До какого возраста нужно играть с ребенком родителям

Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так,— очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?

Почему же столь опасна подмена игры обучением (теперь его чаще всего называют «ранним развитием»)?

Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро. Если родители принимаются за «раннее обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте.

Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому — творческому. В дошкольном возрасте у всех детей доминирует именно образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно». Что же происходит, если взрослые вмешиваются в ход естественных процессов?

Как мы уже отметили, именно правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным. В последнем случае ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротическим заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения являются также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость — это плоды неразвитости эмоциональной сферы.

Как было сказано, левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами. При этом долгий путь, который должен совершить ребенок, используя собственные мыслительные операции, сокращается до механического запоминания и «выдачи» информации.

Не надейтесь на авось

Ошибка первая и самая важная — не ставить цель. Именно от вас в большей степени зависит, каким будет ребенок. Школа и социум, конечно, тоже сыграют свою роль, но, в основном, личность (качества, убеждения, ценности, поведение) будет формироваться под вашим влиянием (через общение, воспитание и т.д.) и определять всю его дальнейшую жизнь. Следовательно, нужно иметь четкую цель, а не просто плыть по течению. 

Чаще всего я рекомендую родителям сделать простое упражнение — написать, каким вы видите своего ребенка в 18 лет. Сначала пропишите общую цель, а потом конкретизируйте, что он должен уметь делать, насколько самостоятельным ему следует стать, какие знания, навыки, качества, ценности хорошо бы иметь? Затем повесьте этот список на видное место и каждый раз, когда вы принимаете судьбоносное решение для детской жизни, сверяйтесь с ним.

Читайте также:  Сыр филадельфия в домашних условиях — 8 пошаговых рецептов

Например, моя цель выглядит так:

Я хочу, чтобы ребенок был счастлив, во-первых. Во-вторых, я хочу быть полностью за него спокоен и уверен, что в 18 лет (если я его отпускаю без единого рубля в жизнь) ничего плохого с ним не случится: у него есть все навыки и качества, он умеет правильно принимать решения, может заработать и нормально прожить без моего контроля, поддержки, помощи, денег и т.д. 

Еще один полезный прием — честно ответить себе на вопрос: для кого этот ребенок растет. Для кого вы его родили? 

  • Есть вариант «для себя». Это значит, что вы делаете его удобным для себя, чтобы он отнимал меньше вашего времени, воплощал ваши желания и оправдывал ожидания.
  • Второй вариант — «для него самого». Это значит, что вы пытаетесь сделать его самодостаточным человеком, который должен жить самостоятельной жизнью (как взрослый).

Фото: LEGION-MEDIA

Ответьте на этот вопрос, и ваше поведение сразу изменится. Это одновременно простые и страшные психологические истины. Если вы ребенка постоянно одергиваете, пытаетесь сделать послушным и дисциплинированным, это автоматически приведет к тому, что он вырастет безынициативным и зависимым от чужого мнения. Как думаете, сможет ли он построить карьеру, добиться целей и реализовать свои желания? Нет, он будет слушать маму с папой и делать, то «что для него лучше». Когда желания родителей иссякнут, получится среднестатистический человек, который ни к чему не стремится, не умеет решать проблемы (которые однозначно будут возникать) и плывет по течению. Такой ребенок похож на тепличный цветок, который сломается от любого дуновения ветра, стоит только познакомить его с реальным миром. 

Но есть и положительные стороны. Он не будет бегать, кричать, требовать, хамить, доставлять родителям сильные хлопоты и тратить их нервы. 

Общение с ребенком

Немаловажным для детей является регулярное общение со своими родителями. Они стремятся понять окружающий мир и в то же время хотят быть понятыми. Такая коммуникация в будущем станет основой любых социальных взаимодействий (в том числе, в школе).

Так, необходимо следить за эмоциональным состоянием малыша, когда он возвращается домой. Если он пришел грустным или расстроенным, следует поговорить с ним «по душам» и выяснить, не возникло ли проблем с другими учениками или учителем. Не сделаете этого – и уже через неделю ребенок может отказаться идти в школу, начнет прогуливать уроки и попросту перестанет выполнять домашние задания.

Помните! Ребенок никогда не должен стесняться или бояться поговорить с родителями.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Трудности переходного периода

— Если семья принимает решение отправить ребенка в школу с шести лет, родители заранее должны показать его психоневрологу детской поликлиники для профосмотра. Диагностику школьной готовности и заключение, дающее право идти в первый класс раньше, выдает этот врач. Распространение получила практика подготовки к школе ребят в специально сформированных детских группах, с которыми работают психологи, — рассказывает Ольга Науменкова.

