Что должен уметь ребенок в 2 месяца развитие малыша

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Умения, навыки у двухмесячной крохи

Двухмесячный ребенок общителен и подвижен. Он должен уметь:

  • самостоятельно держать голову;
  • активно двигать ручками;
  • пытаться переползать;
  • готовиться к перевороту на бочок.

В совместных занятиях вырабатывают у ребенка ответ на слуховой и зрительный раздражитель.

Показатель благополучного развития – два серьезных изменения в поведении младенца. «Комплекс оживления» появляется как реакция на общение с родителями. Она включает в себя действия:

  • эмоции;
  • речь;
  • движение.
Умения, навыки у двухмесячной крохи

Карапуз не только улыбается, он эмоционально оживляется при виде мамы или звучании голоса.

Обратите внимание! Улыбка двухмесячного ребенка отличается от эмоции в 1 мес. Карапуз старается выразить свою радость от общения. Он пытается произносить звуки, счастливая мама слышит гласные восклицания на выдохе. Постепенно приходит умение гулить.

Второе важное событие – ребенок при виде игрушки или рук мамы двигает ручками. Он может вначале схватить предмет, потом постепенно тянет его к себе. У ближайшего окружения появляется возможность новых игр и упражнений с карапузом. Время бодрствования увеличивается, промежутки между кормлением и сном растут. Родители могут больше времени общаться и играть с ребенком.

Таблица с физическими данными и навыками ребенка

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.
Физиологические изменения

Что необходимо для полноценного развития ребенка в месяца

Чтобы малыш правильно развивался согласно возрастным нормам, родители должны постоянно уделять ему внимание. С детьми следует заниматься регулярно. При этом огромное значение имеет составление грамотного распорядка дня, где расписываются все важные моменты с учетом возраста малыша.

Особое место в ежедневном распорядке отводится питанию, сну, гигиеническим и закаливающим процедурам. Обучением следует заниматься в часы бодрствования ребенка. Основные пункты развития:

Что необходимо для полноценного развития ребенка в месяца
  1. Зарядка. Проводить ее необходимо каждое утро. Можно выполнять простые упражнения — сгибание и разгибание ручек и ножек. При этом малыша следует класть на ровную поверхность.

    Очень важно контролировать силу нажатий, чтобы не причинить ему боль.

  2. Упражнения, которые стимулируют выполнение поворотов. Для этого кроху кладут на спинку и слегка тянут его за ножку в одну сторону. Так малыш будет пытаться перевернуться на бок.
  3. Выкладывание на живот. Такая манипуляция помогает стимулировать развитие мышц шеи и живота, улучшает работу желудка, предотвращает появление колик. На протяжении дня кроху кладут на живот на несколько секунд, пока он не устанет.
  4. Массаж. Эта процедура помогает развивать мышцы, предотвращает их зажатость, стимулирует кровообращение, улучшает обменные процессы. Некоторым деткам рекомендуют специальные лечебные массажи (например, при гипертонусе или ортопедических проблемах), которые выполняет профессионал.
  5. Развивающие игры. Полезно разнообразить ощущения крохи — зрительные, тактильные, слуховые. Для этого над кроваткой устанавливают музыкальную игрушку, которая не только издает приятные звуки, но и двигается. Он будет не только рассматривать яркие предметы, но и пытаться до них дотянуться. Совет!Отличным занятием также может стать развивающий коврик, который содержит много интересных объектов.
Читайте также:  Цветок невеста комнатный — как называется растение?

Важно также разговаривать с малышом, петь ему песенки. Эмоциональное общение, поцелуи и объятия помогают вырастить здорового и жизнерадостного ребенка.

Развитие речи ребенка месяца жизни

Звукопроизношение

Ребенок эмоционально реагирует, крича, на купание, теплую воду, яркие объекты природы. Сосредотачивается на звуках, когда мать напевает различные колыбельные. Перекликается со взрослым, подражает звукам его голоса при условии присутствия и отсутствия рядом.

В ответ на ласкательные слова-обращения взрослого малыш реагирует положительно, эмоционально окрашенным возбуждением. Прислушиваясь к словам родителей, ребенок, различает интонацию голоса, понимает слова, связанные с элементарными практическими действиями (кормлением, одеванием, купаним).

Коммуникативная активность

Обращение взрослого вызывает первую улыбку ребенка, что является своеобразным ответом и признаком установления контакта. Ребенок способен сосредоточить свой взгляд на лице взрослого, который обращается к нему. Радуется присутствию и разговору взрослого (оживление, агуканье).

