Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

Домашнее образование (хоумскулинг)

Один из вариантов современного образование — домашнее или семейное образование. Это не значит, что вы будете целыми днями сидеть с ребенком посреди книг, это не значит делать вашего ребенка не социализированным, это не значит тратить много денег на образование. На самом деле все наоборот! Ниже приведена информацию про маму, которая нашла возможность дать своим троим детям домашнее образование. Познакомьтесь с этой замечательной мамой и ее опытом, возможно, это вдохновит вас.

Кратко про Ольгу Юрковскую

По образованию – психолог и преподаватель психологии (РИВШ БГУ г. Минск), гештальт-терапевт (Московский Гештальт Институт), диплом Высшей школы психологии (г. Москва) по программе “Коучинг и лидерство”.

Можете ознакомиться со списком дипломов.

Социальная страница:

Некоторые статьи Ольги

Домашнее образование (хоумскулинг)

Развенчание мифов о необходимости школы Как живут «дети без школы» и их мама Альтернатива образовательным традициям Как я на это решилась Почему не нужно сравнивать детей с другими Как навредить ребёнку оценкой Основная ошибка защитников школы Сколько денег стоит обучать детей дома? Мне не приходится мотивировать своих детей В школе делать нечего Какой результат родители ждут от школы? Что нужно делать, чтобы ребёнок вырос самостоятельным?

Сайты Ольги

Как раскрыть потенциал вашего ребенка, чтобы он реализовался как личность

Один мой день – предпринимателя и мамы (Юрковская)

Плюсы и минусы образования детей дома – Ольга Юрковская

Зачем ходить в школу

Учителя и сами теряются в догадках по поводу того, почему образование сейчас настолько обесценилось. Нет, раньше тоже не каждый ребенок упорствовал, но всё же отношение было другое. Это было важно. Что произошло сейчас и почему дети повально не желают участвовать в учебном процессе? Дальше размышления учительницы, которая оценивает проблему изнутри.

© Depositphotos

«Рабочий день начинается в восемь утра, и еще до уроков ко мне подходят ученики, мол, Светлана Сергеевна, можно я пойду домой? Так устал (устала), не могу идти на эту физику/химию/язык (нужное вставить). Это с утра-то уже устал, Господи! Так и хочется сказать: “Иди, разве я тебя могу заставить?” Но нельзя, прогулы недопустимы.

© Depositphotos

Не раз размышляли с более опытными коллегами о том, как и когда всё это произошло? Одна из них, у которой стаж с мою жизнь, приводит такой факт: образование стало чем-то само собой разумеющимся. Ведь если вспомнить не такие уже далекие времена, свидетелями которых были еще наши бабушки и дедушки, то грамотность была достижением. Если хоть один из семьи научился читать-писать — это большая удача!

© Depositphotos

Тогда принуждать никого не нужно было, сами искали возможность. Потому что знали, что в жизни это поможет. Сейчас никто даже близко не допускает мысли, что образование можно не получить. Школа вот она, за соседним домом. Теперь совсем не нужно бороться за право учиться, откуда может прийти понимание о какой-то там ценности?

© Depositphotos

А знаете что? Тотальное образование — это, конечно, хорошо, но зачем тянуть за уши двоечника, который ну никак не хочет усваивать элементарное. Зачем выставлять ему тройки, тратить на него нервы? Может, ему и правда будет лучше дома? В школе должны учиться те дети, которые этого хотят.

© Depositphotos

Учить нельзя помиловать

С другой стороны, при обсуждении этой темы мама одного из моих учеников выразила мнение, что такую мысль опасно даже допускать. Образование — это конституционная ценность именно потому, что позволяет ребенку не только получить знания, но и дает шанс пробиться в общество. Для некоторых людей школьное образование — единственный путь в реальность и связь с внешним миром.

© Depositphotos

И снова вопрос. Нужно ли обязать учиться или дать право выбора? Вот где кроется настоящий подвох. Считают по-разному. Одни говорят, что учить нужно всех, чтобы поддерживать общий уровень образования. Другие, что нужно дать право учиться только желающим. А если кто-то не хочет учиться, ну и бог с ним. Третьи, что во всём виноваты учителя. Точно понимаю одно — эту ситуацию никак нельзя пускать на самотек.

Читайте также:  10 советов, как помочь ребенку в математике

© Depositphotos

Я не скажу, что нет проблем в самой системе. Одна из них — это большие нагрузки на детей из-за того, что в современном мире стало больше информации. Нужно действительно прилагать усилия, чтобы освоить школьную программу. А ведь есть еще кружки, репетиторы, секции… Можете решить, что я ною. Мне как учителю хочется получать от работы удовольствие, а не воевать с мнениями. Видимо, это неотъемлемая часть моего педагогического призвания».