Читайте также:  Правильный уход за кожей лица до 25 лет. Почему это важно?

Что нужно для этого? Лишь согласие родителей. Однако некоторые мамы и папы пренебрегают не только этой полезной услугой, но и простейшими рекомендациями специалистов. Так, приучать ребенка к новому режиму дня, ранним подъемам нужно начинать уже с августа, а не с 1 сентября.

Нет ничего зазорного (наоборот, психологи рекомендуют поступать именно так) в том, что родитель заранее захочет познакомиться с будущим педагогом сына или дочери, посмотреть, как он ведет урок. Учителю следует сообщить об особенностях характера ребенка до начала занятий: медлительности или чрезмерной активности, смелости или, наоборот, застенчивости. Обязательно заранее познакомьте и малыша с будущей «школьной мамой».

В первую очередь выбирайте педагога, а не школу, советуют психологи, особенно если ребенок достаточно тяжело адаптируется в новой обстановке и коллективе (а с этим гарантированно придется столкнуться тем первоклассникам, у которых были аналогичные проблемы в детском саду). В идеале манера общения с детьми первого учителя не должна сильно отличаться от домашнего воспитания.

В выборе школы приоритет отдайте ближайшей к дому — так снимается проблема ранних подъемов. Не стоит гнаться за статусными лицеями и гимназиями, спецшколами. В принципе, начальные знания во всех общеобразовательных учреждениях дают примерно одинаковые, но в «супершколах» их будет дополнять неоправданный в это время учебный груз.

Хотя этот вопрос решать нужно индивидуально: один ребенок после школы побежит еще в музыкальную группу или на спортивную тренировку и будет энергичен, а для другого и высидеть уроки — подвиг. Психологи не голословны: им нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда, отучившись 3—4 года в гимназии, ребенок переходит в обыкновенную школу. Детская психика и ум очень пластичны — они поглощают массу внешней информации. В то же время умные, подготовленные дети к концу 1—2-х классов могут либо слиться с общей массой, либо вообще «плестись в хвосте».

Такой результат дает чрезмерная подкованность ребенка: когда он слышит что-то знакомое на уроке — утрачивает интерес к занятиям.

Для первого класса достаточно уметь читать по слогам, считать до десяти и обратно, пользоваться карандашом, фломастером, использовать ножницы для аппликации, правильно складывать мозаику. И все! С такими знаниями дети выходят из детского сада. Дополнительные интеллектуальные «вливания» в этом возрасте чаще всего себя не оправдывают.

Еще несколько игр

В 6-7 лет ребенок входит в младший школьный возраст. Конечно, не все дети в этом возрасте идут в начальную школу, некоторые только готовятся к этому важному событию. Так или иначе, деятельность ребенка в этом возрасте из игровой постепенно переходит в учебную. Это ни в коем случае не означает, что ваш ребенок перестанет играть. Напротив, маленькому человеку в этом возрасте, как и раньше, требуются игрушки и игры, как со сверстниками, так и самостоятельные , с участием взрослых.

Главный процесс, который сопровождает развитие и все действия ребенка в этом возрасте – рефлексия, то есть анализ собственных мыслей и действий и принятие различных решений на его основе в процессе деятельности. Этот период в развитие ребенка влияет в дальнейшем на его способность адекватно формулировать мысли и контролировать свои чувства, намерения, желания.

Для того чтобы детские развивающие игры 6-7 лет соответствовали психологическим задачам данного возраста и помогали развивать способность к рефлексии, необходимо учитывать некоторые важные моменты:

  • У игры должна быть четкая цель. Это может быть выигрыш, либо какое-то достижение.
  • Игра выстраивается по определенным правилам.
  • Игра в этом возрасте не представляется возможной для ребенка без партнера – сверстника или взрослого.
  • Несмотря на наличие правил, каждому игроку должна быть дана достаточная свобода действий для выстраивания своей собственной стратегии.

Обучающий рефлексивный характер игр в этом возрасте хорош тем, что в них можно как использовать игрушки, спортивный инвентарь и учебные материалы, так и обойтись без них, проводя игры в уме.

Самое интересное для деток

Игра «Запретное слово»

Подходит в равной степени и для детского коллектива, и для игры ребенка со взрослым. Игра направлена на развитие внимания, а также на разработку словарного запаса. Заранее оговаривается одно или нескольких слов, которые являются запретными, то есть которые нельзя произносить в ходе игры. Как правило это слова «да», «нет», названия цветов и т.д. Вы задаете ребенку простые вопросы, а он должен отвечать вам избегая использования запретных слов.

