Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей?

Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ на то, что из себя представляет моторика и как ее развивать.

Для чего необходимо развивать моторику

Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.

Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.

Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

  • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
  • степень развития внимания, памяти, воображения;
  • подготовка руки ребенка к обучению письму.

Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Количество комментариев: 27Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯ* * *«ШАЛУН»Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому — не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)«БЕЛОЧКА»Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)«ДЕТКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)«ПО ГРИБЫ»Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)«ПАЛЬЧИКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)«ПАСТУШОК»Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.(хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток (можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить.(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)* * *«ОЧКИ»(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)Бабушка очки надела И внучонка разглядела.«СТУЛ»(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.«СТОЛ»(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка.«ЛОДКА»(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)У козы торчат рога, Может забодать она.«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.* * *Развитие мелкой моторики у детей 3-5 летРазвитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 годаЗа советом к логопеду (все статьи)Комментарии к статьеРазвитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет, 16:13natasha, 15:35, 13:38, 10:18Ольга, 05:41Наталья, 21:38, 20:27Елена, 11:12Оксана Сергеевна, 22:56Ирина, 19:15Оксана сергеевна, 11:04Влада, 16:48Swetlana, 13:53, 21:20Анжелика, 16:02Наташа, 10:18анастасия, 19:30Нина Давыдова, 14:34Людмила, 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:08Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 00:09, 09:31светлана, 19:56Ирина, 17:10, 16:57Евгения, 10:34Евгений

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Что необходимо для развития моторики?

  1. Шнуровки. Такое приспособление состоит из шнурка и разнообразных предметов с небольшими отверстиями. Ребенку необходимо продеть шнурок через имеющиеся отверстия.
  2. Сортер. Это может быть любой предмет в виде геометрических фигур, домиков, автомобилей и тому подобного, с множеством отверстий разных форм, в которые необходимо поместить предметы. Сортер не только помогает развитию моторики, а также полезен для развития логики и мышления у ребенка, которому необходимо поместить определенную деталь в подходящее отверстие.
  3. Мозаика и конструктор. Не нужно пугаться, что игра с мелкими деталями может быть опасной для малышей. Существуют мозаики и конструкторы, разработанные для детей в возрасте от 1 года. Они состоят из небольшого количества крупных деталей и совершенно безопасны для малышей.
  4. Крупа и песок. Самая обычная фасоль, горох, гречка и даже макароны могут стать отличным приспособлением для занятий, развивающих мелкую моторику. Когда малыш перестает тянуть все, что попадает ему под руку, в рот, можно начинать такие занятия. Это могут быть сортировка круп, перекладывание между несколькими емкостями, а также нахождение игрушек в мелкой крупе или песке.
  5. Пальчиковые краски, пластилин, карандаши. Такие занятия помогают развивать мелкую моторику, воображение и творческий потенциал ребенка. Лепкой и рисованием можно заниматься с ребенком второго года жизни. Необходимо только подбирать нетоксичные материалы, а также не оставлять ребенка без присмотра. Совместное рисование и лепка не только принесут удовольствие малышу и родителям, но и станут отличным развивающим занятием.
Читайте также:  Зимний базовый гардероб на 2021 год для женщины

развития моторикимелкой моторикой

задержка развития речи

  • Ольга Бузова собралась покинуть телепроект «Дома-2»?
  • Катя Жужа и Олег Винник расстались из-за ребенка
  • Весенний салат с яйцом

Дети 0 2638

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Общие правила проведения занятий по развитию мелкой моторики рук

При развитии моторики у детей важно правильно организовать занятия. Необходимо придерживаться следующих правил:

  • Безопасность. Это важнейшее требование к занятиям с ребенком. Работа маленьких детей с мелкими и другими опасными предметами может проводиться только под тщательным контролем родителей. Не следует доверять ребенку колющие и режущие инструменты. При освоении ножниц важно подобрать безопасный инструмент – у детских ножниц должны быть закругленные концы, на начальном этапе лучше использовать инструмент из пластика.
  • Интерес. Занятия по развитию мелкой моторики надо подбирать так, чтобы ребенку было интересно. В этом случае результат будет более продуктивным. Следует учитывать возраст ребенка, его интересы.
  • Систематичность и регулярность. Развивать мелкую моторику надо постоянно. Занятия могут быть короткими, но проводить их следует регулярно.
  • Обеспечивать отдых. Не надо утомлять ребенка, переходя сразу от одного занятия к другому или занимаясь подолгу. Важно делать перерывы, когда ребенок может заняться тем, чем он хочет.
  • Соответствие возрасту и развитию. При прорабатывании мелкой моторики надо учитывать уровень развития ребенка. Существуют общие нормы по возрасту, но некоторые дети опережают их, а другие отстают. Этот факт обязательно должен учитываться.

Доказано, что развитие речи связано с мелкой моторикой рук, поэтому ее необходимо развивать с самого рождения. Для этого есть множество занятий и упражнений, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его развития. Процесс совершенствования мелкой моторики должен быть организован правильно.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. Развитие ребенка после 1 года предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца — ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Календарь развития

0-3 месяцев:

Малыш может лежа смотреть по сторонам, поворачивая головой.

3-6 месяцев:

Малыш смело держит голову и контролирует ее движение. Положив малыша на животик, он пытается приподнять и удерживать голову несколько секунд, умеет сводить обе руки.

6-8 месяцев:

Может садиться с лежачего положения. К восьми месяцам он начинает сидеть уверенно.

8-12 месяцев:

Ползает и встает на ноги, придерживаясь за различные предметы.

12-14 месяцев:

Дети начинают самостоятельно, но еще неуверенно ходить.

14-17 месяцев:

Ребенок уже хорошо ходит сам, начинает учиться шагать вправо и влево. Рекомендуем дать ему покатать детскую коляску или попинать мяч.

1,5-2 года:

Учится ходить по ступенькам, придерживаясь за поручни, пытается бегать и прыгать. Хорошо сидит на стуле.

2-3 года:

Ребенок быстро бегает и прыгает. Поднимаясь по лестнице, чередует ноги – левую потом правую, как взрослые. Учится ловить мяч.

4-5 лет:

Может удерживать на весу одну ногу, хорошо ловит мяч.

Значение мелкой моторики для полноценного развития ребенка

В школьном возрасте развитию мелкой моторики уделяют меньше времени, чем в детских садах, но отказываться в младших классах от совершенствования двигательных навыков не стоит. Резкое увеличение нагрузки на кисти и пальцы рук может привести к трудностям в дальнейшем обучении, что, в свою очередь, может спровоцировать сложности в освоении учебных навыков, развитии органов артикуляции, внимания, памяти, мышления и произвольной деятельности. Для того, чтобы этого избежать, родители могут самостоятельно проводить со своим ребёнком дополнительные упражнения.

Любые занятия, связанные с обучением детей, должны быть тщательно продуманы и грамотно выполнены. Существует множество пособий с разнообразными методиками, там же можно найти целый перечень способов разнообразить дополнительные занятия с помощью игр для мелкой моторики, что немаловажно в работе с детьми. Стоит обратить внимание на то, с кем вы имеете дело – со школьником или дошкольником. От этого зависит уровень сложности упражнений и набор инвентаря.

Упражняясь в пальчиковой гимнастике попутно полезно заучивать и произносить стихи. Это помогает развить речемыслительную деятельность, понимание и воспроизведение ритма, контроль над движением пальцев рук. Любой профессиональный логопед использует в своей практике упражнения, связанные с мелкой моторикой.