В современном мире более 20% детей — дислексики.
ⓘ Дислексия
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с поддержанием внимания.
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
- Поколение дислексии: каждый десятый …
- Только две трети российских учителей …
- Дислексия: что обязательно нужно знать …
- Открытые некоммерческие организации …
- диспраксию и
- дискалькулию,
- СДВГ,
- дизорфографию,
- дисграфию,
- дислексию,
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв лат. dyslexia litteris. Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
ⓘ Дислексия
Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с поддержанием внимания.
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
- диспраксию и
- дискалькулию,
- СДВГ,
- дизорфографию,
- дисграфию,
- дислексию,
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв лат. dyslexia litteris. Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
История дислексии
Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.
В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.
- Только две трети российских учителей …
- HELLO! Russia
- Не болезнь, а особенность. Что …
- Дислексия: что обязательно нужно знать …
Виды дислексии
- Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
- Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
- Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
- Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
- Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.
Причины
Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.
До зачатия:
- Мутация
- Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:
- Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
- Гипоксия
- Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
- Отслойка плаценты
В момент рождения:
- Слабые схватки или их отсутствие
- Застой в родовых путях
- Медикаментозная стимуляция родов
- Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
- Обвитие пуповиной
Причины дислексии после него:

- Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
- ДЦП
- Отставание в развитии
- Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
- ЧМТ
Методика Рональда Дэйвиса
Рональд Дэйвис. Дислексик, который справился со своей проблемой в 38 лет. После чего стал учить других справляться с нею. Он является автором книги «Дар дислексии». В которой раскрывает суть этой проблемы, а также объясняет, как с ней справится. Основная идея методики в том, что двухмерным словам и символам нужно придать объемные образы. Для этого детишки в соответствии с методикой много работают с пластилином.
Об этой методике очень хорошие отзывы. Похоже на то, что она работает. Так что давайте на всякий случай галочку себе поставим. Мало ли что…
Еще подробнее о дислексии рассказывают в этом видео. Причем рассказывают сами дислексики. Посмотрите, очень познавательно.
Хочу пожелать вам и вашим деткам крепкого здоровья и буду надеяться, что информация, представленная в статье, если вам и пригодится, то только так, для общего развития.
- Что нужно знать родителям о дислексии и …
- Только две трети российских учителей …
- Открытые некоммерческие организации …
- Москва | Чтобы гений не стал хулиганом …
Благодарю вас за внимание и жду ваших комментариев!
Всего вам доброго!
До новых встреч!
Евгения Климкович.