Например, вы договорились, что запретное слово будет «зеленый», и задаете ребенку вопрос: «Какого цвета листья на деревьях летом?». Он должен ответить, не нарушая правила игры. Тот, кто назвал запретное слово, становится ведущим, и задает следующий вопрос.

Игры «Что лишнее?»

Эти развивающие игры от 6 лет имеют 2 варианта — как на словах, в уме, так и с помощью реальных предметов, которые вы будете выкладывать перед ребенком. Предлагается 4 предмета, из которых ребенок должен логически исключить лишний. Например: ложка, тарелка, кастрюля, лопата.

В данном случае ответ будет однозначным, так как лишний предмет определяется только по одному признаку – лопата не является посудой. В дальнейшем игру можно усложнять, и лишними могут оказаться разные предметы по разным причинам. Например: снег, облака, холодильник, небо.

Читайте также:  Абутилон: выращивание, уход и размножение в домашних условиях

В этом случае лишним может быть холодильник, так как он не находится на улице или не относится к погодным явлениям Или же лишним может быть небо, так как все остальные предметы белого цвета.

«Найди слагаемое от 10»

Это, как уже можно было догадаться по названию, математическая игра. Она отлично подходит детям, которые умеют считать до 10. Если ваш ребенок продвинулся в счете гораздо дальше, можно усложнить правила по аналогии с описанной здесь игрой.

Вы называете ребенку любое число до 10, а он должен назвать в ответ то число. Которого не хватает, чтобы в сумме получилось 10. Такие подсчеты в уме очень полезны для тех, кто готовится пойти в школу или учиться в младших классах.

Игры «Анаграммы»

В эти развивающие игры для 6-7 лет можно играть как с использованием листика и ручки, так и без всяких приспособлений. Вы предлагаете ребенку несколько букв и предлагаете составить из них слово и максимальное количество слов, в зависимости от количества букв. Например, из букв Т,К,О ребенок может составить слова кот, ток, кто и т.д. Естественно, игру можно усложнять, увеличивая количество букв.

Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему вместо отдельных букв одно длинное слово, из которого он должен составить максимальное количество более коротких слов.

Не забывайте об отдыхе

Если ваш ребенок вот прямо сейчас не хочет делать математику, это не страшно, не нужно его заставлять, пусть отдохнет, и сделает задание позже. Отдых нужен не только взрослым, но и детям. Если вы без проблем сейчас бы просидели пять уроков в школе, и сразу же сделали домашнюю работу, то детям это немного труднее дается. Так что не налегайте.

Самая большая ошибка родителей – это страх того, что они совершат ошибку в воспитании. Все совершают ошибки, в этом нет ничего страшного. Постарайтесь не нагружать своего ребенка с маленьких лет большими знаниями, идите к этому постепенно, и все получится.

Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

Советы при выборе игрушек для детей

Безопасность ребенка — главное! Это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Никаких мелких деталей, острых углов, плохо обработанных краев. Краска не должна сходить с игрушки, когда по ней проводите ногтем. Ребенок, особенно маленький все тянет в рот, пробует на вкус и это может ему навредить.

  1. Сертифицированные игрушки. Не стоит доверять непонятным производителям, только потому что их игрушки выглядят нормально и дешевле. Неизвестно из чего сделаны эти игрушки, и какой вред они могут нанести ребенку.
  2. Производитель. Лучше выбирать игрушки известных производителей, так как они очень серьезно подходят к качеству своего товара. Погрешности в производстве им могут подпортить репутацию.
  3. Возраст ребенка. Не стоит покупать малышам игрушки с мелкими деталями. А взрослым ни к чему погремушка.
  4. Тактильные ощущения. Потрогайте игрушку, подерите ее в руках, если она тяжелая ребенок не сможет ее поднять.
  5. Набивка игрушки. Смотрите на то из чего сделана набивка у мягких игрушек. Правильнее всего будет — синтепон. Ни в коем случае не поролон, так как он спустя время начинает выделять вредные вещества.
  6. Запах. На него стоит обратить внимание при покупке. Ведь если вам он не нравится, то возможно игрушка сделана не качественно.
  7. Этикетка. Читайте этикетку на игрушке. Все те, которые проходят сертификацию в России имеют значок Ростеста и к ним прилагается инструкция на русском языке.

Помните, что выбор игрушки по возрасту, не такой уж и простой процесс. Ведь она не только влияет на здоровье ребенка, но и психику. Не скупайте все подряд, лучше проведите время вместе. Придумайте игру из того, что есть, а игрушки дарите по праздникам.