Характеристика средств и методов для воспитания дошкольников

Грамотная и красивая речь всегда производит приятное впечатление о человеке. И свой путь к правильной речи каждый из нас начинает в раннем детстве. Когда в годовалом возрасте каждый ребенок произносит свои первые словечки «мама», «папа», «на», «дай», слушая детский лепет, родители радуются первым достижениям крохи, но именно в этот момент на их плечи ложится серьезная ответственность. Теперь они должны постоянно трудиться для того, чтобы речь малыша развивалась и совершенствовалась.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

От чего зависит развитие речи
  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Благоприятные условия для развития речи

Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:

  • создание развивающей речевой среды;
  • накопление пассивного словарного запаса;
  • поощрение речевой активности малыша.

Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.

Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.

К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.

Важно при этом помнить, что режим «мама-радио», когда мама комментирует все, что происходит, все, что малыш видит или, предположительно, чувствует, не должен был включенным в формате нон-стоп.

Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже. Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик.

Читайте также:  Таблица размеров обуви для женщин, мужчин и детей

Основные периоды развития

Речь представляет собой специфический вид деятельности людей. Она является реализацией мышления, в основе которой лежит использование средств языка. Среди основных функций речи выделяют сообщение и общение, эмоциональное самовыражение, а также воздействие на других людей. Богатый словарный запас и умение говорить являются одними из способов познания действительности.

Именно поэтому достаточный уровень развития речи младшего школьника выступает для ребенка средством для успешного обучения.

Способность к общению у человека проходит несколько стадий совершенствования:

  • Младенческий возраст. Это период, длящийся до года жизни, на протяжении которого у ребенка развиваются лепет и «гуление».
  • Ранний возраст. Длится он с 1 годика до 3 лет. На протяжении этого периода маленький человек овладевает звуковым и слоговым составом слов, а также их простейшими связями в предложении. Речь детей в этом возрасте — ситуативная и диалогическая.
  • Дошкольный период (до 6 лет). В этот временной промежуток происходит становление контекстуальной и монологической речи, а также появляется одна из ее форм – внутренняя.
  • Возраст младшего школьника. В этот период, длящийся до 10 лет, ребенок осознает формы речи и овладевает ее письменным выражением. У него возникает понятие о норме и литературном языке. Интенсивно развивается в таком возрасте и монологическая речь.
  • Средний школьный период. В возрасте от 10 до 15 лет дети овладевают литературными нормами, а также функциональными стилями. Происходит у них и начало оформления собственного стиля произношения.
  • Старший школьный период. В возрасте до 17 лет дети совершенствуют свою культуру речи. Они овладевают научным языком. Происходит в старшем школьном периоде и окончательное становление собственного индивидуального стиля.
  • Что влияет на речевое развитие детей

    Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.

    На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:

    1. Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами. Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
    2. Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
    3. Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
    4. Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
    5. Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.

    Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.

    Как учить говорить и развивать речь ребенка

    Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    Как научить говорить ребенка в 1 год

    Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

    Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

    • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
    • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
    • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
    • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
    • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.
    Читайте также:  10 правил использования японских палочек. Японский этикет

    Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

    Развитие речи детей 2-3 лет

    Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

    Что можно сделать:

    • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
    • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
    • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
    • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
    • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
    • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

    Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

    Обучение речи ребенка 4-5 лет

    Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

    Пробуйте такие варианты:

    • Тренировка лицевых мышц и языка. Самые известные упражнения: «качели», «рыбка», «слон», «часы» и «хомячок». Все они направлены на развитие речевого аппарата, а также на способность не просто произносить звуки, а говорить правильно.
    • Занимательные игры. Из множества вариантов, представленных на разных источниках, выбирайте наиболее подходящий. Например, удобно играть по дороге в магазин или в детский сад. Малыш должен определять, где находится звук, названный родителем: в конце, середине или начале загаданного слова. К примеру, местоположение звука [с] в слове «слива» и т. п.
    • Показательные примеры. Дети всегда обращают внимание на то, как общаются их родители. Поэтому важно говорить не просто правильно, но и выразительно, без слов-паразитов и ненужной лексики.

    Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

    Как развить речь детям 6-7лет

    Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

    Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

    • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
    • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
    • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
    • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

    Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

    Средства и методы физического воспитания дошкольника

    Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

    Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

    • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
    • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
    • формирование выносливости, быстроты и ловкости.
    Средства и методы физического воспитания дошкольника

    Состав физического воспитания – описание

    Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

    • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
    • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
    • определения ребенка в специальные спортивные секции.

    Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

    • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
    • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
    • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.
    Читайте также:  Атопический дерматит у детей – симптомы и лечение

    Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

    Средства и методы физического воспитания дошкольника

    Занятия физкультурой – важный элемент развития

    Оставить комментарий

    Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи дошкольников и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

    В первые годы жизни словарный запас ребенка стремительно пополняется. К тому времени, как малышу исполнится три года, он, в среднем, будет знать около 2 000 слов. Развитие речи в детском саду и дома должно происходить целенаправленно, но ненавязчиво. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку развить речевые навыки, превратив такие занятия, как чтение, пение и заучивание стихов в развлечение.

    Через разговоры

    Развитие речи у ребенка невозможно без постоянного общения. Обязательно разговаривайте с детьми в течение дня, чтобы они могли практиковать речевые навыки. У ребенка должна быть возможность слышать вашу речь постоянно, поэтому постарайтесь комментировать свои действия, даже самые обыденные.

    Не забывайте задавать малышу вопросы, чтобы он мог не только слушать, но и самостоятельно реагировать на чужую речь. Например, если ребенок играет с кубиками, спросите, что он строит. Во время занятий прикладным творчеством или рисованием поинтересуйтесь, что он лепит или рисует, какого цвета краски или пластилин использует, какие инструменты ему понадобятся. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

    Ваша задача – организовывать общение так часто, как это возможно.

    Через пальчиковую и дыхательную гимнастику

    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

    Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

    Через чтение и сочинения

    Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Постарайтесь каждый день читать детям, и посоветуйте родителям делать то же самое. Выбирайте небольшие книжечки и уделяйте внимание рассматриванию иллюстраций, указывайте малышам на различные детали изображений, просите их найти того или иного героя книги, задавайте вопросы о форме и цвете изображенных предметов.

    Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально – указывайте на слово, когда произносите его вслух, чтобы малыш смог соотнести написанное со сказанным. При групповой работе попросите детей составить короткую историю и продиктовать ее вам. Запишите то, что говорят дети, на большом листе бумаги или на доске. Предложите малышам истории собственного сочинения и попросите их нарисовать к ним иллюстрации.

    Через окружение

    На развитие речи в детском саду существенно влияет и обстановка вокруг. Продумайте интерьер группы детского сада таким образом, чтобы он помог детям развивать речевые навыки. Развесьте по стенам плакаты с буквами алфавита, называйте каждую букву и одновременно указывайте на ее изображение, или пропойте весь алфавит, также показывая соответствующие символы на плакатах.

    Принесите в группу как можно больше разнообразных книг: книжек-малышек с короткими текстами, книг с картинками, комиксов, детских журналов. Украсьте стены постерами с различными картинками и словами или цитатами. Организуйте уголок для занятий письмом, в котором будет бумага, карандаши и цветные мелки, чтобы малыши в любое время могли поупражняться в письме.

    Через стихи, песни, игры

    С помощью песенок и коротких стишков также можно помочь малышам развивать речевые навыки. Песенки, в которых нужно сопровождать пение соответствующими движениями тела или действиями, позволят детям выучить простые бытовые фразы. Разучите с группой несколько забавных детских стишков и сделайте их неотъемлемой частью каждого занятия. Например, определенное стихотворение или песенка может предшествовать каждому занятию. Во время занятий предлагайте детям игры, в которых нужно будет петь или рассказывать стихи, запоминать или вспоминать определенные слова.

    Через дидактические игры

    Используйте дидактические игры. Для одной из самых простых игр можно использовать матрешку, на ее примере можно показать, как различаются предметы по цвету или по величине. А для развития слухового восприятия можно организовать игру, в которой ребенок должен угадывать по звуку предмет или животное.

    Через просмотр мультфильмов

    Речь у детей хорошо развивается благодаря просмотру мультфильмов с последующим обсуждением сюжетов и персонажей. Благодаря мультфильмам создается положительный эмоциональный фон, способствующий хорошему усвоению материала.

    Вы можете подобрать и другие эффективные и интересные методы развития речи дошкольников. Только помните, что все занятия по развитию речи, как и другие, надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

    Развитие речи дошкольников