© Depositphotos

Зачем ходить в школу? Обязательно напиши в комментариях, что думаешь по этому поводу и каким видишь современный образовательный процесс. Для размышлений предлагаем тебе прочесть вот эту статью о том, по каким причинам дети могут не любить школу. Согласишься ли ты с ней?

Очное образование: кому оно еще нужно? 

Плюсы традиционной школы

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

  • Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный. 

Очное образование: кому оно еще нужно? 
  • Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство. 

Shutterstock / Monkey Business Images

Минусы

  • Ребенок испытывает сильный стресс

Согласно исследованию Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников переживают из-за успеваемости в школе. Это самый высокий показатель по сравнению с Америкой, Германией, Китаем и Японией (всего в исследовании участвовало 5 стран). Дети страдают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками, переживают из-за неудач в процессе обучения, нервничают во время контрольных работ и экзаменов.

  • Снижается мотивация к получению знаний 
Очное образование: кому оно еще нужно? 

Так как главный результат обучения в российской системе — высокая оценка, у детей происходит подмена понятий. Сами знания не имеют ценности, важен только способ получить нужный балл. Поэтому дети много времени тратят на неэффективные усилия: зубрят, списывают, отрабатывают форматы тестов вместо того, чтобы погружаться в интересные им предметы.

  • Не каждая школа может похвастаться звездным преподавательским составом

Иногда родителям приходится возить ребенка по два часа в день туда и обратно, чтобы он мог учиться у ярких и профессиональных педагогов, у которых достаточно сил и энергии на каждого ребенка. Но далеко не все семьи могут себе это позволить.

«Раньше я училась в физико-математическом лицее. Мне не нравился темп, в котором проходят темы в обычной школе. Слишком растянуто, я схватываю гораздо быстрее».

Яна Негина, 8 класс, ученица «Фоксфорда»

  • Сложно наверстать пропущенный материал

Если ребенок заболел, уехал на соревнования или пропустил школу по семейным обстоятельствам, ему приходится самостоятельно искать информацию в учебниках, разбирать сложные темы с родителями, просить конспекты у одноклассников. 

Очное образование: кому оно еще нужно? 

«Бальные танцы — очень важная часть моей жизни. Я занимаюсь ими с 7 лет, и с каждым годом всё чаще езжу по соревнованиям. В начальной школе учителя не обращали внимания на пропуски, но в 5-6 классе давление стало невыносимым. Нормально репетировать и без проблем выезжать на турниры можно только в цифровой школе».

Никита Дьяконов, 8 класс

Shutterstock / George Rudy

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Методы обучения в современной школе

Методы – это формы организации учебного процесса, которыми пользуется преподаватель для мотивации и обучения учащихся. Сегодня предлагается большой выбор способов, которые не исключают творческого вмешательства педагога и позволяют ему импровизировать в рамках программы. Состоят они из трех групп:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Споры среди исследователей о видах допустимых методов ведутся и сегодня. Предлагались разные классификации. Ученые и методисты решали, делать упор в обучении на частично-поисковые структуры уроков или репродуктивные, где ребенок лишь усваивать уже готовые знания.

Методы обучения в современной школе

Но по сути все предложенное является лишь аналогами вышеперечисленных трех групп. Таким образом решено было оставить данную классификацию, разнообразив ее приемами обучения.

Характеристика и причины проблем российских систем образования

Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом. Замечание 1

Читайте также:  Полная классификация видов и сортов Фиалок (Сенполий)

На сегодняшний день существующая система образования переживает довольно сложные времена. Созданная в советское время система образования практически разрушена, ей на смену пришли европейские стандарты и тенденции. Однако достаточно часто эти стандарты и тенденции отвергаются, так как внедряются на неподготовленную почву и не адаптированы под особенности российского менталитета.