Задача развития: — стимулировать появление гортанных звуков; радоваться образованию спонтанных звуков; создавать благоприятные условия для развития гуление; — адекватно реагировать на разный по характеру крик малыша, формировать у него доверие к человеческому окружению; — поддерживать у ребенка позитивное самочувствие, одобрять его готовность общаться, радоваться присутствию взрослого.

Организация жизнедеятельности

Необходимо, чтобы малыш слышал четкое произношение звуков родного языка, чтобы у него росло количество гласноподобных звуков, чтобы он их много раз повторял. Следует поддерживать у малыша желание многократно повторять звуки, поскольку навыки звукопроизношения формируют его фонемную систему вещания.

Родителям следует знать, что некоторые звуки достаточно точно отражают эмоциональное состояние ребенка: в спокойном и комфортном состоянии он чаще всего произносит звуки «е» и «и»; когда ему плохо, использует в основном «о» и «у». Взрослые обеспечивают малышу состояние спокойного бодрствования, в течение которого проводят с ним «ласковые разговоры».

Целесообразно периодически класть малыша в манеж или кровать так, чтобы он хорошо видел лицо взрослого. Улыбаясь, необходимо ласково говорить с ребенком, сопровождая свой розговор частыми и легкими прикосновениями к его груди, называть его по имени, стимулировать появление соответствующих голосовых реакций. Поскольку младенцу легче произносить гласные звуки, то в общении с ним взрослый должен использовать именно звуки: а, в, о, и, и, т.д.

Показатели речевого развития ребенка двух месяцев: — появление различных видов крика (когда голоден, мокрый, что-то болит); — появление слабых гортанных звуков типа «ах», «эх», «ух»; — интенсивное образование спонтанных звуков; — появление агукания; — реагирования комплексом оживления на лицо родного человека.

Развитие речи ребенка от рождения до 1 года

Комплекс оживления

Обратите внимание, как реагирует малыш на ваше присутствие? Улыбается, внимательно смотрит, гулит и даже ручками дергает? Развитие ребенка в 3 месяца примечательно появлением так называемого «комплекса оживления». Он включает в себя три способа «реагирования»:

  • двигательный (машет ножками, вертится);
  • эмоциональный (долго смотрит в глаза, улыбается);
  • разговорный (визжит, произносит «агу», пытается произносить слоги).

У вашего ребенка наблюдаются все три перечисленные виды общения? Поздравляем! Малыш на старте психологического и эмоционального развития. День ото дня он будет  уметь делать что-то новое, радовать вас все большими успехами, познавая и открывая для себя окружающий мир.

Карапуз настроен доброжелательно – он радуется всем людям, которые идут с ним на контакт. Стоит ласково заговорить с маленьким человечком, и он уже счастливо улыбается в ответ.

По мнению психологов, дети, с которыми мамы общаются больше и эмоциональнее, подходят к «комплексу» уже к 2,5 месяцам. Соответственно малыши, которым в течение дня уделяется недостаточно времени и внимания, развиваются медленнее. Для них подобное многогранное общение доступно не ранее, чем в три месяца.

Развитие ребенка в месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, навыки

У грудничка после появления на свет к концу второго месяца появляются новые навыки и умения. Родители обязаны решить определенные проблемы в развитии, уметь заниматься с младенцем, играть, сделать массаж и спеть колыбельную на ночь для быстрого засыпания. В статье подробно рассказано о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Первая осознанная улыбка

Умения, навыки у двухмесячной крохи

Двухмесячный ребенок общителен и подвижен. Он должен уметь:

  • самостоятельно держать голову;
  • активно двигать ручками;
  • пытаться переползать;
  • готовиться к перевороту на бочок.
Развитие ребенка в месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, навыки

В совместных занятиях вырабатывают у ребенка ответ на слуховой и зрительный раздражитель.

Читайте также:  Высыпания на коже – основные признаки недугов печени

Показатель благополучного развития – два серьезных изменения в поведении младенца. «Комплекс оживления» появляется как реакция на общение с родителями. Она включает в себя действия:

Карапуз не только улыбается, он эмоционально оживляется при виде мамы или звучании голоса.

Обратите внимание! Улыбка двухмесячного ребенка отличается от эмоции в 1 мес. Карапуз старается выразить свою радость от общения. Он пытается произносить звуки, счастливая мама слышит гласные восклицания на выдохе. Постепенно приходит умение гулить.

