Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.

Детство – время, наполненное ежедневными открытиями не только для детей, но и для их родителей. На глазах у всех происходит постоянное развитие, маленький человек буквально каждое утро просыпается уже не таким, как был вчера. О детях дошкольного возраста можно узнать массу интересных фактов, которые способны перевернуть восприятие детства и почувствовать, что рядом с нами происходят настоящие чудеса.

Чрезмерные физические нагрузки

Знания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту. Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка? Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастным задачам.

Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона): В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга. О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах. Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.

Читайте также:  Женские туфли весна лето 2021: модные тенденции, фото.

Ребенок должен учиться

Фото: LEGION-MEDIA

Четвертая ошибка заключается в убеждении, что ребенок и так должен учиться. А задача создать ему мотивацию не принимается всерьез. Такая схема немного напоминает отбывание наказания за какое-то преступление. И теперь 20 лет ребенок обязан учиться. На самом деле он не понимает, кому и почему он должен, не получая никакой выгоды. Большинство взрослых, которые выросли, кстати, из таких же детей, почему-то бесплатно работать не хотят. Просто представьте, что прямо завтра, вы в течение 20 лет все свободное время будете посвящать какой-то бесплатной деятельности, которую ненавидите. При отсутствии позитивной мотивации даже отличник не выдержит и прекратит учиться.

С ребенком нужно договариваться. О том, как правильно это делать мы написали в статье. Одной из самых важных составляющих успеха я считаю сформированную в голове установку: «Я что-то делаю сам и получаю от этого результат». Большинство успешных людей в детстве это осознали и взяли за правило. Проблема в том, что дети делают уроки не ради поощрения, а чтобы не наказали. Негативная стратегия не работает. Никто не лишит конфет или смартфона взрослого человека за пропуск дедлайна. 

Ваша задача сформировать у ребенка позитивное убеждение, например: «Если я прочитаю книгу — получу новую игру» или «если за месяц пройду школьную программу по биологии на год вперед или выиграю олимпиаду — мне купят новую приставку». В жизни так и будет. За достижение целей он привыкнет награждать себя маленькими (и не очень) радостями и будет стремиться стать еще лучше. 

Кто-то может подумать, что таким образом избалует детей, но вы тоже в накладе не останетесь. Так уж вышло, что конфеты, игрушки и гаджеты мы покупаем детям просто так. Так начните отдавать это за какие-то достижения! Почему ребенку все должно доставаться бесплатно, если мы хотим научить его добиваться целей и нести ответственность? Поэтому мой совет прост: мотивируйте детей, и будет вам обоим выгода. 

Историю двигали негармонично развитые люди

– С чего начинать искать призвание? Если непонятно, что ребенку интересно. 

– Во-первых, нужно договориться с ребенком: «Мы с тобой ищем твое призвание. У нас такое совместное дело». Это не решается одним разговором. Мы долго объясняем ему, что такое призвание, ему неоткуда эту информацию получить. Мы объясняем, как нехорошо, глупо жениться по расчету. Так же глупо искать по расчету работу, которая приносит деньги, но не любовь. Это может месяцы занять, но мы понимаем, что мы с ребенком делаем одно общее дело – мы ищем призвание.

Читайте также:  10 странных изобретений, которые принесли их создателям миллионы

Дальше мы ему задаем разные возможности. Затем наступает наиболее ответственный момент, когда ребенок получает сложное творческое задание. Например, мой сын хотел быть артистом, а потом он стал лучшим нападающим Таганского района по футболу, пришел ко мне и сказал: «Папа, меня берут в ЦСКА профессионально заниматься футболом, но я должен отказаться от театра». Я, наступив на все части тела, сказал: «Решай сам». Если это твое дело – ты будешь беситься, рвать, но ты захочешь это делать.

Я в десять лет почему-то захотел написать пьесу про тяжелую жизнь негров в Америке, хотя я там никогда не был. Это было очень трудно. Много персонажей, большой объем, я злился, у меня не получалось, но мне это очень нравилось. Вот это более сложное творческое задание – это самое главное в определении призвания.

Если это дело человека, то он, преодолевая все это, будет этим заниматься.

У меня была очень хорошая учительница по литературе, которая дала нам задание написать сценарий фильма по любому рассказу Тургенева. Представляете, сценарий фильма в девятом классе? Я помню, как я сходил с ума, спрашивал у папы, как это. Два дня я не вставал из-за стола, бесился, не ел, мама очень нервничала. В результате я понял, что мне это очень нравится. Папа дал мне свою пишущую машинку и сказал: «Ты теперь писатель, пиши на машинке». Было тяжело, но мне нравилось. А какой-то мальчик не смог этого сделать, потому что это оказалось не его дело. Все знают – если это твое дело, то оно делается.

– Если ребенок в блокнотике рисует человечков и ему это вроде нравится, мы ему усложняем это задание? А если он сливается и говорит: «Нет, что-то это не про то», – значит, это не его? 

– Да. Хотя он может слиться, потом вернуться, так тоже бывает. Желание вытягивает, мы это знаем очень хорошо. Подлинное желание дает невероятные силы. Самое главное – не обвинять ребенка в лени. Я не устаю повторять, что лень – это качество умного человека, лень – это нежелание делать то, что ты делать не хочешь. Ни один человек не ленится делать то, что ему интересно. Если ребенок ленится рисовать, значит, это просто не его дело.

Читайте также:  Женская зимняя обувь в моде 2021-2022 гг.

– Это очень интересно, потому что я вижу на своих детях, как сложно удержать какую-то выбранную цель. 

– Потому что нет такой задачи. Потому что есть совершенно странная задача воспитать гармонично развитую личность. Мы как-то забываем, что таких людей, за редким исключением – Леонардо да Винчи, Ломоносов – очень мало. Историю двигали негармонично развитые люди, которые полностью погружались в одно занятие, занимались физикой или литературой, как сумасшедшие занимались живописью, как безумные писали какую-то прозу. Крайне мало гармонично развитых людей, все остальные – это люди очень упертые. Это было в те века, когда не было такого количества информации, а сейчас что говорить? Если сейчас ребенку в пять-шесть лет интересно заниматься химией, он не прочитает «Войну и мир», но зато он, возможно, будет Менделеевым.

Удивительный мозг

Самые поразительные изменения у дошкольников происходят с их мозгом. Дело в том, что все люди рождаются с недоразвитым головным мозгом. Природа определила рождение на девятимесячном сроке потому, что дальше размер черепной коробки не позволил бы новорожденному выйти из материнского организма естественным путём. Поэтому все новорожденные по сути являются эмбрионами на протяжении первого года жизни.

Эмбриональные темпы развития сохраняются на протяжении ещё 12 месяцев. До года размер головного мозга увеличивается вдвое и составляет 60% от объёма этого важнейшего органа у взрослого. Дальше темпы роста резко падают, и 100% своего размера мозг достигает только к 20-25 годам. Врачи установили тот факт, что если бы всё тело росло в том же темпе, что и мозг, то уже к трёхмесячному возрасту карапуз превратился бы в 60-килограмомового великана.

Удивительный мозг

Но наиболее удивительные процессы касаются не размера этого органа, а физиологии. Развитие человека, являющегося социальным существом, на 95% зависит от окружения. Статистика показывает, что дети, которые провели дошкольные годы в обществе одного человека, уступают по умственным способностям тем, что росли в коллективе из троих членов.