В связи с чем, наблюдается достаточное количество проблем, стоящих перед системой российского образования:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Кризис старой системы образования, обусловленный ее моральным устареванием. Инновации в системы образования плодотворно были внедрены в высшую школу – переход на бакалавриат и магистратуру. В тоже время средняя школа и профессиональные училища остались без изменений. В связи с чем, назревает необходимости пересмотра подхода к школьному и профессиональному образованию. Решение данной проблемы требует колоссальных вложений и труда. Необходимо полностью пересмотреть существующие программы, методическую и учебную литературу, подготовку кадров и т.д.
  2. Излишняя теоретическая направленность российского образования. Российские системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоретических знаний, в то время как практические умения и навыки практически не развиваются. В то же время в европейских странах и Америке система образования в большей степени имеет направленность на получение практического и исследовательского опыта.
  3. Недостаточность финансирования. Данная проблема является актуальной не только для системы образования, но и для многих российских сфер. Нехватка финансового обеспечения приводит к тому, что наблюдается недостаток квалифицированных кадров, так как педагогик попросту не желают работать за ту заработную плату, которую предоставляет им государство и уходит в частные учебные заведения или репетиторство. Оборудование, учебный и методический фонд образовательных учреждений, все это требует обновлений и соответственно финансовых вложений.
  4. Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения. Чаще всего данная проблема остро ощущается выпускниками школ, которые для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ нанимают репетиторов для подготовки. То есть школа не в состоянии дать необходимый уровень знаний, предъявляемый следующей ступенью образования — ВУЗом.
  5. Увеличение спроса на поступление в ВУЗ способствует появлению большого количества частных ВУЗов, которые достаточно часто не имеют права на осуществление образовательной деятельности, либо предоставляемые ими образовательные услуги низкого качества. Довольно часто образование, полученное в частном ВУЗе, является номинальным, то есть обучении исключительно ради получения диплома, которое не дает никаких ни теоретических, ни практических знаний и умения по выбрано специальности.
  6. Одной из наиболее острых проблем современных систем образования является коррупция. На сегодняшний день можно купить диплом о высшем образовании через Интернет. Помимо этого к коррупции относятся денежные поборы в учебных заведениях, взятки за зачеты (экзамены), хищения средств из бюджета и т.д.
  7. Падение престижа профессионального образования. Поступление в колледж, техникум, ПТУ и т.д., среди молодежи является не престижным, искажено представление о рабочих профессиях и работе на производстве. В связи с чем, наблюдается нехватка рабочих кадров.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Наиболее популярные вопросы

Существует ли возможность посещать школу ребенку-инвалиду, который получает образование дома?Ребенок, который обучается на дому, может пользоваться всеми правами, закрепленными в статье 34 Федерального закона об образовании, в том числе посещать школьные занятия.Сколько стоит обучение дома?Домашнее обучение может быть платным или бесплатным. Если оно необходимо по состоянию здоровья, то государство берет на себя расходы. Если причиной перевода на такую форму обучения стало желание родителей, то им придется нанимать репетиторов или платить школьным учителям. О цене, как правило, договариваются индивидуально.

Общеобразовательная система обучения предполагает посещение учебного заведения с целью получения знаний. Некоторым детям такое обучение не подходит – по состоянию здоровья или другим причинам. Тогда родители принимают решение о переводе школьника на надомное обучение.

Поделиться ?

Ценное качество

По мнению председателя Ассоциации молодых педагогов России, директора лицея № 369 Константина Тхостова, основным недостатком семейного обучения является отсутствие его финансирования, что может потенциально влиять на качество обучения детей.

— Главный недостаток, который на сегодняшний день обсуждается и экспертным сообществом, и родителями, состоит в том, что в законодательстве хоть и предусмотрена форма семейного обучения детей, но там абсолютно не прописан вопрос финансирования этого самого процесса, — отмечает он. — И, к сожалению, до тех пор, пока не будет урегулирован этот вопрос, говорить о качественном образовательном процессе не приходится.

Держать дистанцию: как учителя справляются с удаленкой Кто помогает педагогам в организации уроков в период пандемии

На сегодняшний день всего несколько субъектов выплачивают компенсации семьям, решившим обучать детей дома своими силами. В этот короткий список входят Тульская, Свердловская, Тамбовская области и Пермский край. Раньше в него входила и Омская область, но в сентябре 2019 года в регионе такие выплаты были отменены. Однако и там, где они есть, получить деньги могут далеко не все — например, в Тульской области компенсация зависит от дохода семьи и положена только в том случае, если он не выше прожиточного минимума.

Между тем постепенно вопрос семейного образования поднимается и на федеральном уровне. В начале прошлого года Министерство просвещения разработало проект, включающий раздел о переходе на семейное образование. Причем четкие правила, как перевести ребенка на семейное образование, какие документы и куда нужно подавать, были прописаны в одном документе впервые. Кроме того, как отмечалось в проекте, ребенок, перешедший на домашнее обучение, может в любой момент вернуться к получению образования в школе.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Как научить ребенка делать уроки

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Что нельзя говорить школьнику?

По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы. Например…

Читать дальше