Дислексия у детей: болезнь, особенность или талант?

В современном мире более 20% детей — дислексики.

ⓘ Дислексия

Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  • проблемы с овладением арифметикой;
  • проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  • проблемы с грамотностью;
  • проблемы с поддержанием внимания.
  • проблемы с овладением навыком чтения;
  • проблемы с овладением навыком письма;

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  • диспраксию и
  • дискалькулию,
  • СДВГ,
  • дизорфографию,
  • дисграфию,
  • дислексию,

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв лат. dyslexia litteris. Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

ⓘ Дислексия

Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  • проблемы с овладением арифметикой;
  • проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  • проблемы с грамотностью;
  • проблемы с поддержанием внимания.
  • проблемы с овладением навыком чтения;
  • проблемы с овладением навыком письма;

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  • диспраксию и
  • дискалькулию,
  • СДВГ,
  • дизорфографию,
  • дисграфию,
  • дислексию,
Читайте также:  Как проводится обрезка сливы весной и осенью

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв лат. dyslexia litteris. Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.
Читайте также:  7 действенных советов родителям, чтобы дети слушались

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.
Причины

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

Причины
  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • ДЦП
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
  • ЧМТ

Методика Рональда Дэйвиса

Рональд Дэйвис. Дислексик, который справился со своей проблемой в 38 лет. После чего стал учить других справляться с нею. Он является автором книги «Дар дислексии». В которой раскрывает суть этой проблемы, а также объясняет, как с ней справится. Основная идея методики в том, что двухмерным словам и символам нужно придать объемные образы. Для этого детишки в соответствии с методикой много работают с пластилином.

Об этой методике очень хорошие отзывы. Похоже на то, что она работает. Так что давайте на всякий случай галочку себе поставим. Мало ли что…

Еще подробнее о дислексии рассказывают в этом видео. Причем рассказывают сами дислексики. Посмотрите, очень познавательно.

Хочу пожелать вам и вашим деткам крепкого здоровья и буду надеяться, что информация, представленная в статье, если вам и пригодится, то только так, для общего развития.

Благодарю вас за внимание и жду ваших комментариев!

Всего вам доброго!

До новых встреч!

Евгения Климкович.