Как быстро и правильно научить ребенка читать

Скоро, совсем скоро каникулы и долгожданная четвертая четверть и лето.

Почему так важно научить ребенка говорить «нет»?

Очень важно научить ребенка отказывать другим. Дети, которые не умеют остаться при своем мнении, не могут прислушаться к своим эмоциям и мыслям. Их не уважают в коллективе, они всегда беспокойны и тревожны. Ими часто манипулируют. А иногда их неумение отказать приводит к тому, что они попадают в опасные для жизни ситуации. Все родители хотят своему чаду только добра и понимают необходимость научить его иногда отказывать людям. Но иногда мама с папой попадают в ловушку. Родители хотят, чтобы ребёнок говорил «нет» всем, кто, по их мнению, недостаточно хорош для их ребёнка. Но иногда мнения детей и взрослых не совпадают.

Хорошие родители будут уважать мнение своего малыша. Они понимают, что рано или поздно их точка зрения не совпадет с точкой зрения ребёнка. Мама с папой должны воспитать независимого и самостоятельного человека, который аргументировано может отстоять свое мнение, в нужных случаях отказать одним людям, а в других прийти друзьям на помощь. Взрослые должны показать сыну или дочери золотую середину, при которой он поможет людям, но при этом не станет слабаком.

Если родители не интересуются уроками ребенка

Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учебу детей. Они считают, что школа — это задача ребенка, она вполне ему по силам. А семья — это отдельное пространство с совершенно другой атмосферой. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребенка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.

Такую позицию не всегда удается выдержать, особенно родителям первоклашек и младшеклассников. Ведь современная школа изо всех сил втягивает родителей в учебный процесс, учителя всерьез рассчитывают на поддержку родителей. И если маленькие школьники остаются один-на-один со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и Гуглом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, — но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.

+ Ребенок учится самостоятельности, укрепляет волю, самооценку и личную силу. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься, — так он узнает себя и учится управлять собой.

Если родители не интересуются уроками ребенка

+ Пространство семьи не «занято» школой: у детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это — только в случае достаточно успешной учебы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).

Если у ребенка что-то не ладится, ему непросто нести ответственность за учебу одному. Ребенок с сильным характером справится с этим и станет еще сильнее. А ребенок со слабой нервной системой, неврологическими особенностями, вроде дефицита внимания, может сильно страдать от неуспеха: появляется тревожность, снижается самооценка, все это год за годом накладывает отпечаток на характер, «вдавливая» ребенка в роль неудачника, которому никто не поможет.

Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? – попробуем разобраться!

Читать дальше

Нюхаем цветочки, ловим комаров

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Читайте также:  Фикусы полезные свойства и противопоказания

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

  1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
  2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
  3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

  1. В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
  2. В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
  3. Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.
Нюхаем цветочки, ловим комаров

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».

Как научить ребенка быстро читать

Малыш учит лишь гласные. Алфавит имеет 10 гласных, поэтому выучить их не тяжело. Следует на листах бумаги нарисовать кружочки, на каждом листе по одному кружочку, а сверху красным цветом написать гласные. Если посмотреть звуковую схему, то гласные на ней изображены кружочками либо точками красного цвета. Пускай каждая из этих «бусинок» имеет собственную песню.

Листы нужно наклеить по всей комнате либо квартире и через небольшие промежутки времени предлагать малышу исполнить песенку, указывая любую букву. Если сделал ошибку, то следует его исправить, сказав, что он исполнил песенку той вот «бусинки». Спустя время нужно гласные перевесить, поменяв их местами. Это нужно делать столько раз, пока ребенок их хорошо и правильно не будет знать.

Когда он все запомнит, тогда следует сыграть в прятки. Показать любое слово, написанное крупно, попросив сказать, какая «бусинка» убежала. Малыш великолепно запоминает и сможет определить букву, которая записана с помощью различных шрифтов. Все это возможно делать, также гуляя на улице, нужно показывать название различных магазинчиков либо улочек, рекламного щита. Таким способом ваше чадо очень быстро сможет запомнить гласные. Теперь переходим к слогам.

Учимся читать по слогам

Когда малыш знает гласные, то пришло время обучить его чтению. Берется букварь либо азбука, однако это плохо помогает. В дальнейшем ему тяжело дается чтение слов, все слова читаются побуквенно. Самый верный способ — сразу обучить малыша чтению с помощью маленьких слогов либо слов, так же как учили его разговаривать целыми словами, а не отдельными звуками.

Например, уча букву «П», не следует рассказывать, что это согласная. Дитю это пока не надо. Следует рассказать, что это буква папы, слово «Папа» начинается благодаря этой букве. Нужно с буквой поиграть, увидеть, на что она похожа. Один ребенок, глядя на букву, может рассмотреть стол, другой стул. Какова суть? Нужно построить в голове малыша образ, тогда он хорошо запомнит буквы.

После следует приставить выученную букву к «бусинкам» гласным и прочитать. Сразу должен прочитать взрослый, затем надо читать с малышом вместе, сначала шепотом, потом тихо, дальше громче, а после в виде эха. Также можно написать слоги табличкой, а ребенка попросить, чтоб он показал то, что сейчас произнесет взрослый, а после наоборот. В эти игры нужно играть немного, приблизительно 15 минут, затем отвлечься на иное.

Запомните: лучше начинать обучение чтению простых слогов, заканчивающиеся гласными «ПА, МА, ДА». Чтение шипящих слогов: «ША, ЩА, ЧА» лучше учить позже, а в конце учить слоги с гласной впереди: «ОР, АМ, ЭХ»

Учимся читать слова

После, как малыш выучит несколько согласных, с ним стоит начинать складывать небольшие слова, которые могут иметь 3-4 буквы: ЛА-К, ЛЕ-В, ДУ-Б, КО-Т. Начиная чтение слова, малыш самостоятельно додумывает его продолжение. А взрослый, подставив необходимую букву, показывает, как данное слово смотрится. При таком обучении подойдет специальная магнитная азбука.

Возьмите несколько небольших слов, состоящих из 3–6 букв. Дальше каждое слово следует написать на отдельном листе. Листы лучше брать одного цвета, наклеив их с малышом по всей комнате. Слова нужно показать, прочитать и наклеить на листы. Лучший вариант, когда на листе кроме написанного слова, нарисован еще и предмет, обозначающий данное слово.

После уберите картинку, попросив найти нужное слово либо прочитать, что написано на листе. Не стоит забывать менять местами листы. Также взрослый может специально читать неправильно, а дитятко должно его исправить, прочитав как надо. Через время, после того как ребенок запомнит эти слова, надо брать следующие.

Не забывайте время от времени повторять прежние слова. Благодаря этому способу, ребенок легко, быстро научится читать целыми слогами и словами. Для этого хватит 20 минут, поэтому ребенок не успеет устать. Ему наоборот все понравится, он будет с удовольствием заниматься.

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия. С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Правило третье

Записывать и читать вслух.

Самостоятельно записывая новый материал, ученик проговаривает про себя отдельные фразы по несколько раз, и такое повторение увеличивает силу восприятия информации. Также это способствует концентрации на предмете, определениях и правилах, что положительно сказывается на понимании изучаемого материала.

Чтение нового материла вслух подключает к зрительному процессу получения информации слуховой. Темп чтения нужно подобрать такой, чтобы прочитанное успевало осмысливаться учеником, и при этом скорость чтения не должна быть слишком медленной, иначе внимание ребенка может непроизвольно переключаться на постороннее. С освоением навыка внимательности и концентрации чтение вслух можно заменить чтением про себя.

Как научить ребёнка не поддаваться негативному воздействию сверстников

Большинство подростков проводят алкогольно-никотиновые эксперименты под давлением сверстников, которые берут их на «слабо», обзывая маменькиными сыночками, если они не хотят познакомиться с этими признаками «взрослой» жизни. Как научить ребёнка сопротивляться подобному негативному воздействию сверстников?

Как известно, для подростков очень важно чувство крутизны и взрослости. Поэтому, прежде всего, объясните своему ребёнку, что «маменькины сыночки» – это как раз те, кто, подчиняется стадному инстинкту и делает то же, что и все, а по-настоящему сильные, крутые и взрослые люди не подвержены какому-либо внешнему давлению, и делают выбор, ориентируясь на собственные жизненные приоритеты, а не на мнение большинства людей.

В отношении алкоголя, сигарет и наркотиков он должен понять, что знакомство с ними совсем не является признаком взрослости, а как раз — наоборот, что гораздо круче быть сильным, мощным и здоровым, чем портить свою печень алкоголем, а лёгкие – никотином. Если он будет знать, что гораздо круче, чем курить и «алкоголить», этого не делать, то вряд ли он будет стремиться, как можно быстрее познакомиться с этими атрибутами «взрослой» жизни.

Читайте также:  Создание условий для самореализация ребенка развитие потенциала

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Общие принципы обучения

Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:

  • Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
  • На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
  • К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
  • После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
  • Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.

Другие способы и хитрости разбудить потребность чтения

  • Просите ребёнка почитать вам, пока вы готовите на кухне, убираете, шьёте, неважно себя чувствуете. Зато можно сказать ребёнку, что вы так быстрее поправитесь. А ваши текущие дела пойдут повеселее. И обязательно хвалите, даже если читает с ошибками и медленно. Лиха беда начало!
  • Просите малыша прочесть вывески на магазинах, название улицы, притворившись, что вы не так хорошо видите. Ваше воображение вам в помощь!
  • Самый интересный и иногда самый действенный способ – не давать читать в наказание за какую-то провинность. Запретный плод сладок, и читать ой как захочется (что в принципе и требуется). Однако часто применять такой способ нельзя! Или купите новую книжку, а отдавать не спешите, «помучайте» своё чадо, пусть «заслужит» чтение!
  • Купите (возьмите в библиотеке) новую яркую книжку, высуньте её край из своей сумки и оставьте на виду. Пусть ребёнок возьмёт книгу из любопытства. Включайте свою хитрость, фантазию, но сделайте так, чтобы ребёнок захотел читать сам!

Книжки–помощницы

Когда родители регулярно читают своему чаду книжки с яркими картинками, приблизительно к двум годам у него начинает проявляться интерес к изображениям на бумаге. Изначально дети лишь слушают мамин голос и рассматривают рисунки. Затем начинают внимательнее присматриваться к «паучкам» буковкам.

Заметили такое поведение крохи, значит, пришло время покупать большую азбуку для самых маленьких и учиться грамоте. И помните, главное не то, как заставить ребёнка учить буквы, а правильно уловить момент и ненавязчиво превратить процесс обучения в игру.

Попросите малыша, чтобы он тоже показал на выученную букву пальчиком. Не получится в первый раз – не расстраивайтесь и не настаивайте. Рано или поздно у малыша всё выйдет, как надо.

Занятия по изучению букв лучше всего проводить утром, когда ребенок бодр и весел. Никогда не настаивайте на своем. Не хочет заниматься буквами, закапризничал, прекратите, займитесь чем-то другим. Каждый день, неделю учите новую букву, а знания, полученные в предыдущие дни, закрепляйте.