желаний (часто непостоянных непоследовательных, проявление

независимости и самостоятельности; старайтесь смягчить их проявления и помочь малышу преодолеть возрастной кризис «Я — сам»

Читайте также:  5 советов, как поддерживать дома порядок с детьми (и не сойти с ума)

Стремитесь найти золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать;соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины:

включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила;

сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций;

четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах;

избегайте длинных нравоучительных монологов, так как маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий.

Создавайте необходимые условия для освоения полезных и безопасных действий, мягко направляйте активность ребенка в конструктивное русло; не отбивайте у него желание действовать самостоятельно постоянными ограничениями и запретами.

Показывайте малышу желаемый результат и чаще хвалите его, давайте оценку не личности ребенка, а его конкретным действиям. Заниженная оценка действий и поведения ребенка может привести к «отрицательному программированию»

его личности.

Ваше спокойствие и терпение помогут ребенку благополучно пережить кризис первого года жизни.

Кризис лет

В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».

Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!

Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные вещи.

В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?

Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.

Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.

Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.

Кризис лет

Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.

Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!

Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.

Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.

Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.

Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.

В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.

Пубертатный кризис (наступает с до лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Полезно: 10 способов приучить ребенка к чистоте и порядку

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

Читайте также:  Плетистые розы — вертикальное украшение сада

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.

Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты

Как со всем этим поможет справиться психология?
  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.
Как со всем этим поможет справиться психология?

Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.

  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.Общение — лучший способ остановить развитие кризиса
  5. По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
  6. Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша

Как правильно себя вести?

Многие родители привыкают к новому капризному характеру карапуза и продолжают потакать ему в дальнейшем. Другие же наоборот постоянно ограничивают во всем и наказывают детей. Однако психология имеет в своем арсенале ряд мер, соблюдение которых поможет эффективно справиться с проблемой:

  • уменьшите количество запретов до минимума. Иногда лучше спрятать от ребенка какую-либо вещь, нежели постоянно запрещать ему ее трогать;
  • не пресекайте сразу же любые попытки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно;
  • не заставляйте кроху насильно принимать пищу. Лучше предложите ему это сделать вместе. В любом случае, если малыш проголодается, он обязательно поест;
  • относитесь с пониманием к желаниям ребенка, ведь все родители на подсознании понимают, чего хочет их малыш;
  • станьте друзьями вашему карапузу, перестаньте быть злыми воспитателями. Можете ползать с малышом и играть в его игры. Ему это обязательно понравится;
  • как можно чаще общайтесь с ребенком. Таким образом, вы не только будете лучше понимать его желания, но и поможете развивать речевые навыки. Разговаривайте с ним про все. Про погоду, про то, что вы сейчас делаете, почаще спрашивайте у него что-нибудь;
  • привлекайте ребенка к выполнению домашней работы. Ему это очень понравиться. При этом постоянно хвалите его. Не бойтесь попросить ребенка о помощи;
  • если малыш плачет и кричит, а успокоить его не получается, оставьте его буквально на несколько минут. Когда малыш увидит, что его истерику не замечают, он быстро успокоится и займется своими делами.

Советы для родителей

  • Помните, что дети всё повторяют за взрослыми. Будьте для своего малыша предметом для подражания.
  • Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
  • Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
  • Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
  • Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.