Второе важное событие – ребенок при виде игрушки или рук мамы двигает ручками. Он может вначале схватить предмет, потом постепенно тянет его к себе. У ближайшего окружения появляется возможность новых игр и упражнений с карапузом. Время бодрствования увеличивается, промежутки между кормлением и сном растут. Родители могут больше времени общаться и играть с ребенком.

Таблица с физическими данными и навыками ребенка

Особенности развития к 2 месяцам

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Продолжение формирования нервной системы ребенка уменьшает реакцию рефлексов от рождения. Ребенок учится запоминать навыки движений, развивается координация. Новые привычки помогают двигательной активности. Нельзя оставлять ребенка в период бодрствования одного. Он вполне способен:

Развитие ребенка в месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, навыки
  • перевернуться;
  • упасть со столика или кровати;
  • высовывать ручки из пеленки;
  • выталкивать ножки.

Движения перестают быть хаотичными, они приобретают целевую направленность. В утробе мамы до рождения корпус плода согнут. Поэтому кроха длительное время прижимает ножки, ручки к телу, пальчики сжаты. Периодически карапуз:

  • распрямляет конечности;
  • может потянуться;
  • разжимает пальчики на руках.

К концу второго месяца жизни ребенок осваивает полное раскрывание кисти, может ее не напрягать. Идет быстрое развитие плечевого пояса и шеи. Для ускорения укрепления группы мышц нужно постепенно выкладывать кроху на животик. Детская кроватка для него только место для сна или безопасного бодрствования.

Спокойный сон

Критерии развития новорожденного к двум месяцам

У ребенка формируются речевые реакции. Он осваивает новые движения, родители могут выполнять с ним определенные упражнения.

Сосредотачиваясь на слуховом раздражителе на короткое время (до 20-30 секунд), карапуз может замедлить движение и искать глазами источник звукового сигнала. Зрительное сосредоточение проявляется в форме слежения глазами за предметом.

Малыш развивается во всех направлениях, все чаще раздается осознанный детский смех при приближении мамы.

Развитие ребенка в месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, навыки

Умственное и физическое совершенствование

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Если рядом с карапузом раздается непривычный звук, он реагирует непроизвольно. Его действия в ситуации – поиск источника звука. В качестве раздражителя возможны сигналы от:

  • музыкальных игрушек;

Занятия для развития

Чтобы развить физиологические навыки, необходимо регулярно заниматься, даже если младенец развивается согласно возрасту. К числу обязательных занятий относится:

  • массаж;
  • гимнастика;
  • выкладывание на животик;
  • занятия в ванной;
  • длительные прогулки на свежем воздухе (2-4 часа);
  • принятие воздушных ванн;

Основная задача — это тренировать мышцы спины и шеи. Необходимо каждое утро начинать с гимнастики: класть ребенка на спинку, сводить и разводить ручки в разные стороны, сгибать и разгибать ножки. Стоит проводить гимнастику для пальчиков, вырабатывая хватательный рефлекс. Проще всего — это давать младенцу шарики и палочки из разного материала, которые хорошо развивают его тактильные чувства.

В этом возрасте ребенок умеет отличать цвета: желтый, красный, черный, оранжевый, белый. Чтобы развить навык необходимо покупать яркие игрушки. Стоит приучать малыша к погремушкам, но они не должны быть сильно громкими, чтобы не напугать. После испуга малютка может беспокойно спать. Чтобы развить слух нужно включать грудничку негромкую спокойную музыку. На любые развивающие игры необходимо тратить не более 20 минут, иначе ребенок быстро устанет, а перенапрягаться в этом возрасте ему ни к чему. Чтобы игра усваивалась малышом лучше, необходимо во время нее разговаривать с ребенком, проговаривая каждое действие.

Развитие ребенка в двенадцатый месяц

  • Самостоятельно стоит Самостоятельно ходит Встает из положения сидя на корточках Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще. Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам Начинает капризничать Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили Начинает проявлять чувство юмора Откусывает, жует твердую пищу; Пользуется ложкой и чашкой Понимает почти все из того, что ему говорят Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов Узнает животных на картинках Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Достижения не велики, но воля к победе — огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего — это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год — все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» — по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз — уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Здоровье ребенка в месяца

На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.

После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса — ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни — если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее — всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

Разумеется, повышенная возбудимость — далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая музыка значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, желательно отказаться от просмотра телевизора, отдать предпочтение мелодичной негромкой музыке.

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду — на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки, носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования.